Меня всегда интересовала история возникновения географических названий и, прежде всего, на карте родного Мотыгинского района. Есть названия, над которыми нет необходимости ломать голову, например, р. Рыбная, о. Черемухов, п. Новоангарск, с ними всё понятно. Но большинство топонимов вызывают вопросы. Недалеко от Мотыгино есть поляны, бывшие покосы под названием Проспиха. Кто и когда их «проспал»? Поселок Решающий, который в 30-е годы строили спецпереселенцы, в том числе и мои родственники, — что-то ведь он «решал»?
Хочу поделиться своими любительскими исследованиями в области топонимики района.
Поскольку в стародавние времена Нижнее Приангарье населяли эвенки (тунгусы), то многие названия связаны с их языком, но сначала попробую объяснить топонимы, имеющие русские корни.
Самым ранним документальным источником для меня стал «Путевой дневник» Н.Г. Спафария, которого в 1675 г. царь Алексей Михайлович направил послом в Китай. Путешественник проследовал в том числе и через Ангару на дощаниках (транссиба тогда не было), оставив подробные записи.
Многие нынешние названия речек, впадающих в Ангару (он ее называет Тунгуской), существовали уже тогда. Но надо учесть, что поднимаясь вверх по Ангаре, путешественник левый берег называет правым, а правый – левым.
Н.Г. Спафарий пишет: «На левой стороне речка Погромная. А против той речки насередь реки Тунгуски остров великой Погромной же. А называют тот остров Погромным для того, что на том острове громили тунгусов». По свидетельству посла на «реке Тасееве берут слюду», то есть поселок Слюдрудник ведет свою историю с 17 века! А на Усолке соль варят».
О Рыбном путешественник пишет: «На левой стороне реки Тунгуски погост Рыбной, а в нем церковь, а жилых домов с шесть. А тот погост стоит на горе каменной, а тот камень слывёт кровавой для того, что прежде сего бывала драка у тунгусов с русскими людьми, и русские люди, казаки, переимав тунгусов, метали с того камня в воду, и для того тот камень слывёт кровавой».
О Мотыгинском многоостровье посол пишет: «А в том месте островов с 50 и болши. На правой стороне деревня Новопашенных» (Пашино?). «На той же стороне деревня Полетаева, от деревни Новопашенной две версты, а подле той деревни протока» (Зайцево?).
О Выдумском Быке: «А именуют тот Бык Вымдомским для того, что в том месте дощаник попортило и опрокинуло, и пожитки многие потонули у дворянина московского, прозванием Вымдомской, а шол он по Указу Великого Государя в Илимский острог воеводою».
О шивере Аладиной: «А называют ту шиверу Оладиною для того, что в том месте дощаник попортило у московского дворянина, прозванием Оладьин».
Я иногда задумывался: откуда название речек Ослянок (Верхняя и Нижняя)? Странно, ослики на Ангаре не бывали. Н.Г. Спафарий объясняет это так: «А словут те речки Ослянки для того, что в них каменья оселки, что ножи точат». Так что с упрямыми животными это никак не связано.
Недалеко от Южно-Енисейска есть речка Мамон, в 50-е годы у моего дедушки там был покос. Эта речка на меня, мальчишку в то время, наводила мистический страх. Я ее боялся. Совсем недавно в энциклопедическом словаре прочитал: «Мамона – злой дух, олицетворение корыстолюбия, стяжания, алчности». А в Сибирской советской энциклопедии 1932 г. издания написано: «…речка длиною 20 километров, известна своей золотоносностью. В системе речки Мамон работало 22 прииска, давшие свыше 9 тонн золота».
К северу от Мотыгино есть гора Шанежная. По преданию, на этой горе бабы встречали старателей, угощали шаньгами, спаивали, а наутро, когда старатель просыпался, с пустыми карманами возвращался на прииски.
Наш район находится в таежной зоне, но раньше было много сельскохозяйственных земель. Поля, заимки на сельхозкартах имеют свои названия: Ивановские, Истёгинские, Степановские, Петрухинская гарь, Дорофеевская гарь, Митрофанова кулига. Названы они так, очевидно, по именам и фамилиям тех, кто их возделывал.
