Работать на железной дороге не только престижно, но и интересно. Я бы даже сказала, в этой работе своя, особая романтика – поезда, летящие как птицы, рельсы, убегающие вдаль, мерный перестук стальных колес. В душе каждого, кто трудился на «железке», она оставила свой неизгладимый отпечаток.
Как все начиналось
Николай Казаченко всю свою жизнь проработал в вагонном депо. Был слесарем по ремонту подвижного состава, осмотрщиком — пролазчиком пункта технического осмотра вагонов. Железной дороге отдано более 40 лет жизни, хотя когда-то планы на жизнь у молодого Николая были совсем иные. «Родом я из Гавриловки. Как получил образование 7 классов, так меня отец и привез в Иланское училище, — рассказывает Николай Николаевич. – Хотя мечтал я стать агрономом. Но, видно, не судьба. Председатель колхоза не дал справку, чтобы я получил паспорт и уехал в Канск поступать. Так, в 60-ом я стал осваивать профессию осмотрщика вагонов. А уже через два года нашу группу привели в вагонное депо устраиваться на работу. Начальником тогда там был еще Борис Петрович Постников».
Работал не по приказу
«Народная мудрость гласит: «Дерево смотри в плодах, а человека в делах». Это вполне относится к Николаю Николаевичу. В течение десятой пятилетки он работает устойчиво, без брака!» — так отзывался о Казаченко его начальник в одной из публикаций в газете. Действительно, принятый на работу слесарем Николай Николаевич быстро сумел хорошо зарекомендовать себя и уже через три месяца стал осмотрщиком вагонов. «Конечно, первое время работать было трудно, плохо получалось — признается он. – Училище есть училище, практика — совсем другое дело. Учебник ее никак не заменит. Поэтому истинные знания, умения и навыки стали приходить уже в процессе работы. Начинал трудиться под присмотром, а спустя шесть смен пустили в «свободное плаванье». Так и пошло, и пошло» (смеется наш собеседник).
Много лет Николай Николаевич руководил технологической группой. Доверили людей ему не случайно, ведь он знал свою работу отлично. Ему были знакомы все узлы вагона, мог безошибочно установить любые неисправности в подвижном составе. Кроме этого, Николай Казаченко был общественным инспектором по безопасности движения поездов. Подходил он к этому важному поручению коллектива всегда очень ответственно.
«Работали мы тогда не по приказу, а на совесть, — вспоминает Николай Николаевич. – Незачем было ждать указаний сверху, каждый и без этого свое дело знал. Придешь с ночной смены домой, ляжешь отдыхать, а сон не идет. Не идет не потому, что на работе выспался, а потому, что переживаешь, дошел ли состав до Тайшета. Прикидываешь в голове время, что ему еще ходу три часа и начинаешь минуты отсчитывать. Если за это время никто не позвонил, значит, все нормально, можно спокойно ложиться. И так после каждой смены. Железнодорожники хоть и суровые, но очень ответственные и выносливые. Готовы сутками не спать, только бы поезд прибыл к пункту назначения».
Дорога железная, а люди на ней золотые
Особое место в воспоминаниях Николая Николаевича заняли друзья и коллеги, с которыми довелось работать в вагонном депо. Вспоминая, ветеран труда сетовал лишь на быстро идущие годы, которые забирают с собой товарищей: «В 65-ом году у меня был старший по смене Михаил Михайлович Ковалев – замечательный человек. Не менее замечательным и всеми уважаемым был командир группы пролазчиков Иван Михайлович Рогулькин. Александр Васильевич Тубушев, Александр Иванович Апухтин, Анатолий Михайлович Портянкин, Александр Иванович Мак – с этими и многими другими людьми мне посчастливилось работать. Трудились мы на совесть, на других вину никогда не перекладывали».
Семья для железнодорожника – надежный тыл
Свою жену Алину Ивановну Николай Николаевич повстречал в профессиональном училище 1 сентября. Он учился уже второй год, а она первый – поступила на престижное тогда отделение «штукатур – маляр». Долго пришлось ухаживать парню, чтобы добиться внимания приглянувшейся девчонки. Совместная учеба, общественные мероприятия, «капустники», танцевальные вечера сблизили молодых людей, и они уже жизни не мыслили друг без друга. Вскоре молодые поженились. Первое время ютились по съемным квартирам. Но для них это был временный вариант. Они всегда хотели иметь свой дом с огородом, с добротной оградой. Спустя несколько лет их мечта исполнилась. Они купили дом по улице Степной. Здесь же родились их дети, а сейчас уже прибегают сюда и внуки. «Для Николая семья всегда была на первом месте, — говорит Алина Ивановна. – Он очень хозяйственный, заботливый, добрый. Детей и внуков обожает. В мой адрес никогда не позволил себе произнести даже грубого слова. Представляете, он даже среди родных не позволяет себе грубых выражений. Конечно, мы ему стараемся отвечать тем же – заботой, лаской и любовью. Многие спрашивают нас: « В чем секрет семейного счастья?» Считаю, что никакого секрета нет, надо просто уважать и любить друг друга, понимать, что семья – это, прежде всего, ответственность друг за друга, за детей, за семью. Помню, я всегда ждала мужа с работы с нетерпением, с нудными вопросами не приставала, если видела, что у него плохое настроение. Где нужно молчала, а где нужно поддерживала. Так и прожили почти 50 лет».
В свои почти 70 лет (юбилей у него 15 августа) Николай Николаевич подтянут, бодр и весел. «Ну и что, что уже скоро 70, — говорит он. – Жизнь-то прожил хорошо. И работа у меня хорошая была, и семью мы с Алиной вон какую дружную и крепкую создали. Что еще человеку для счастья нужно?!»