Арктика далекая и близкая

Арктика далекая и близкая

В Енисейске, в рамках арктической экспедиции МЧС и отделения Русского географического общества, обсуждены меры повышения безопасности населения на Енисейском Севере. 

Арктика… Это понятие до сих пор будоражит умы исследователей и любителей путешествовать в бескрайних ледяных просторах по примеру открывателей-первопроходцев, имена многих из которых географическими названиями уже давно нанесены на карту мира. Но в то же время многие страны, включая Россию, к Арктике проявляют интерес и экономический.

 Для защиты уникальной природы северной полярной зоны, осуществления контроля и проведения всевозможных исследований, планирования различной деятельности и наблюдения за экологической обстановкой этой территории в 1996 году по инициативе Финляндии был создан международный Арктический совет, в состав которого вошли восемь приарктических стран. Для решения приоритетных задач в рамках организации было создано шесть рабочих групп. Групп по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике занимается вопросами безопасности за Полярным кругом. В нашей стране ее работу курирует министерство чрезвычайных ситуаций, руководителем же ее является заместитель директора департамента международной деятельности, кандидат геолого-минералогических наук Игорь Веселов. О работе группы в составе совета Игорь Анатольевич рассказал енисейцам во время встречи, которая прошла в рамках экспедиции по Енисею, проводимой МЧС России совместно с Красноярским отделением Русского географического общества. 
Арктический совет

Игорь Анатольевич рассказал, что данная общественная экспедиция посвящена десятилетию председательства России в Арктическом совете и десятилетию создания рабочей группы по безопасности. Целей у этого совместного проекта несколько. Прежде всего, по словам руководителя рабочей группы, необходимо лично на местах оценивать все возможные риски чрезвычайных ситуаций, в том числе и риски экологические. По итогам поездки будут поданы новые сведения, а также предложения по повышению уровня безопасности населения. Маршрут экспедиции выбран не случайно: от Красноярска до Дудинки с остановками в наиболее значимых местах, в числе которых Енисейск и Енисейский район. 

Енисей и Красноярский край очень тесно связаны с Арктикой: северная часть региона входит в ее территорию, а Енисей — транспортная артерия, являющаяся естественной частью великого Северного морского пути, движение по которому с каждым годом набирает обороты, ведь это по-прежнему кратчайший путь из Европы в Азию и обратно. «Поэтому, — сказал Игорь Анатольевич, — важно оценить состояние Енисея. Не зря 100 лет назад проводилась экспедиция с участием норвежского исследователя Фритьофа Нансена, которая прошла по Севморпути с заходом в Енисей как раз в целях того, чтобы посмотреть, в каком состоянии вся эта транспортная сеть находится и как она может работать». 

Еще одна цель, продолжил Игорь Анатольевич, – пропаганда деятельности Русского географического общества, которое в настоящее время активно занимается проблематикой Арктики, к примеру, реализует большую программу по ликвидации экологического ущерба, нанесенного в прошлые годы. «Много работы предстоит сделать для вывоза бочек с остатками отработанного топлива, которыми просто завалена Арктика. Топливо завозилось, тара оставалась, — сетует Игорь Анатольевич. — С одного только острова земли Франца Иосифа в прошлом году были вывезены тонны металлолома, который был переплавлен на «большой земле». Это огромная работа, требующая немалых усилий». Пропаганда безопасного поведения людей, как местных жителей, так и туристов, которые отдыхают на природе, — еще одна цель экспедиции: на каждой остановке участники экспедиции оставляли специально изготовленные буклеты с памятками для любителей активного отдыха. 

В ходе встречи с жителями города Игорь Анатольевич также рассказал и о самом Арктическом совете, и о деятельности рабочей группы, им возглавляемой: «Сейчас большое внимание во всем мире уделяется развитию Арктики. К вопросам, которыми занимается наша группа, относится безопасность. Таким образом, мы стараемся внести свой вклад в защиту окружающей среды в Арктике от угрозы или воздействия, которые могут возникнуть в результате случайного выброса загрязняющих веществ или радионуклидов. Кроме того, рабочая группа рассматривает вопросы, связанные с последствиями стихийных бедствий. Прежде всего нас волнует безопасность людей, которые работают и проживают на этой территории, а также безопасность крупных промышленных объектов, которые там находятся. Кстати, только в нашей стране в сухопутной части Арктической зоны расположен город, аналогов которому нет во всем мире, крупнейший город Заполярья — Мурманск, и второй, подобный ему, город Норильск. Нигде за рубежом подобной практики создания целых городов нет». 

России принадлежит 40% побережья арктических морей, продолжил Игорь Анатольевич, но еще в 2001 году нашей страной подана заявка о признании арктического шельфа российской территорией. Конечно, это связано с большим экономическим интересом страны: признание находящихся в Баренцевом, Беринговом и Охотском морях хребтов Ломоносова и Менделеева продолжением континентального шельфа дало бы нашей стране приоритетное право на добычу полезных ископаемых в этой зоне. Однако сейчас за эту территорию борются также Канада и Дания. Нужно сказать, что в этом году впервые начала давать нефть морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» в Баренцевом море, принадлежащая компании «Газпромнефть». Отгрузка первого танкера состоялась уже в апреле. Там же, далеко от берега, находится нефтепогрузочная платформа компании «Лукойл», запущенная в 2008 году, при открытии которой там сразу были проведены и масштабные учения МЧС. Есть подобные проекты и по Карскому морю, и по морю Лаптевых. В связи с такой деятельностью странами — постоянными участницами Арктического совета — было подписано международное соглашение о взаимодействии в ликвидации аварийных разливов нефти. Готовится и еще одно соглашение – о предупреждении нефтеразливов. После аварии в Мексиканском заливе, когда был нанесен колоссальный ущерб побережью Флориды и соседним территориям, этот вопрос стал особенно актуален. В Арктике же подобная катастрофа сопряжена с дополнительными сложностями, потому что нефть в полярных широтах очень долго не разлагается, даже при дополнительном биологическом воздействии. 

