По асфальтированным дорогам очень удобно ездить. Однако в случае износа их наиболее сложно и дорого ремонтировать. Особенно трудно приходится главам поселений, где есть подобные разбитые улицы. Скудный сельсоветовский бюджет редко позволяет укладывать сплошной слой асфальта, обычно ямы латают, и процесс чем-то напоминает пломбирование зубов.
Делать ямочный ремонт основных улиц в Ирбее планировали еще в июле, но из-за дождей работы приходилось откладывать. В сырость асфальт не укладывают, он не будет прочно держаться. Точно так же стоматологи, устанавливая пломбу, тщательно высушивают рабочую поверхность зуба от слюны. А перед этим они еще высверливают пораженный участок. Дорожники действуют примерно так же. У них есть трактор со специальной фрезой – своеобразной бор-машиной, которая дробит асфальт, оставляя вместо неровных выбоин правильные прямоугольные выемки. Однако сельсовет исходит из своих финансовых возможностей, поэтому на практике технология нередко вынужденно нарушается.
Сейчас мы делаем ремонт без предварительных разломов, — пояснил руководящий работами дорожный мастер Павел Герасимов. – Просто очищаем ямы от разного сора и заделываем асфальтом. Для нас это неудобно и по качеству хуже, но тут уж на что у заказчика денег хватает.
Бригада стояла возле набережной в центре Ирбея. Запланированный ремонт улицы Ленина до перекрестка с улицей Давыдова близился к завершению. Его бы закончили еще накануне, но тогда хлынувший ливень перечеркнул все планы. Еще и утром приходилось ждать, пока ямы подсохнут. Хотя через некоторое время, уточнив оперативную обстановку, Павел Герасимов принял другое решение. На очереди был ремонт дорог в Юдино, выяснилось, что там на открытых участках влага высохла раньше. И начать рабочий день решили оттуда. Бригада погрузилась в УАЗик-«таблетку», и водитель Николай Белых повел машину в соседнее село. Сергей Василишин на тракторе с прицепленным специальным резервуаром для разогрева битума отправился следом.
К работе приступили на въезде в Юдино напротив стелы-указателя. Дорожный рабочий Павел Дюганов уже успел пройти с компрессором и мощной струей воздуха вымести из ям камешки, пыль и прочий сор. Василий Антонов принялся проливать края выбоин битумом для лучшего скрепления асфальтовых «пломб» с дорогой. Мастер позвонил в филиал «КрайДЭО», вскоре оттуда прибыла груженная асфальтом комбинированная дорожная машина (КДМ). Прицепом она притащила трал, на котором транспортировался небольшой каток. Недаром рядом с водителем Максимом Кравченко приехал опытнейший машинист асфальтоукладчика со стажем не в один десяток лет Александр Абакумов. Трал поставили на обочине, Александр Раджевич завел каток и по наклонной плоскости спустился на дорожное полотно. Дело пошло по давно отработанной схеме. В очередную яму из КДМ высыпается порция асфальта, Владимир Журавлев и Павел Дюганов разгребают его лопатами, бросают в соседние рытвины. Лопаты то и дело меняют, опуская использованный инструмент в оборудованный на машине чан с водой и забирая оттуда уже отмокший. К влажному железу асфальт не липнет. Павел Герасимов идет следом, разравнивает асфальтовые кучки, и тяжелые ролики катка спрессовывают их в единый монолит.
Дорожники выполняли свою работу добросовестно, но в целом относились к процессу и результату довольно скептически. В обработанную фрезой полость сразу понятно, сколько требуется асфальта. С естественными неровными выбоинами иначе. Лопата – много, пол-лопаты – мало. Все на глазок, и как ни старайся, далеко не всегда угадаешь нужную дозу. Будут оставаться бугорки, теряться впустую асфальт. А главное – эффект оставляет желать лучшего. В высоких прямоугольных стенах заплаты держатся крепко, их рассчитывают на два-три года, не меньше. Ремонт без разломов делают обычно на один сезон, на большее дорожники не надеются. Чего ждать от дешевых временных «пломб»? Зато так можно покрыть гораздо большие расстояния за меньшую сумму, а поскольку работы у глав поселений в этой области непочатый край, они и идут на подобные малоэффективные меры. Проезд нужно обеспечивать по всей длине улиц, а не островками.
Работники прошли улицу Колхозную и передислоцировались на Олимпийскую, когда опять прошелестел дождик – совсем короткий, но из-за него пришлось прервать работу больше чем на час. Так и приходится действовать в период прохудившихся небес – урывками. Однако справляются, сделали дело в Юдино, закончили первый этап ремонта в Ирбее. В райцентре залатаны улицы Интернациональная и Ленина (до перекрестка с Давыдова), а также некоторые асфальтированные переулки. До конца лета запланированы сплошная укладка асфальта между лежачими полицейскими у школы №1 и обязательно ямочный ремонт улицы Советской. А то выезд за пределы села через Приречное для водителей сегодня превращается в родео. Чтобы привести этот участок в порядок, сельсовет пытался вступить в программу, выиграть грант на сплошное асфальтирование. По такой схеме отремонтированы в предыдущие годы ирбейская улица Кооперативная, юдинская Канская. Нынче же все заявлявшиеся – Ирбей, Юдино и Изумрудный – получили отказ. Сходная картина наблюдается и в других районах, по всему Красноярскому краю сложное финансовое положение. Трудности не будут длиться вечно, будем надеяться в следующем году на улучшение обстановки и, соответственно, подвижки в решении дорожных вопросов.