Как вы думаете, можно ли свое хобби превратить в прибыльное дело? «Почему бы и нет?» — могут ответить молодые люди, не побоявшиеся открыть свой собственный бизнес. Конечно, у нового поколения предпринимателей сейчас меньше шансов в одночасье стать мультимиллионерами, зато у них появилось немало возможностей не только заработать деньги, но и реализовать свой потенциал, ведь многие из них свое дело создают на основе увлечений и более творчески подходят к нему. Между тем именно на таких молодых бизнесменов ложится основное бремя ответственности за будущее экономическое развитие страны.
Бизнес из увлечения
Оказывается, организация своего дела не всегда требует огромного опыта и глубоких знаний экономики и бизнеса. Молодые предприниматели делают что-то не потому, что в их головах тикают биологические часы или у них в планах на жизнь записан первый миллион долларов к тридцати годам. Зачастую бизнес затевается по случаю, без мыслей о долгосрочной перспективе.
«Если честно, идея открыть свое дело пришла ко мне внезапно, — рассказывает Мария Васильева, занимающаяся оформлением праздников и свадеб. – Я находилась в отпуске по уходу за ребенком, поэтому работать по специальности (по образованию Мария учитель математики) не могла. Муж предложил заняться бизнесом по оформлению праздников, и я, не раздумывая, согласилась. На скопленные деньги буквально за неделю закупили все необходимое, сняли помещение в аренду – так год назад и появился мой собственный отдел сначала в Канске, а затем и в Иланском».
Правда, до этого девушка уже год через интернет принимала заказы на изготовление различных фигурок из воздушных шаров для украшения помещений, совмещая приятное с полезным, так что, можно сказать, хобби плавно переросло в основную работу. Стоит отметить, что своему необычному увлечению Мария училась на тех первых интернет-заказах. «Тут уж получается — не получается, а делать надо, — улыбается Мария. – Научилась всему сама, смотрела в интернете мастер-классы и повторяла, теперь уже почти любую фигурку животного или цветок сделать могу. У меня такая работа, нужно не просто продавать, а изготавливать товары своими руками. Продать шарик может каждый, а вот сделать из него своими руками что-то оригинальное — нет. На самом деле, это очень интересно и развивает фантазию, а творчество я любила с детства».
Хотя идея собственного дела пришла к Марии легко, без трудностей на первых порах не обошлось. «Посоветоваться не с кем, никто из опытных коллег секретами делиться не торопится, — рассказывает девушка. – Например, сначала не могла сориентироваться по ценам. Сделала фигурку из шарика, а сколько за нее запросить? Себестоимость воздушного шара, конечно, знаю, а как оценить свою работу? В итоге что-то смотрела у других предпринимателей, что-то в интернете находила».
Вообще, надо сказать, что новичков в бизнесе никто особо не ждет. Многие ниши уже плотно заняты старожилами, с которыми молодежи конкурировать на рынке очень трудно. Однако молодости присущи риск и вера в успех, что порой, действительно, помогает, а главное, неисчерпаемая энергия и «драйв», когда любимым делом с легкостью можно заниматься по 16 часов в сутки без устали.
Вот и Мария с головой ушла в любимую работу – иногда приходится оформлять по два-три помещения в день, особенно в летний сезон свадеб, но молодая бизнесвумен не жалуется, ведь ее маленький бизнес не только живет, но и развивается. По словам девушки, сейчас она активно занимается воплощением идеи не просто оформлять праздники, а открыть свое свадебное агентство, где заказчики могли бы получить весь спектр услуг: от украшения зала, до заказа фотосессии.
Работать на себя
Будни бизнесмена порой напоминают путь сапера по минному полю – никогда не знаешь, где ждет тебя очередная мина, и все же постоянный стресс и страх поражения не повод отказываться от действий.
«Конечно, перед открытием своего дела у меня были опасения провала, — рассказывает Виктория Садовская, хозяйка пиццерии «Венеция», — да и сейчас этот риск существует каждый день, когда не знаешь, что будет завтра, но есть и ответственность: перед собой, своей семьей, своими сотрудниками, благополучие которых зависит от успеха твоего бизнеса. И потом, я считаю, что лучше уж работать на себя, когда ты сам себе хозяин: распоряжаешься своим временем, ставишь перед собой задачи и выполняешь их».
