Эту истину нельзя забывать, когда берёшь ссуду или кредит в банке. Да, у банка большая процентная ставка, но это коммерческая организация. Прежде чем оформить кредит, не надо бегом бежать в банк, прочитав первые несколько строчек о выгодном кредите, – это рекламный ход. Необходимо всё взвесить, рассмотреть подробно условия договора, а главное, рассчитать свои силы. Однако далеко не каждый перед тем как взять кредит, пытается вникнуть в то, как этот кредит работает.
На первый взгляд, всё просто, но стоит приглядеться – и отыщется масса нюансов, без знания которых очень легко попасть в долговую яму. Даже если ты не желаешь взять деньги в банке, эти учреждения находят любые способы, чтобы «раскрутить» людей. Посмотрите, сколько на улицах рекламных растяжек, в сотовых телефонах SMS-предложений, в Интернете – призывов, предлагающих бежать в ближайшее отделение банка и оформить практически бесплатный кредит. Или открыть выгоднейший вклад под безумно высокие проценты. Причём призывы – большими буквами, а вот неприметную сноску внизу, едва читаемыми буквами, трудно заметить. И люди идут в банк, не читая основных условий, берут кредиты, а потом…
В этом номере мы попытаемся с помощью специалистов выяснить «нюансы» в отношениях клиентов и кредитных
учреждений, т.е. поговорить о различного рода «оговорках», написанных в договоре очень мелким шрифтом. Именно эту часть договора клиенты читают не всегда. И именно в них порой содержатся условия, которые для человека становятся кабальными. А вторая цель этого материала — ещё раз напомнить простое правило: «кредит платежом красен».
Кредит – ответственность и перед банком, и перед семьей
Сегодня Интернет, газеты, телевизионные передачи полны драматических кредитных историй. К примеру, вот эта, и, поверьте, невыдуманная.
— Нужен психолог, я погрязла в кредитах, постоянно думаю, где взять деньги, на ум приходят чёрные мысли…, — пишет женщина.
Одно дело, когда жизненная ситуация складывается таким образом, что деньги очень нужны, взять в долг не у кого, одна надежда на банк. Другая ситуация, когда хочется обновить автомобиль, затем купить новую мебель, потом – дорогую шубу… К тому же по почте приходят предложения то от одного, то от другого банка открыть кредитную карту. Прилагается и анкета, заполнение которой автоматически считается заявлением на выдачу кредита. Потом приходит по почте кредитная карта, а когда человек начинает пользоваться, замечает, что списывают-то с неё гораздо больше, чем он предполагал. Дело в том, что текст мелким шрифтом не прочёл. А зря. Да и поздно. Договор уже подписан. Некоторые набирают несколько кредитов. Один кредит, другой, третий… А платить надо в срок. Вероятно, по этим причинам и появилось такое явление, как кредитная пирамида. Это когда каждый предыдущий кредит заёмщик гасит за счёт последующего. Рано или поздно наступает такой момент, кода банки отказывают в выдаче нового кредита. Пирамида рушится, и человек оказывается в должниках. Почему? Да потому, что пользовался теми деньгами, которые не смог обеспечить. Согласитесь, что оказаться в долговой яме можно по разным причинам, например, потеря работы, болезнь, потеря трудоспособности и т.д. Об этом тоже надо думать при оформлении кредита. Ведь заёмщик ответственен не только перед банком, но и перед своей семьёй! Об этом надо помнить всегда.
Играть с судом в «прятки» — бессмысленно
Всех, кто перестаёт платить по кредиту, банкиры и юристы делят на три категории. В первой — заёмщики, у которых произошла неприятная жизненная ситуация, но они помнят о своём долге и от банка не прячутся. Во второй – мошенники, взявшие деньги без намерения их возвращать. В третьей – те, кто не платит, что называется, «по недоумию», просто забывает о кредите или считает, что небольшую сумму банк может и списать. Статистика говорит, что гораздо больше тех, кто взял деньги, потерял работу и, вместо того, чтобы решать проблему, просто скрывается от банка. Скажем честно: суд может вынести решение и заочно. А поэтому играть с ним в прятки бессмысленно. Если ответчик добровольно не исполняет решение суда, то исполнение решения производится в принудительном порядке. Принудительное исполнение судебных решений возлагается на службу судебных приставов.
Вот что говорит Надежда Николаевна Черкасова, и.о. заместителя начальника отдела, заместитель старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Назаровскому району.
