В Енисейске, в рамках арктической экспедиции МЧС и отделения Русского географического общества, обсуждены меры повышения безопасности населения на Енисейском Севере.
Арктика… Это понятие до сих пор будоражит умы исследователей и любителей путешествовать в бескрайних ледяных просторах по примеру открывателей-первопроходцев, имена многих из которых географическими названиями уже давно нанесены на карту мира. Но в то же время многие страны, включая Россию, к Арктике проявляют интерес и экономический.
Для защиты уникальной природы северной полярной зоны, осуществления контроля и проведения всевозможных исследований, планирования различной деятельности и наблюдения за экологической обстановкой этой территории в 1996 году по инициативе Финляндии был создан международный Арктический совет, в состав которого вошли восемь приарктических стран. Для решения приоритетных задач в рамках организации было создано шесть рабочих групп. Групп по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике занимается вопросами безопасности за Полярным кругом. В нашей стране ее работу курирует министерство чрезвычайных ситуаций, руководителем же ее является заместитель директора департамента международной деятельности, кандидат геолого-минералогических наук Игорь Веселов. О работе группы в составе совета Игорь Анатольевич рассказал енисейцам во время встречи, которая прошла в рамках экспедиции по Енисею, проводимой МЧС России совместно с Красноярским отделением Русского географического общества.
Игорь Анатольевич рассказал, что данная общественная экспедиция посвящена десятилетию председательства России в Арктическом совете и десятилетию создания рабочей группы по безопасности. Целей у этого совместного проекта несколько. Прежде всего, по словам руководителя рабочей группы, необходимо лично на местах оценивать все возможные риски чрезвычайных ситуаций, в том числе и риски экологические. По итогам поездки будут поданы новые сведения, а также предложения по повышению уровня безопасности населения. Маршрут экспедиции выбран не случайно: от Красноярска до Дудинки с остановками в наиболее значимых местах, в числе которых Енисейск и Енисейский район.
Енисей и Красноярский край очень тесно связаны с Арктикой: северная часть региона входит в ее территорию, а Енисей — транспортная артерия, являющаяся естественной частью великого Северного морского пути, движение по которому с каждым годом набирает обороты, ведь это по-прежнему кратчайший путь из Европы в Азию и обратно. «Поэтому, — сказал Игорь Анатольевич, — важно оценить состояние Енисея. Не зря 100 лет назад проводилась экспедиция с участием норвежского исследователя Фритьофа Нансена, которая прошла по Севморпути с заходом в Енисей как раз в целях того, чтобы посмотреть, в каком состоянии вся эта транспортная сеть находится и как она может работать».
Еще одна цель, продолжил Игорь Анатольевич, – пропаганда деятельности Русского географического общества, которое в настоящее время активно занимается проблематикой Арктики, к примеру, реализует большую программу по ликвидации экологического ущерба, нанесенного в прошлые годы. «Много работы предстоит сделать для вывоза бочек с остатками отработанного топлива, которыми просто завалена Арктика. Топливо завозилось, тара оставалась, — сетует Игорь Анатольевич. — С одного только острова земли Франца Иосифа в прошлом году были вывезены тонны металлолома, который был переплавлен на «большой земле». Это огромная работа, требующая немалых усилий». Пропаганда безопасного поведения людей, как местных жителей, так и туристов, которые отдыхают на природе, — еще одна цель экспедиции: на каждой остановке участники экспедиции оставляли специально изготовленные буклеты с памятками для любителей активного отдыха.
В ходе встречи с жителями города Игорь Анатольевич также рассказал и о самом Арктическом совете, и о деятельности рабочей группы, им возглавляемой: «Сейчас большое внимание во всем мире уделяется развитию Арктики. К вопросам, которыми занимается наша группа, относится безопасность. Таким образом, мы стараемся внести свой вклад в защиту окружающей среды в Арктике от угрозы или воздействия, которые могут возникнуть в результате случайного выброса загрязняющих веществ или радионуклидов. Кроме того, рабочая группа рассматривает вопросы, связанные с последствиями стихийных бедствий. Прежде всего нас волнует безопасность людей, которые работают и проживают на этой территории, а также безопасность крупных промышленных объектов, которые там находятся. Кстати, только в нашей стране в сухопутной части Арктической зоны расположен город, аналогов которому нет во всем мире, крупнейший город Заполярья — Мурманск, и второй, подобный ему, город Норильск. Нигде за рубежом подобной практики создания целых городов нет».