На Маланинской заимке, в 12 км от Мотыгино, и сейчас можно видеть развалины скотного двора – летнего лагеря еще довоенной постройки.
За п. Решающим есть поля Красноармейские. В 70-е годы М. И. Андрияшин – в то время начальник участка – рассказывал мне об истории названия этих полей.
Началась Великая Отечественная война, мужиков мобилизовали, привезли в Мотыгино, но пароход задерживался. И тогда местные органы Советской власти направили мобилизованных на раскорчевку полей. Люди шли на смерть, но поля разрабатывали в полном соответствии со старой русской истиной: помирать собирайся, а рожь сей. Сейчас, в мирное время, на Красноармейских шумит молодой лес, продукты возим из-за «бугра». Да разве только на Красноармейских!
Чтобы понять, что означают названия речушек на эвенкийском языке, пришлось из Новосибирского издательства Сибирского отделения Российской Академии наук выписать эвенкийско-русский словарь. Но перевод оказался делом непростым: многие топонимы переделаны под «русское ухо». Достаточно ярким примером этого может являться Енисей. В профессиональном переводе составителя словаря Б.В. Болдырева это «ендеги» — большая река. Созвучия мало, не правда ли? В литературе можно встретить Енисей как Ионесси.
В эвенкийском языке много диалектов, наречий и других особенностей. Бывает много непохожих названий одного и того же предмета, животного. Например, семь названий медведя. Конечно же, я не переводчик и даже не тунгус. И всё-таки осмелюсь предложить свои версии переводов ряда географических названий.
На эвенкийском языке «орон» – это олень. На севере района есть речка Орой, Орнакул («кун» – увеличительный суффикс, то есть большой олень, или скорее, много оленей). Есть ручей Олонокончик («кон» – уменьшительный суффикс, «орокон» – оленёнок). Речки: Коченга, по словарю «кочокту» – извилистый (о реке), Киргитей – «кэргитэй» — храпящий (возможно, шумящий?).
Микчанда, по-эвенкийски «микчан» – кабарга, второе значение – прыгать, скакать. Речка Ишимба, «ишэ» – камень. Иллеркон, «илир» – крутой берег, «кон» — небольшой. Паренда , «пэри» – вращаться (о воде).
В названиях речек Удерей и Удоронга есть созвучия, в словаре «урэды» — горный или таежный.
На Мурожной под высокой скалой когда-то был прииск Чикили, названный по впадающей в нее речушке. Какое светлое название, прислушайтесь: Чи-ки-ли, как колокольчик, как вода по камушкам. По-эвенкийски, «чикил»- спрятанный.
Известно, что речка Иркинеева (в Богучанском районе) названа по имени тунгусского князца Иркинея, «иркин» в переводе – время ранней осени. Возможно, он родился в августе-сентябре.
По левому берегу Удерея, между Южно-Енисейском и Кировском стоят горы Чембуглы. К этому топониму я никак не мог подобрать ключик, пока не вычитал в книге В.А. Туголукова «Тунгусы Средней и Западной Сибири», что у приангарских эвенков был злой дух, одноглазый, однорукий и одноногий Чулугды. Так что он, возможно, в этих горах и жил.
Есть разные версии происхождения названия Мотыгино. Например, по фамилии первого поселенца казака Ивана Мотыги (а был ли такой?).
В тунгусской версии более-менее созвучны «моты» — лось, «мотыкса» — лосиная шкура или мясо, «мотыка» — медведь-муравьед, «модан» –излучина реки. Хотя я не настаиваю ни на одной версии.
Пытался я найти объяснение названия нашей красавицы Ангары. По некоторому созвучию и смыслу остановился на одном слове – «арама». В переводе – медленный, тихий. Ведь в песнях мы называем Ангару величавой.
Как мы видим, географические названия живут в веках, но многие местные, к сожалению, выходят из употребления, забываются, хотя могут рассказать много интересного. Давайте вспомним их на страницах газеты.