В 2011 году по инициативе России заключено первое соглашение восьми стран по поиску и спасению в Арктике, кооперирующее действия стран в случае крупных аварий с морскими и воздушными судами. В прошлом году общее учение прошло на берегах Гренландии, в следующем году оно пройдет в России. Нужно отметить, что МЧС России имеет свои серьезные силы и средства: это и авиация, и уникальный аэромобильный госпиталь спасателей, который при необходимости можно десантировать на парашютах в любую точку мира, в том числе и на льды Арктики. Он состоит из легко возводимых каркасных утепленных надувных модулей. Госпиталь обеспечен водой, продуктами, медикаментами, полностью укомплектован необходимым оборудованием, в том числе реанимационным, и способен автономно работать две недели. Это подтвердили учения, которые проводили сотрудники МЧС весной 2010 года на земле Франца Иосифа в условиях 25-30-градусного мороза.

 На встрече выступил также Валерий Терешков, заместитель руководителя территориального органа МЧС по Красноярскому краю. «Интенсивность движения по Севморпути постоянно возрастает, причем рост идет как в сторону Запада, так и Востока: Индия, Япония, Китай и другие страны проявляют свою заинтересованность в этом направлении, — сказал он. — Уже были проведены рейсы супертанкеров, транспортирующих сжиженный природный газ. МЧС должно разработать эффективные меры по обеспечению безопасности этих перевозок. Что же касается причастности Енисейска и Енисейского района к делам арктическим, то следует отметить, что правительством Красноярского края организовано отдельное министерство по делам народов Севера. Указом президента РФ Владимира Путина территории севера Красноярского края – Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный и Туруханский районы — внесены в Арктическую зону России. Енисейский район приравнен к районам Крайнего Севера. Так что все решения, которые принимаются правительством страны в отношении Арктики, так или иначе касаются и Енисейска, и Енисейского района. Министерством транспорта организован координационный спасательный центр на Диксоне, «Росавиация» там же будет организовывать свой спасательный центр. Вероятней всего, что аэропорт, который сегодня существует в Енисейске, в этой связи будет возрожден, в том числе и для обеспечения безопасности движения судов, а также других транспортных средств в северном направлении, в том числе и арктическом. Большие надежды с развитием Красноярского Севера связывает и исполняющий обязанности губернатора края Виктор Толоконский, который является также председателем Красноярского представительства РГО».

 «Есть и еще один аспект проведения экспедиции — профориентационный, — сказал в завершение Игорь Анатольевич. — В прошлом году мы проводили конференцию в Нарьян-Маре, где от МЧС России создан кадетский класс для старшеклассников. Дети, обучающиеся в нем, нацелены связать свою судьбу с системой обеспечения безопасности, поступить в академии и университеты МЧС, чтобы в дальнейшем работать и служить именно на своей территории: аварийно-спасательный центр, открытый там, планируется укомплектовать выпускниками кадетского класса, привыкшими к жизни в условиях Севера. В этой поездке, глядя на молодых людей Красноярского края, хочется сказать, что перспективы работы на Севере большие и места желающим найдутся». В Дудинке – конечном пункте – участники экспедиции посетили комплексный Арктический аварийно-спасательный центр, ставший вторым из десяти запланированных центров МЧС в Арктике и первым — в Красноярском крае. Центр оснащен современной специализированной спасательной техникой повышенной проходимости, необходимой для работы на Крайнем Севере. Численность сотрудников — 65 человек. Там же развернут центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, идет сбор информации, подготовка и отработка сообщений о возможных угрозах безопасности. Здесь же будет установлено оборудование, позволяющее принимать и обрабатывать информацию, поступающую со спутников. В прошлом году подобный аварийно-спасательный центр был открыт в Нарьян-Маре, а к 2015 году такие центры появятся в Архангельске, Воркуте, Надыме, Мурманске, Тикси, Певеке, Анадыре и поселке Провидения. По словам Игоря Анатольевича, такие центры, на строительство которых выделено 910 миллионов рублей федерального бюджета, – лишь часть одной из главных задач по созданию комплекса безопасности в Арктике. В Енисейске участники экспедиции провели один день. Они посетили пожарную часть, краеведческий музей, храмы и монастыри города, а также совершили экскурсию на Монастырское озеро.

Фото: пресс-служба МЧС


Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

27 мая 2022
Красноярцам посоветовали пользоваться в магазинах контрольными весами
Специалисты краевого Роспотребнадзора рекомендуют красноярцам, сомневающимся в правильном весе выбранного товара, использовать контрольные весы. Они в обязательном порядке должны быть
27 мая 2022
В Красноярске создадут еще два мобильных пункта скорой помощи
В Красноярске планируют создать еще два мобильных передвижных пункта скорой помощи. Они будут расположены в Покровке и на проспекте им.
26 мая 2022
Мошенники под видом сотрудников МЧС пытаются продать жителям края огнетушители
Сотрудники МЧС по краю предупреждают жителей региона об участившихся случаях мошенничества. Представляясь сотрудниками пожарного надзора, злоумышленники запугивают предпринимателей и обычных