Затопленные корабли внесут в геоинформационную систему «Енисей – Арктика»

Затопленные корабли внесут в геоинформационную систему «Енисей – Арктика»
Затопленные корабли внесут в геоинформационную систему «Енисей – Арктика»

Историю освоения Енисея занесут в базу данных геоинформационной системы «Енисей – Арктика». Об этом рассказали в Красноярском краевом отделении Русского географического общества.

В этом году прошел первый этап экспедиции «Енисей – Арктика», которая поставила перед собой цель за два года исследовать акваторию реки и Енисейского залива при помощи гидроакустических систем. Исследователи детально изучают дно Енисея. Главная задача – поиск и исследование затонувших исторических судов, которые смогут рассказать об освоении реки.

Как говорят в Красноярском краевом отделении Русского географического общества, экспедиция длилась около месяца. Проведено порядка двух десятков стационарных исследований, в том числе в устье реки Сальная Курья, в Игарской протоке, в Потаповской впадине и Пашковской протоке в Усть-Порту. В составе экспедиции было два человека, а ее транспортное средство – парусно-моторный катамаран. Исследователи выявили множество антропогенных объектов, которые и будут занесены в специализированную географическую информационную систему «Енисей – Арктика». Среди наиболее интересных с научной точки зрения объектов – многочисленные слои затопленной древесины в Игарской протоке, а также ряд затонувших судов.

– Предстоит большая работа по дешифрированию полученных данных, однако мы с большой степенью уверенности можем сообщить, что нами получены первые графические изображения английской паровой шхуны «Темза» (1847 года постройки), затонувшей в устье реки Сальная Курья. Судно найдено нами в 2016 году в ходе краткосрочных погружений. К сожалению, состояние корабля очень плохое: удалось установить, что в конце 1980-х годов в Сальной Курье производились дноуглубительные работы, в ходе которых судно сильно пострадало. Шесть найденных несамоходных судов в разных районах маршрута позволяют проследить историю данного вида судостроения на Енисее, поскольку суда относятся к разным периодам. Так, старейшее найденное нами несамоходное судно можно датировать концом XIX – началом XX века, в то время как новейшее судно относится к 1940-м – 1950-м годам, – отмечает руководитель экспедиции, сопредседатель полярной комиссии Красноярского краевого отделения РГО Александр Гончаров.

К интересным с точки зрения енисейского судостроения и развития судоходства по Северному морскому пути находкам можно отнести болиндер, найденный в Пашковской протоке. Подобные небольшие деревянные суда с дизельными двигателями использовались во время Великой Отечественной войны для пассажирских и грузовых перевозок в Енисейском заливе и прибрежных районах Карского моря. Деревянный корпус судна и его небольшой размер позволяли проходить через поля магнитных мин.

Также исследователи провели предварительные работы на реке Норильская. Более подробные изыскания здесь запланированы на 2019 год.

Фото: РГО


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

3 сентября 2018
Ученые обследуют дно Енисея и составят карту затонувших кораблей
Карту погибших кораблей создадут в Красноярском крае. Ученые при помощи эхолокаторов обследуют дно Енисея, чтобы найти давно утонувшие суда, информация
24 октября 2025
Журналист НКК Сергей Бурлаку стал финалистом творческого конкурса «Енисей»
Журналист краевого издания «Наш Красноярский край» Сергей Бурлаку стал финалистом XIII творческого конкурса «Енисей» в номинации «Это наша земля». На
10 октября 2025
Стала известна программа красноярского медиафорума «Енисей»
XIII Медиафорум «Енисей» откроется пленарным заседанием «Медиаповестка: квест в поисках правды или битва за доверие». Теме удержания доверия аудитории в эпоху
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности