В текущем году профессиональное училище № 80 порадовало нас неоднократно: во-первых, училище получили статус техникума: окончившие его ребята получают дипломы уже не о начальном, а о среднем профессиональном образовании. Во-вторых, вместе с коллективом (теперь уже Балахтинского аграрного техникума) мы от души порадовались успехам педагогов Виктора Неделькина и Максима Варочкина. О мастере производственного обучения Викторе Неделькине, получившем государственную премию Красноярского края, мы уже писали, а сегодня расскажем о преподавателе химии и биологии Максиме Варочкине, занявшем первое место в номинации преподаватель общеобразовательных предметов краевого конкурса профессионального мастерства учреждений профессионального образования.
Максиму Анатольевичу я задала традиционные вопросы: «Как и почему стал педагогом?», «Каким образом достиг успеха в конкурсе?», «Удаётся ли наладить контакт с учащимися?» и прочие. Вот что он рассказал:
— Как таковым педагогом стать не стремился, хотел поступить в монтажный техникум и выучиться на электрика. Но у моей старшей сестры был знакомый, доцент кафедры зоологии педагогического института, вот он и сбил меня с намеченного курса. Он рассказал, что в процесс обучения на факультете химии и биологии входят не только лекции и семинары, но и много практики, а это тайга, горы, озёра Хакасии и, само собой, палатки, гитары, песни у костра, туристические слёты, словом — романтика. И я поступил в педагогический университет имени В.П. Астафьева.
В школе до девятого класса учился слабовато, но потом подтянулся: тройки были только по математике и русскому языку. Любил историю и биологию. Почему биологию? Во-первых, из мальчишеского стремления знать больше о том, как устроен мир, и о себе самом, а во-вторых, в моей привязанности к биологии есть большая заслуга педагога Тамары Степановны Науменко. Она стала для меня неким педагогическим идеалом: когда начал преподавать сам, стремился перенять её манеру эмоциональной подачи биологии. Хотя по биологии я имел только «четвёрку», но Тамара Степановна всегда считала «четвёрку» оценкой прочных знаний.
После окончания педагогического университета попал в Балахтинскую школу № 2, правда, в первый год преподавать биологию и химию мне не пришлось (вакансии были заняты), преподавал информатику и физику. В университете усиленно, с увлечением, изучал дополнительный курс информатики — городские студенты были заметно более развиты в этой сфере, уверенно владели компьютером, а я имел лишь поверхностное представление, поэтому решил наверстать упущенное и к концу обучения очень неплохо разбирался в предмете. Физику у нас преподавал ректор университета: «гонял» по предмету более чем серьёзно, сдать зачёты и экзамены было очень сложно, так что физику я тоже знаю хорошо. Кстати, физика за мной закрепилась на семь лет. Хотя по образованию я таковым не являюсь, но на районном августовском педсовете меня впервые представили именно как преподавателя физики. Через год информатика от меня отошла, мне дали часы любимой биологии. После четырёх лет работы в школе пришёл в ПУ-80.
До третьего курса университета я как-то не задумывался о дальнейшем профиле обучения, просто учился и учился. А потом была практика в Красноярской школе № 93. За месяц понял, что хочу быть педагогом: почувствовал, что дети ко мне расположены, слушают с интересом, им нравится, как я строю урок. Мне, единственному со всего потока, написали отзыв о прохождении практики, причём очень положительный. На четвёртом курсе проходил практику уже в Балахте, и на одном из моих уроков побывала Тамара Степановна. При обсуждении указала на плюсы и минусы в моей работе. Услышав её оценку и практические советы, я ещё более уверовал в то, что должен быть педагогом. В то время в школе заболел учитель биологии, и меня, практиканта, поставили вести биологию в шестых классах, с возможным переводом на заочное обучение. Мне всё же удалось доучиться очно, но, когда я вернулся после окончания университета в родную «первую» школу, оказалось, что все вакансии заняты, и место нашлось лишь во второй школе.
Почему пошёл в училище? Поработав на практике с учениками шестого класса, я понял, что мне проще со старшеклассниками. Мне с ними легче наладить обратную связь, построить диалог. Старшие школьники самостоятельные и обязательные – перед ними можно ставить более сложные задачи.
