Клиенты банков Красноярского края стали реже жаловаться на мисселинг.
Речь идет о ситуациях, когда клиентов вводят в заблуждение и, пользуясь их низкой финансовой грамотностью, продают не те продукты, за которыми они обращались. К примеру, рекомендуют вместо вклада заключить договор об инвестиционном страховании жизни (ИСЖ). Причем не рассказывая детально, чем отличаются эти два продукта и какие риски могут возникнуть. Именно такая ситуация произошла с 22 клиентами банков, которые приобрели полисы инвестиционного страхования жизни.
За девять месяцев этого года жители Красноярского края отправили в Банк России 28 жалоб на мисселинг. В 2019 году за аналогичный период таких жалоб было почти в 2,5 раза больше – 64.
Для улучшения ситуации и информирования потребителей Банк России обязал страховые компании и их агентов, в том числе финансовые организации, предупреждать клиентов о рисках полисов ИСЖ. Они обязаны сообщать, что инвестиционный доход по полису не гарантирован, а при досрочном расторжении договора покупатель получит меньше денег, чем внес. И, что не менее важно, вложения в ИСЖ не попадают в систему государственного страхования вкладов.
– Зачастую люди осознают, что приобрели не тот продукт, уже после заключения договора, – комментирует управляющий Отделением Красноярск Банка России Сергей Журавлев. – В такой ситуации рекомендую писать жалобу в саму финансовую организацию и в интернет-приемную Банка России. В случае с ненужным полисом страхования можно воспользоваться периодом охлаждения – это время, 14 календарных дней, когда у потребителя есть право, написав заявление, расторгнуть договор и вернуть уплаченные деньги. Банк России внедряет единый подход к информированию о финансовых продуктах. Клиенты до подписания договора будут получать от финансовых организаций специальный документ с цветовой маркировкой и информацией о всех рисках. Называется он ключевой информационный документ – КИД. Такие паспорта будут в простой форме раскрывать основные особенности финансового продукта.
В любом случае лучше всегда несколько раз уточнить у сотрудника банка все непонятные детали и даже взять образец договора домой, чтобы внимательно просмотреть его, и только тогда уже ставить подпись на документе.