России принадлежит 40% побережья арктических морей, продолжил Игорь Анатольевич, но еще в 2001 году нашей страной подана заявка о признании арктического шельфа российской территорией. Конечно, это связано с большим экономическим интересом страны: признание находящихся в Баренцевом, Беринговом и Охотском морях хребтов Ломоносова и Менделеева продолжением континентального шельфа дало бы нашей стране приоритетное право на добычу полезных ископаемых в этой зоне. Однако сейчас за эту территорию борются также Канада и Дания. Нужно сказать, что в этом году впервые начала давать нефть морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» в Баренцевом море, принадлежащая компании «Газпромнефть». Отгрузка первого танкера состоялась уже в апреле. Там же, далеко от берега, находится нефтепогрузочная платформа компании «Лукойл», запущенная в 2008 году, при открытии которой там сразу были проведены и масштабные учения МЧС. Есть подобные проекты и по Карскому морю, и по морю Лаптевых. В связи с такой деятельностью странами — постоянными участницами Арктического совета — было подписано международное соглашение о взаимодействии в ликвидации аварийных разливов нефти. Готовится и еще одно соглашение – о предупреждении нефтеразливов. После аварии в Мексиканском заливе, когда был нанесен колоссальный ущерб побережью Флориды и соседним территориям, этот вопрос стал особенно актуален. В Арктике же подобная катастрофа сопряжена с дополнительными сложностями, потому что нефть в полярных широтах очень долго не разлагается, даже при дополнительном биологическом воздействии.
В 2011 году по инициативе России заключено первое соглашение восьми стран по поиску и спасению в Арктике, кооперирующее действия стран в случае крупных аварий с морскими и воздушными судами. В прошлом году общее учение прошло на берегах Гренландии, в следующем году оно пройдет в России. Нужно отметить, что МЧС России имеет свои серьезные силы и средства: это и авиация, и уникальный аэромобильный госпиталь спасателей, который при необходимости можно десантировать на парашютах в любую точку мира, в том числе и на льды Арктики. Он состоит из легко возводимых каркасных утепленных надувных модулей. Госпиталь обеспечен водой, продуктами, медикаментами, полностью укомплектован необходимым оборудованием, в том числе реанимационным, и способен автономно работать две недели. Это подтвердили учения, которые проводили сотрудники МЧС весной 2010 года на земле Франца Иосифа в условиях 25-30-градусного мороза.
На встрече выступил также Валерий Терешков, заместитель руководителя территориального органа МЧС по Красноярскому краю. «Интенсивность движения по Севморпути постоянно возрастает, причем рост идет как в сторону Запада, так и Востока: Индия, Япония, Китай и другие страны проявляют свою заинтересованность в этом направлении, — сказал он. — Уже были проведены рейсы супертанкеров, транспортирующих сжиженный природный газ. МЧС должно разработать эффективные меры по обеспечению безопасности этих перевозок. Что же касается причастности Енисейска и Енисейского района к делам арктическим, то следует отметить, что правительством Красноярского края организовано отдельное министерство по делам народов Севера. Указом президента РФ Владимира Путина территории севера Красноярского края – Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный и Туруханский районы — внесены в Арктическую зону России. Енисейский район приравнен к районам Крайнего Севера. Так что все решения, которые принимаются правительством страны в отношении Арктики, так или иначе касаются и Енисейска, и Енисейского района. Министерством транспорта организован координационный спасательный центр на Диксоне, «Росавиация» там же будет организовывать свой спасательный центр. Вероятней всего, что аэропорт, который сегодня существует в Енисейске, в этой связи будет возрожден, в том числе и для обеспечения безопасности движения судов, а также других транспортных средств в северном направлении, в том числе и арктическом. Большие надежды с развитием Красноярского Севера связывает и исполняющий обязанности губернатора края Виктор Толоконский, который является также председателем Красноярского представительства РГО».
«Есть и еще один аспект проведения экспедиции — профориентационный, — сказал в завершение Игорь Анатольевич. — В прошлом году мы проводили конференцию в Нарьян-Маре, где от МЧС России создан кадетский класс для старшеклассников. Дети, обучающиеся в нем, нацелены связать свою судьбу с системой обеспечения безопасности, поступить в академии и университеты МЧС, чтобы в дальнейшем работать и служить именно на своей территории: аварийно-спасательный центр, открытый там, планируется укомплектовать выпускниками кадетского класса, привыкшими к жизни в условиях Севера. В этой поездке, глядя на молодых людей Красноярского края, хочется сказать, что перспективы работы на Севере большие и места желающим найдутся». В Дудинке – конечном пункте – участники экспедиции посетили комплексный Арктический аварийно-спасательный центр, ставший вторым из десяти запланированных центров МЧС в Арктике и первым — в Красноярском крае. Центр оснащен современной специализированной спасательной техникой повышенной проходимости, необходимой для работы на Крайнем Севере. Численность сотрудников — 65 человек. Там же развернут центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, идет сбор информации, подготовка и отработка сообщений о возможных угрозах безопасности. Здесь же будет установлено оборудование, позволяющее принимать и обрабатывать информацию, поступающую со спутников. В прошлом году подобный аварийно-спасательный центр был открыт в Нарьян-Маре, а к 2015 году такие центры появятся в Архангельске, Воркуте, Надыме, Мурманске, Тикси, Певеке, Анадыре и поселке Провидения. По словам Игоря Анатольевича, такие центры, на строительство которых выделено 910 миллионов рублей федерального бюджета, – лишь часть одной из главных задач по созданию комплекса безопасности в Арктике. В Енисейске участники экспедиции провели один день. Они посетили пожарную часть, краеведческий музей, храмы и монастыри города, а также совершили экскурсию на Монастырское озеро.
Фото: пресс-служба МЧС