Историю освоения Енисея занесут в базу данных геоинформационной системы «Енисей – Арктика». Об этом рассказали в Красноярском краевом отделении Русского географического общества.
В этом году прошел первый этап экспедиции «Енисей – Арктика», которая поставила перед собой цель за два года исследовать акваторию реки и Енисейского залива при помощи гидроакустических систем. Исследователи детально изучают дно Енисея. Главная задача – поиск и исследование затонувших исторических судов, которые смогут рассказать об освоении реки.
Как говорят в Красноярском краевом отделении Русского географического общества, экспедиция длилась около месяца. Проведено порядка двух десятков стационарных исследований, в том числе в устье реки Сальная Курья, в Игарской протоке, в Потаповской впадине и Пашковской протоке в Усть-Порту. В составе экспедиции было два человека, а ее транспортное средство – парусно-моторный катамаран. Исследователи выявили множество антропогенных объектов, которые и будут занесены в специализированную географическую информационную систему «Енисей – Арктика». Среди наиболее интересных с научной точки зрения объектов – многочисленные слои затопленной древесины в Игарской протоке, а также ряд затонувших судов.
– Предстоит большая работа по дешифрированию полученных данных, однако мы с большой степенью уверенности можем сообщить, что нами получены первые графические изображения английской паровой шхуны «Темза» (1847 года постройки), затонувшей в устье реки Сальная Курья. Судно найдено нами в 2016 году в ходе краткосрочных погружений. К сожалению, состояние корабля очень плохое: удалось установить, что в конце 1980-х годов в Сальной Курье производились дноуглубительные работы, в ходе которых судно сильно пострадало. Шесть найденных несамоходных судов в разных районах маршрута позволяют проследить историю данного вида судостроения на Енисее, поскольку суда относятся к разным периодам. Так, старейшее найденное нами несамоходное судно можно датировать концом XIX – началом XX века, в то время как новейшее судно относится к 1940-м – 1950-м годам, – отмечает руководитель экспедиции, сопредседатель полярной комиссии Красноярского краевого отделения РГО Александр Гончаров.
К интересным с точки зрения енисейского судостроения и развития судоходства по Северному морскому пути находкам можно отнести болиндер, найденный в Пашковской протоке. Подобные небольшие деревянные суда с дизельными двигателями использовались во время Великой Отечественной войны для пассажирских и грузовых перевозок в Енисейском заливе и прибрежных районах Карского моря. Деревянный корпус судна и его небольшой размер позволяли проходить через поля магнитных мин.
Также исследователи провели предварительные работы на реке Норильская. Более подробные изыскания здесь запланированы на 2019 год.
Фото: РГО