1 марта в рамках КЭФ-2023 прошла экспертная дискуссия «Бизнес и территории. Новый подход к социальным инвестициям».
Отправной точкой дискуссии стали результаты исследования «Бизнес и территории. Среда жизни, как фактор конкуренции за персонал», представленные генеральным директором и учредителем ООО «Центр социального проектирования «Платформа» Алексеем Фирсовым.
Исследование акцентирует внимание на взаимодействии власти, общества и бизнеса в условиях нарастающей конкуренции за человеческие ресурсы. В условиях нарастающего кадрового дефицита размер заработной платы перестает быть решающим фактором выбора: не менее, если не более важными становятся такие факторы, как качество городской среды, развитая социальная инфраструктура, возможности для всесторонней реализации личности. И если таких возможностей недостаточно, то люди «голосуют ногами», уезжая из менее благоприятных регионов в более благоприятные.
Это означает, что ответственный бизнес, планируя свое развитие, должен планировать и свое участие в развитии территории, где находятся его производственные активы. А для того, чтобы участие было эффективным, нужно понимать запросы общества, выстраивать модели взаимодействия с властью, гражданским активом, малым и средним бизнесом.
Обсуждению механизмов такого взаимодействия и была посвящена дискуссия.
Были представлены кейсы компаний с наиболее известными территориальными практиками: это, например, «Норникель», «Сибур», «Северсталь».
Так, социальные инвестиции «Сибура» в 2018—2022 годах включают строительство аэропорта, 40 объектов социальной сферы, развитие общественных пространств, поддержку социального предпринимательства. В свою очередь, вклад «Норникеля» в программу реновации Норильска составляет более 80 млрд рублей из 120. Помимо этого компания выработала продуктивные механизмы взаимодействия с властью и обществом, такие как агентство развития Норильска, фонд управления целевыми капиталами приоритетных социальных направлений «Наш Норильск», проектные офисы, общественные комитеты.
Взаимодействие компании, города и местного сообщества основано на балансе интересов и разделении ответственности, — рассказала директор департамента социальной политики «Норникеля» Ирина Жуйкова. – Мы вместе обсуждаем как стратегию развития компании, так и стратегию развития города, принимаем совместные решения. Это касается буквально всего, например, приоритетности ввода объектов программы реновации.
По мнению участников дискуссии, такие механизмы могут быть моделью для тиражирования в других российских регионах.
Мне кажется, очень важно преодолеть разрывы между компаниями, которые являются центрами социальных инвестиций и региональной властью, которая имеет свои представления о развитии, — подчеркнул Алексей Фирсов. – Сегодня для бизнеса развитие территорий – это не красивый жест в обмен на преференции. Это острейший фактор конкуренции за кадры. И для этого требуются долговременные программы трансформации среды. И компании учатся это делать, строят планы социальных инвестиций на долговременную перспективу. Ведь без масштабного участия в развитии территорий они рискуют просто остаться без персонала.