К нам тоже на исполнение поступают исполнительные документы из судебных органов в пользу различных банков: Сбербанка России, банка «Траст», ЗАО КБ «Кедр» и др. Примерно около 30% наших постановлений, находящихся в исполнении, касается задолжников по кредитам. Неоплата задолженности в большинстве случаев происходит в связи с сокращениями, увольнениями, т.е. потерей работы заёмщиков кредитов. Надо заметить, что практика и законодательство сегодня таковы, что если получатель кредита отказывается выплатить полученную им в банке сумму, то суд принимает решение, согласно которому по кредитам должны расплачиваться те лица, которые за него поручились. До полного погашения суммы!
Какие сюрпризы могут ожидать клиента при подписании договора?
К сожалению, клиенты не могут диктовать банкам свои условия по кредитам. Главное условие этого «продукта» в том, что он стандартный для всех. Когда вы приходите в магазин, вы либо покупаете пакет молока, либо нет. Нельзя сказать продавцу: уберите из этого продукта 0,5% жирности, тогда я его возьму. И если вы подписали договор на получение кредита, а потом обнаружили, что переплаты по кредиту составляют больше, чем вам первоначально предлагали, вам банковские работники невозмутимо покажут договор, где мелким шрифтом прописаны дополнительные условия. И они будут правы, если ответят примерно следующее: Вы же подписали? Вот и не возмущайтесь!
Вот так может обернуться невнимательность. И, как следствие этого, придётся платить. А на будущее совет: смотреть дополнительные условия предоставления кредита и дополнительные комиссии. Это и составляет большие переплаты по кредиту. Те, кто уже «прогорел» на этом, первым делом изучают условия предоставления кредита. Они знают, что слово «акцепт» — это согласие заключить договор в указанных условиях, а «оферта» говорит сама за себя – «предлагаю» заключить гражданско-правовой договор на предлагаемых условиях. Разные банки используют разную политику составления кредитных договоров.
Президент страны В.В.Путин не случайно на встрече с главой Сбербанка высказался о необходимости сделать максимально прозрачными такие документы (цитата: «… чтобы там не было каких-то закопанных вещей, которые люди изначально не видят»).
Куда обращаться, если вы считаете, что вас обманули, незаконно «обвели вокруг пальца»?
По этому поводу мы обратились к Наталье Васильевне Березюк – главному специалисту-эксперту территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Назарово.
— С 2010 года мы помогаем людям взыскать через суд незаконно навязанные и включённые в кредитный договор различные комиссии: за ведение ссудного счёта, за его обслуживание, за получение кредита, за приём и начисление наличных денег… За помощью обращались не только лично (в частном порядке), но даже шли представители от трудовых коллективов. За этот период мы помогли вернуть людям незаконно удержанных комиссий порядка 4-х миллионов. И пленум Высшего Верховного суда дал оценку банкам, а именно: признать незаконное навязывание таких комиссий. Посмотрите, сколько заявлений у меня сейчас на рабочем столе. Месяца не проходит, чтобы кто-нибудь не обратился за помощью. Вот, к примеру, заявление гр.К. Она пишет, что в Сов- комбанке в 2010 году, когда она брала там кредит, ей навязали условие в кредитном договоре: «Единовременную комиссию за выдачу кредита» в размере 12%. Сумма «услуги» составила 4772 рубля.
Сейчас банки в основном не взимают эти комиссии. Кредитные учреждения предлагают потребителям застраховать кредит. Поэтому надо быть внимательным, читая условия договора. В первую очередь, узнать, что за страховая компания? Согласно постановлению пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. № 17, потребитель сам имеет право выбрать страховую компанию. И если страхование навязано напрямую по кредитному договору – это противоречит ст.16 Закона «О защите прав потребителя», т.е. страхование потребительского кредита должно быть добровольным. Отдельно должно быть заявление потребителя и отдельно — условия страхования, с которыми потребитель может познакомиться. Знайте, потребитель имеет право потребовать страховой полис, имеет право отказаться от страховки. При этом банк не вправе отказать ему в выдаче кредита, но имеет право предложить иные условия получения потребительского кредита. Согласно ст.10 Закона «О защите прав потребителя», банк обязан при предоставлении кредита ознакомить потребителя с размером кредита, с полной суммой, подлежащей выплате с учетом процентов, и, самое главное — с графиком погашения этой суммы. Перед получением кредита человек обязательно должен ознакомиться с тарифным планом, сверить: тарифная ставка должна быть такой же, что и в договоре.