Дорогой учитель, милый человек…

Дорогой учитель, милый человек…
Дорогой учитель, милый человек…


Такой озорной блеск в глазах бывает только у юных. И внешне: яркая, красивая, энергичная. На вопрос: считает ли прожитые годы счастливыми, уверенно отвечает: «Да». Счастлива тем, что любила и была любима в личной жизни; любила свою работу — партийную и школьную; всегда, считает она, трудилась рядом с хорошими людьми, в хорошем коллективе. Она вырастила чудесных детей, сейчас гордится внуками. Наверное, счастливых людей годы не старят, а делают только мудрее. И собеседник она просто замечательный. Такова Ирина Федоровна Ракшова.

Первый опыт  

Родилась она на Смоленщине в тяжелые военные годы, училась в городке — районном центре Починок. Помнит, как добираться до школы приходилось пешком 15 километров проселочной дорогой. Из дома выходила в 4 часа утра. Но жажда познания ей была присуща с самого детства. В школе же заинтересовалась немецким языком. Тогда он считался «языком врага». После окончила Смоленский педагогический институт, отделение иностранного языка. По направлению приехала в Курагинский район, п. Рощинский. Там проработала несколько лет, фотография ее первого выпуска бережно хранится в альбоме. Там же нашла свое счастье — встретила будущего мужа, поженились. Муж окончил сельскохозяйственный институт, и по направлению его отправили в Манский район, в совхоз «Манский партизан», с. Кияй. Так Ирина Федоровна оказалась в наших местах. Несколько лет проработала в Кияйской школе. С благодарностью вспоминает коллектив школы. С радостью и энтузиазмом влилась она в работу. А потом ее избрали вторым секретарем райкома комсомола. Переехали в Шалинское.

 

На партийной работе

20 лет Ирина Федоровна трудилась на партийной работе. В должности второго секретаря райкома комсомола работала в орготделе райкома партии, отделе пропаганды, секретарем по идеологии. Трудиться пришлось и в самые тяжелые перестроечные времена. Частые командировки, вечная занятость. Партийная работа того требовала. Вспоминает, как нужно было добираться до Заманских поселков туда и обратно на партийное собрание, порой по бездорожью.  Часто возвращалась за полночь. Дети росли самостоятельными, помогали во всем. Семья всегда держала большое хозяйство, и на детей, когда подросли, вполне можно было положиться. Но главное, конечно, надежный тыл – муж, был поддержкой и опорой во всем. Относился к ее работе с пониманием. Вообще, ее, по характеру живую, оптимистичную, эмоциональную и темпераментную удивительно дополнял ее спокойный и уравновешенный любимый супруг. Сдержанная в проявлении чувств с людьми посторонними, только с ним, с детьми она могла быть откровенной, рассказать о переживаниях и проблемах. Отдыхать выезжала редко, но иногда выбиралась с детьми на свою родину или в Белоруссию. Родные места навсегда в ее сердце, а в Белоруссии погиб ее отец — офицер Советской армии.

 

Болела душой…

Работа ее была непростой, но общение с людьми всегда  нравилось. Многие проблемы приходилось решать, самые яркие моменты помнит. Помнит радость и благодарность, удовлетворенность от решенного вопроса. Вспоминает установку памятных табличек с фамилиями воинам Великой Отечественной войны в Шалинском; как добивались рейсового автобуса до Кирзы. Да мало ли этих проблем было. Особенно тяжело было в 90-е годы. Тогда она работала замглавы по социальным вопросам. Проблемы в финансировании, задержки заработной платы. Хотелось помочь, решить вопросы, но помощи ждать порой было неоткуда…

В 1997 году Ирина Федоровна вернулась работать в школу. Казалось бы, такой большой перерыв, но через неделю, рассказывает она, поняла, что будто бы не уходила. Говорит, быть учителем — это ее работа и ее судьба. Сразу взяла классное руководство. Ей просто необходимо общение с детьми, взрослыми, знать, чем «дышит» каждый из учеников, быть в гуще дел, помогать детям определиться с выбором жизненного пути, профессии, работать с родителями и ребятами. Переживала за каждого ребенка как за ученика и человека. Она и сейчас в хороших отношениях со своими выпускниками. По возможности встречается с ними, интересуется их судьбой, делами. И ученики не забывают любимого учителя.

 

Снова в школу!

Ее жизнь всегда была полной и насыщенной, даже когда она пять лет назад ушла на пенсию. Очень любит читать: русскую классику, зарубежную. Любит путешествовать: помогают ей в этом дети. Но главное – ее внуки. Она с большим удовольствием занимается их проблемами. Живет их делами и заботами. Рядом — по первой просьбе. Говорит, работая, не могла уделять много времени детям, поэтому сейчас всю свою нерастраченную любовь и нежность отдает внукам. 

А еще у нее есть старые верные друзья. В людях ценит надежность, умение  подставить плечо, не предать. Ее друзья именно такие. Люди, проверенные годами.

В этом году Ирина Федоровна опять возвращается в школу. Она сообщает об этом с радостью и гордостью. Мы рады вместе с ней и за нее. Она, действительно, в силах, молода душой, полна планов. Удивительный человек, замечательный учитель.

Фотография из личного архива И.Ф. Ракшовой


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме