Не балуют нашу провинцию приезжие иностранцы, уж больно дороги у нас плохие, разбитые, да комары кусачие. Вот и Пьер Анри, известный швейцарский фотограф, в очередной раз добираясь в Северо-Енисейский район, прилетел на самолёте. Так надёжнее, комфортнее и быстрее.
Пьер – личность неординарная, впрочем, как и все талантливые люди. Более 50-ти лет Пьер Вильям Анри является профессиональным фотографом. Он имеет большой опыт и повидал мир. С интересными людьми всегда приятно беседовать и познавать что-то новое. Накануне открытия выставки его фотографий в Музее золотодобычи мы встретились и поговорили с мастером на разные темы:
— Анри, в каком жанре Ваши работы?
— Я профессиональный фотограф из Швейцарии. С 1975 года стал увлекаться фотографией. Работаю в разных сферах, часто реклама и публицистика. Сотрудничаю со многими организациями. Например, с медицинскими. Заключаю контракты. У меня нет определённого жанра. И цель моей работы – не деньги, а возможность показать своё творчество всему миру. Фотографирую то, что мне нравится, и это может быть всё что угодно. Выставка, которую я представил в вашем музее – завершающий этап кругосветного путешествия. Я решил вас познакомить со своими работами. Конечно, это больше всего – портреты.
— Вы один из первых фотографов, которые попробовали в фотосъёмке технику световой кисти. Что это такое?
Я вижу глазами и ощущаю это, не могу это передать. Нужно поймать световой момент и запечатлеть его на снимке.
— Пьер, а что вдохновляет Вас на творчество?
— Основная идея – радовать других. Ездить по кругу, приехать сюда, в Северо-Енисейский и порадовать вас новыми фотографиями. Моя мечта – это следующий проект – поездка в Гаити. Я поеду туда в августе снимать разрушенное здание больницы. Её восстанавливают. Цель этого путешествия – собрать как можно больше денег на её восстановление. Буду раздавать буклеты, знакомить со своей работой, привлекать спонсоров. Я часто участвую в таких проектах, направленных на возрождение разрушенных зданий по всему миру.
— Вы очень много путешествуете. Сколько стран Вы посетили?
— Точно не считал, но примерно 90 стран мира. Это юг, север, Африка, Сибирь и другие точки на карте.
— Как Вы строите свой маршрут? Есть ли какая-то логика?
— Никаких особых критериев нет. Должно быть только желание. Сначала возникает идея, организуется проект. Затем я собираю мысли, идеи, деньги, а затем осуществляю этот проект.
— Есть такая русская пословица: «Талантливый человек – талантлив во многом». Как Вы охарактеризуете себя? Есть ли в Вас ещё какие-либо таланты, кроме мастерства фотографирования?
— У меня нет других талантов. Фотография – это моя профессия, и я её выполняю, как положенно. Я очень хорошо отношусь к своей профессии. Живу жизнью фотографа. Вижу мир по-другому, не так, как остальные люди. Воспринимаю мир через объектив фотокамеры. И другой жизни я уже не знаю.
– А что вызывает у Вас наибольшие эмоции в процессе работы?
Я люблю фотографировать женщин, потому что я мужчина. Мои модели — это люди. Нравится создавать портреты. Любое фото для меня – это шанс создать шедевр.
— В какое время суток работается лучше всего?
— Я независим и свободен в своём графике. Конечно, ночью я не работаю. У меня есть семья. Но если кто-то попросит, могу провести вечерние съёмки.
— Бывает ли непонимание Ваших работ со стороны зрителя или модели? Как Вы находите контакт с людьми?
— Я обязательно разговариваю с людьми, пытаюсь объяснить свою идею. Буквально 2-3 минуты контакта, и люди остаются довольны, им всё понятно. Коллекция, которую я представил в вашем музее, была сфотографирована в Китае в 2-х разных деревнях. Это первая поездка в эту страну. Я был там по две недели в каждой из деревень, общался с людьми. Состоялся контакт между нами, мы нашли общий язык. Я познакомил их со своими работами, а потом стал их фотографировать. Запечатлевал их жизнь, взгляды, портреты на фотоснимках, чтобы по том показать другим людям в других странах.
