История моей малой Родины

История моей малой Родины
История моей малой Родины

У каждого человека в жизни есть то, что дорого сердцу, то, что память хранит до последних мгновений жизни. Вы спросите, что же это? Что может человек помнить всю свою жизнь? Что оставляет неизгладимый след в душе? Конечно, это место, где ты родился и вырос. Место, к которому ты прирос корнями: каждой жилочкой, каждой струночкой своей души.

Первые поселенцы

Мы – молодое поколение, к сожалению, мало интересуемся историей того места, где мы родились. А жаль. Очень много интересного и достойного можно узнать, если изучить документы, архивы или просто поговорить с теми, кто много лет прожил в родных тебе местах. И мне хочется поделиться тем, что знаю я о своём родном селе. Я очень люблю эти замечательные места, а теперь, когда знаю так много, ещё и горжусь тем, что именно здесь я родилась.

История нашей деревни, как и любой другой, неотделима от истории нашей Родины и является маленьким звеном в огромной цепи.
Как же всё начиналось? Первые жители в наших краях появились в начале 20 века. После столыпинской реформы в 1905-1907 годы прибывали латыши и политссыльные. Люди селились хуторами вдоль рек: Мана, Зарзубей, Большой и Малый Кой.

До сих пор сохранились названия тех мест по фамилиям первых жителей: Васильев и Марьин Лог; Вицинский, Гольдшмитов и Криванов хутора. Первые поселенцы сначала строили землянки. Приходилось обживать нехоженные места. Люди оказались наедине с суровой сибирской природой: непроходимая тайга, глухомань, морозы. Чобы выжить приходилось заниматься не только привычным сельским трудом, но и таёжным промыслом: охотой. Ходили на медведя. Василий Капылов убил 40 медведей. Занимались рыбалкой, добывали кедровый орех, собирали грибы, ягоды. Сибирская тайга приняла в объятия людей и щедро делилась своими богатствами. Но не было сахара, соли и пускались отважные таёжники конными тропами на базары в деревню Солонечно – Талое, село Перово (ныне Партизанское), город Уяр. И даже сплавлялись на плотах в город Красноярск.

Постепенно приезжали новые поселенцы. Людям разных вероисповеданий и национальностей хватало места в сибирской тайге. Начали строить дома. Первые дома появились в устье реки Кой. И поселенцы стали называть своё селение по названию речки – Кой, что в переводе с тафаларского обозначает – «На». Первые дома строили большие, крепкие, дородные. И стоит с тех пор деревенька Кой.

Деревня моя, деревенька колхозница,
Гляжу на тебя я, прикрывшись рукой,
Тебя называю по имени – отчеству
Святая как хлеб, деревенька моя…

Возрожденная деревня

Грянул 1917 год. Гражданская война докатилась и до нашей деревни. В наших краях возникли подпольные организации, которые возглавляли коммунисты. Колчаковские власти направили в эти районны карательный отряд численностью около ста человек. Каратели пришли в деревню. И застонали горы от пулемётных очередей и людского горя, заплакала красавица Мана кровавыми слезами. Узнав о приближении карателей, многие жители семьями уходили в горы вслед за партизанским отрядом. Но многие не успели далеко уйти. Белогвардейцы шли по следу и возвращали жителей в деревню, чтобы учинить жестокую расправу. Людей расстреливали, секли плетьми, жгли, вешали на берёзах. Не щадили никого – ни женщин, ни детей, ни стариков. Многих загоняли в Ману и закалывали штыками. От жестокости карателей река Мана окрасилась кровью, принимая тела убитых жителей. А партизаны укрылись на скале, которая находится напротив улицы Зелёный клин (эта скала названа жителями партизанской) и вели активную перестрелку с белыми. Выбоины в камнях хранят память о том тревожном времени.

Перед уходом каратели подожгли деревню. Добротные дома запылали в каждом дворе. Деревня была сожжена дотла. Оставшиеся в живых после ужасной расправы оплакивали и хоронили убитых. Некоторые имена убитых увековечены на памятнике, который установлен на берегу Маны.

Жизнь продолжалась, нужно было восстанавливать подворья, строить дома. Но теперь на месте добротных крестовых домов строили таёжные избушки, чтобы успеть к зиме.

С победой Красной армии и восстановлением Советской власти в деревне началась новая жизнь. В 1922-1925 годах проводилась заготовка леса. Зимой заготавливали сосну, а летом сплавляли по реке плотами. В 1931 году был организован Партизанский леспромхоз, а койский участок назван Койским лесопунктом. Открывается первая школа, которая находится на берегу реки Мана рядом с памятником. В 1936 году школа была перенесена в новое здание. Люди жили, растили детей, трудились, строили планы на будущее.