Наладить контакт со студентами пока удаётся. Может быть, потому, что я не ограничиваюсь рамками предмета, часто провожу межпредметные связи. Сейчас, кстати, на этом делают акцент: профессионал-педагог не должен быть только узким специалистом, он должен показывать предмет во взаимосвязи с другими отраслями знаний. Я даже благодарен судьбе за то, что сначала преподавал не свои предметы — химию и биологию, а физику и информатику. Объясняя темы биологии, я отступаю в физику, химию, информатику и другие области знаний, постоянно задаю наводящие вопросы, дискутирую со студентами. Надо не просто давать тему под запись, а объяснять, делать сравнения, приводить примеры, стараться дать материал языком, доступным для учащегося. Примеряю материал на себя: как сделать так, чтобы я сам, с первого раза, понял тему. Иногда даже шучу, обращаясь к студентам: «Уж если я понял о чём идёт речь, то вы-то точно должны понять!». Шутки шутками, но вижу, что такая подача даёт хороший результат.
У большей части студентов преобладает зрительная память, поэтому наглядность — принципиальный пункт изучения любой темы. Записали материал в тетрадь, изучили на плакате, разобрали сообща схему, просмотрели видеофильм. За семь лет разработал методики, в том числе для физики, таким образом, чтобы каждая тема поддерживалась наглядными материалами. Я на практике испытал: простое начитывание и запись под диктовку мало дают, а когда начал использовать наглядный материал, качество знаний (видно по контрольным работам) сразу повысилось.
Студенты сами говорят, что интереснее и понятнее, когда приводятся примеры из других областей знаний, они задают мне массу вопросов, например, придя с урока ветеринарии, спрашивают: «Правда ли, что у человека столько-то литров крови?». И я привожу доводы из физики, химии и так далее в пользу или в отрицание какого-либо утверждения. Я не заставляю их заучивать, а стараюсь, чтобы они поняли сразу, на месте: если поняли суть, то уже не забудут, о чём шла речь.
Вот и красноярских детей на конкурсе удалось заинтересовать таким же образом, хотя тема урока была для них неожиданной. Я работал не на конкурсное жюри, а на детей. Семь учащихся лицея за сорок минут задали мне столько вопросов, сколько в обычной урочной практике студенты не задают за неделю. Я старался ответить честно, изложить всё, что я знал. Если я чего-то не знаю, никогда не притворяюсь, сознаюсь в неведении, позже узнаю сам и рассказываю детям. В университете у нас была преподаватель социологии, которая однажды сказала: «Плохой врач калечит тело, а учитель, несущий неправильную информацию, калечит душу». Я запомнил это навсегда, и детям не лгу.
В первый день конкурса разрабатывали и защищали проекты предприятий. Проект нашей группы досталось защищать мне. После защиты был полон разочарований: проект не утвердили. Я думал лишь о собственном провале. И лишь позже мне объяснили, что защиту построил правильно, и когда проект не одобрили, вышел из ситуации верным путём, сказав, что если проект не нужен вам, мы пойдём к другому инвестору. Про то, что победил в конкурсе, узнал после первого утреннего «круглого стола» фестиваля «ПРОФИ-2014». Когда мне предложили сесть с краю, понял, что есть вероятность победы.
На открытии фестиваля «ПРОФИ-2014 победителям вручили сертификаты на денежное вознаграждение, а вечером, на закрытии, — дипломы. Вместе со мной в конкурсе участвовала мастер производственного обучения нашего техникума Наталья Кривелёва: Наталье Фёдоровне вручили диплом лауреата конкурса.
Шёл на сцену за наградой как будто в тумане, руки похолодели, очень волновался. Впервые за много лет наш техникум (из 142 училищ и техникумов края) добился такой победы — для меня это большая честь и радость. Очень понравилась атмосфера конкурса: не было зависти, был здоровый дух соперничества. Коллеги из других учебных заведений признались, что с первого дня видели меня в числе лидеров, особенно те, кому пришлось после меня работать с детской аудиторией. Я привык все экзамены сдавать первым, чтобы зря не волноваться, поэтому открытый урок тоже дал первым. Коллеги рассказали, что я задал слишком высокую планку, и после меня удержать внимание детей было трудно. На рефлексии это подтвердили и дети.
Итак, поговорив с Максимом, я была полностью очарована его личностью, его умом, широтой взглядов, современностью. Может, вам покажется, что он излишне хвалится? А он не хвалится, он делится: делится тем, что умеет сам, не боится, что перехватят его опыт, не скрывает секретов. Он любит свою работу, легко идёт на каждый урок и хочет, чтобы и у других всё получалось. Он заслужил поощрения и искренне рад, что его работу высоко оценили, подтвердили, что он идёт в верном направлении. Педагог и должен быть таким: должен любить свою работу, гореть ею, тогда и те, к кому он направляет свой труд, поверят ему.