Спектакль «Попрыгунья» Красноярского драмтеатра имени Пушкина, премьера которого состоялась в начале февраля, буквально пронизан гротескным юмором. Но это не снимает чеховской трагической повестки.
Представление можно расценить и как литературное чтение одноименного рассказа Антона Павловича. Только в формате аудиокниги это укладывается в полчаса, а спектакль длится полтора с «копейками». Но зрителю не приходится скучать.
Та «отсебятина», которую добавил в рассказ режиссер (интерактив со зрителями и демонстрация возможного развития сюжета), только делает представление живее и интереснее. Кажется, что и актеры играют не по сценарию, а как душа легла. Впечатление, что побывал на театральном капустнике, у хороших друзей. И визуализация здесь работает на полную катушку.
Рассказ Антона Павловича притягателен точно прописанными характерами, узнаваемыми ситуациями и своей игровой природой. Первые семь частей — комедийные, но восьмая перевернет все с ног на голову настолько мощно и филигранно, что предыдущие части изменят смысл. Чем смешнее в начале, тем больнее ударит финал, — говорит режиссер «Попрыгуньи» Григорий Артамонов.
Актеры подобраны в соответствии с режиссерским замыслом. Какой у Чехова Рябушинский? Стройный красавец лет 25? А в спектакле – дородный лысый мужчина в годах, которому поклоняется главная героиня повествования — Ольга.
Для нее главное — знаменитость. Ведь любовь слепа и блеск звездности нередко затмевает все физические недостатки объекта воздыхания.
Гротеск в постановке присутствует во всем. В том числе в минимализме интерьера, демонстрирующего пустоту всех этих эстетствующих мещан.
В оригинале Чехова комнаты обставлены мольбертами с эскизами. Мольберты присутствуют и в спектакле, но они пусты. Да и так ли важны? Мы и так понимаем — король голый!
Зато эта публика ведет себя так нагло, что, казалось бы, никакого терпения не хватит. Даже кроткий Дымов вдруг взрывается. Кого-то из наглецов выкидывает со своей дачи, кому-то лихо пробивает коленом в нос…
Но это уже режиссерское отступление, та самая «отсебятина» — возможное развитие сюжета, когда муж, приезжая на дачу к своей жене, не может остаться с ней наедине. Вокруг знаменитые гости, гости… У Чехова драки нет.
Или сравнение Ольги Ивановны мужа с красавцем-оленем. И гости подхватывают идею: олень. А по-чеховски — славный малый.
Такие культурные коды современности, отлично понятные сегодняшнему зрителю, расставлены повсюду.
Есть здесь и знаменитое чеховское ружье. В рассказе оно не висит и не стреляет. А в спектакле появляется и работает: дополнительно подчеркивает черты характера соблазнителя — художника Рябушинского. Заодно позволяет сделать спектакль интерактивным. Зрители оказываются вовлечены в этот фарс, тоже «играют» в представлении – кто сов, кто чаек, кто волков, а кто муравьев.
Есть здесь и чеховская гитара. Которая, как ни странно, играет. Хотя по ритмике повествования ей впору разбиться о чью-то голову.
Вместе с тем трагичный посыл рассказа не пропадает в этом гротеске. Где-то наоборот, даже подчеркивается. Прямо по Пьеру Бомарше — нужно посмеяться, иначе пришлось бы заплакать.
12+