Все для фронта

Но тут новая беда…
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам быдал новую беду
На всех, на все четыре года.

Год 1941. Началась Великая Отечественная война. Многих односельчан проводила на фронт родная деревня. А родные стали работать, жить во имя Победы и ждать. Ждать долгожданные конверты — треугольники. Письма читали всей деревней. Радость и горе были общими. Во многие дома приходили страшные вести. Многие не вернулись домой.

Вспомним их поимённо,
Горем вспомним своим
Это нужно не мёртвым
Это надо живым!

Среди них Иван Лукич Копылов, Михаил Ефимович Коптев, Александр Алексеевич Черников, Владимир Николаевич Матюхин, Константин и Тихон Павлинцевы …
В деревне люди ждали Победы и трудились во имя Победы. Люди трудились в колхозе, на сплаве. В деревне было организовано подсобное хозяйство от ОРСа, где работали женщины и дети. Трудились и ждали матери, жёны, сёстры своих сыновей, мужей, братьев. И вот она — долгожданная Победа!

Жизнь после Победы

После войны в деревню прибыли новые жители – ссыльные: греки, немцы, латыши, литовцы, украинцы. Деревня разрасталась, строилась. Люди по-прежнему работали на заготовке и сплаве леса. Из лесосеки вывозили лес по дороге – ледянке на берег Маны. Сплавляли плотами. Работали в колхозе, просуществовавшем до 1968 года. Повсюду слышалась речь на разных языках. Люди жили бедно, но дружно и весело.

Русские, немецкие, литовские, греческие ребятишки учились в одной школе. Дружба, веселье, справедливость царили в школе. Талантливые педагоги, приехавшие работать в деревню, вселяли в души босоногих ребятишек веру в себя, надежду на будущее. Одной из них была Екатерина Денисовна Головач. Много лет она проработала в школе и вырастила ни одно поколение.

Жизнь в деревне бурлила. Для строительства железной дороги прибыла военная часть и две мехколонны. Была построена участковая больница, стационар на 30 мест, клуб, расширена школа. И всё же основным событием было строительство железной дороги Абакан-Тайшет. Вся страна гордилась этой замечательной стройкой. Сейчас всё выглядит просто.

А тогда, в 1961 году, необходимо было провести дорогу в срок. Машины мехколонны возили камень на насыпь, насыпь ровняли бульдозером, а затем клали рельсы рельсоукладчиком. И вот в 1964 году пошёл первый паровоз с одним вагоном для испытания дороги на участке Лукашевич – Мана.

Дорога эта принесла кипучую жизнь в нашу деревню. Многие жители посвятили всю свою жизнь работе на железной дороге. В жизни нашей деревни в 1964 году произошло ещё несколько важных событий. Это открытие Верх – Манского лесхоза и Койского лесничества. Были организованы лесозаготовительные бригады, которые производили заготовку и вывозку леса.
Лесничество организовывало работы по посадке лесных культур, ликвидации лесных пожаров. Люди жили, трудились, растили детей, деревня поцветала.

Я люблю свою деревню

Но всё в жизни меняется. И современная жизнь внесла свои коррективы в развитие нашей деревни. К сожалению, эти перемены не в лучшую сторону изменили жизнь моих односельчан. Но я верю, что деревня не умрёт. Ведь так много замечателных, талантливых людей здесь живёт. И я люблю свою деревню, горжусь её историей. Я очень люблю свой дом, где я родилась, и стараюсь сделать его краше, а значит сделать краше мою родную деревню.

Мы, молодые парни и девушки, должны приложить все силы, чтобы родная деревня не просто жила, а процветала. Нельзя допустить, чтобы место с такой замечательной историей исчезло с лица земли. Нужно знать и помнить иторию своей малой родины, хранить в памяти то, что так дорого каждому человеку. И только тогда мы сможем сохранить дорогие сердцу места, сохранить свою родную землю. Беречь и любить свою деревню – это значит беречь и любить свою Родину. Моя родина – это деревня Кой, это Партизанский район, это Красноярский край – это моя Россия!


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

6 декабря 2024
В Красноярском крае впервые проведут дистанционное электронное голосование
В работе XIII Съезда Совета муниципальных образований Красноярского края председатель региональной ЦИК Тарас Яскевич рассказал об обеспечении избирательных прав граждан
21 ноября 2024
На увеличение зарплаты бюджетников в Красноярском крае предусмотрено около 27 млрд рублей
Сегодня в Законодательном собрании края прошло второе заседание VIII сессии. Парламентарии в первом чтении приняли главный финансовый документ края на
15 ноября 2024
На развитие здравоохранения в Красноярском крае выделят 75,4 миллиарда рублей
Депутаты комитета по охране здоровья и социальной политике Законодательного собрания края рассмотрели параметры регионального бюджета на следующий год и плановый