— Когда Вы начали фотографировать? Сколько Вам тогда было лет? Кто был для Вас учителем в этом направлении?
— В 19 лет получилось так, что я сопровождал профессионального фотографа в одном проекте. Меня увлёк этот процесс. И уже через три года я получил профессиональное образование. С тех я учусь и учусь. Учусь у людей, которых я фотографирую. Для меня они все — учителя. Все жители моей последней поездки, представленные образы, личности, никогда не видели фотографий и не знают, что это такое. Не понимают процесс фотосъёмки. У них дома нет ни одного фото. И всё у них было впервые, поэтому их заинтересовала работа со мной. А для меня поездка в Китай была хорошей практикой, уроком. Я был в этой стране впервые. Это совсем другая цивилизация.
— Фотография на протяжении всей своей эпохальной истории, с тех пор, как братья Люмье всё это придумали, очень сильно меняется. Больше приветствуется авангардное направление. Как Вы думаете, какое будущее у мировой фотографии?
Я не знаю и не могу утвердительно говорить о будущем. Технологии растут. Самое главное для меня, и я думаю, для других мастеров — это тот самый момент, когда ты уловил именно тот снимок и запечатлел миг, который потом стал запоминающимся шедевром.
Я утверждаю, что это в будущем и должно остаться самым главным направлением, несмотря на все новые технологии. Я говорил, что я учусь. Если раньше приходилось ждать 2-3 дня, чтобы распечатать фотографии, то сейчас это делается гораздо быстрее. Но всё равно для меня важен процесс распечатки, когда я могу увеличить свою работу до тех размеров, которые могут порадовать других. Важно качество, чтоб каждая волосинка, каждый прыщик были видны, всё, как в жизни. Естественность. Но с хорошей стороны. Чтобы фотография и других радовала. Нужно сохранять этот баланс. В практике были и такие случаи, когда я использовал фотошоп. Когда работал с фотомоделями по контракту. Модели выбирали определённые фото, и мы вместе корректировали отобранные снимки. Это был просто заказ. Мне нравится работать на заводах. Я фотографирую определённые процессы работы завода, оставляю, выбираю самые фактурные и интересные фото, затем откладываю в свою копилку на память.
— Все образы, модели Ваших работ – это люди. Сколько лет было самому молодому и самому пожилому человеку?
— Самый молодой человек – это моя дочь. Я запечатлел её рождение. А самому пожилому было больше ста лет. Не помню, где это было. Но я нередко делаю такие фото.
— Какие самые интересные для Вас страны, континенты, места? Куда Вы любите возвращаться?
— Этот вопрос мне часто задают. Всё-таки любимая страна – Швейцария. Но я не могу сказать, что это моя родина. Все страны мне родные. И выделить какую-то из них особенно трудно. Каждый раз открывается новое место и другая страна. Есть места, где я ещё не был.
— Мы хотели бы услышать, узнать Ваши впечатления о нашем районе.
— Оооо… Северо-Енисейский район! Я запомнил первый приезд надолго. Было долгое путешествие на машине по вашим дорогам. Но это был опыт и очень хороший, несмотря на то, что отрицательный. Любой опыт нужен. Но в этот раз я прилетел на самолёте.
— И как Вам наши дороги?
— О, это определённая экзотика. Только я не люблю сибирских москитов. Я стараюсь приезжать в Сибирь в то время года, когда их мало.
— А как Вы отдыхаете?
— Я не могу долго отдыхать. Максимально — это две недели выезжаю куда-нибудь с семьёй. Мне нравится моя работа, она и является отдыхом. Но жену я на работу не беру. Это мой особый, индивидуальный мир.
— Анри, а сколько раз Вы посещали наш край?
— Я был в Красноярске 19 раз. К сожалению, только по работе. Почти не отдыхал. Хотя увидел много интересных мест, районов и познакомился с людьми, которые стали для меня друзьями. Активное начало моих поездок было в 1992-м году, когда я повстречал Ларису Кочубей, женщину, которая мне предложила написать книгу. Затем я приезжал в край 7-8 раз. Потом я представлял эту книгу. Сибирские люди – особенные, открытые к диалогу и очень добрые. Для меня нет России, для меня есть только Сибирь.