Нужно сказать, что Виктория знает, о чем говорит. До того, как она стала предпринимателем и ушла в «свободное плавание», трудилась на заводе ЖБКиИ, однако по здоровью эту работу пришлось оставить.
«Сидеть дома без дела я не захотела, — объясняет Виктория, — а так как найти работу в нашем городе сложно, я решила сама создать себе рабочее место. Идея своего бизнеса зародилась легко. Дома я часто пекла пиццу, и всем она очень нравилась, вот я и подумала, почему бы не попробовать делать ее не только для родных и друзей?»
Зато непосредственно к организации своего дела Виктория подошла серьезно, осознанно. Написала бизнес-план, оценила востребованность выбранного направления, просмотрела очень много информации в интернете.
«Мне предлагали обратиться в центр занятости населения за грантом на открытие своего дела или в администрацию района, но я решила, что попробую своими силами, слишком уж много документов, отчетности, лишня морока и волокита», — считает Виктория.
Разумеется, без поддержки и первоначального капитала тяжело, поэтому пришлось обратиться к родным, да и без кредитов дело не обошлось. Возникли сложности и с оборудованием, и даже с арендой помещения, которое ремонтировали своими силами. Почти полгода заняло подключение электроэнергии. И все же, пройдя через многие трудности, Виктория смогла воплотить свою идею в жизнь – 30 декабря прошлого года пиццерия «Венеция» открыла свои двери для посетителей.
«Бывает трудно, порой буквально руки опускаются. Бизнес, особенно новый, требует пристального внимания и отнимает очень много сил, — отмечает Виктория. – Времени на семью, на детей почти не остается, но, к счастью, родные не только поддерживают мое начинание, но и помогают, чем могут, они понимают, что в первую очередь я делаю это для них, чтобы они могли мной гордиться».
Давать не рыбу, а удочку
Когда молодые предприниматели начинают бизнес, они неминуемо сталкиваются со множеством проблем, которые поначалу кажутся им неразрешимыми. Для некоторых это становится причиной закрыть свой только что начатый бизнес, а ведь зачастую и нужна-то даже не финансовая помощь, а простой совет. Для того чтобы помочь «молодым львам» совершать первые шаги в бизнесе, не так давно благодаря совместным усилиям Росмолодежи, Минфина и Минэкономразвития появилась федеральная программа «Ты-предприниматель», которая в 2013 году была реализована в 45 регионах России. В нашем крае для тех, кто хочет начать собственное дело, осуществить свои бизнес-идеи, стать успешным предпринимателем, с весны 2011 года реализуется краевая флагманская программа «Ты – предприниматель». В рамках этого проекта, направленного на приобщение молодежи к предпринимательской деятельности, проводятся различные конкурсы для начинающих, обучение в бизнес – школе, организация стажировок на предприятиях и др.
С недавних пор в нашем районе штаб этой флагманской программы возглавляет Мария Васильева. «Когда мне предложили стать руководителем штаба «Ты – предприниматель», я согласилась, не раздумывая, — рассказывает Мария. – Этот проект направлен, прежде всего, на информационную помощь молодым предпринимателям, а я еще помню, как мне не хватало знаний, когда я только начинала свой бизнес. Например, что будет пользоваться спросом, а что нет, что стоит покупать, а что нужно обходить стороной. У меня до сих пор лежат некоторые товары, которые я купила еще со дня открытия отдела. Надеюсь, что участие в этой программе даст мне возможность помочь другим молодым предпринимателям нашего района».
Планов у руководителя штаба в этом направлении предостаточно. Так, на будущий год вместе с командой молодых предпринимателей Мария Васильева хочет принять участие в проектной школе «Территория -2020» и получить финансовую поддержку на реализацию нескольких бизнес-проектов. Но и сейчас, не дожидаясь распределения грантов, при наличии интересной идеи молодежь района может обратиться в молодежный центр (там вам дадут координаты руководителя штаба Марии Васильевой) за информационной поддержкой, ведь не всегда все упирается в деньги. Создавая Apple, Стив Джобс вряд ли подсчитывал количество будущей прибыли, а просто занимался тем, что по-настоящему любил и к чему стремился. Реализовать свою мечту – это для молодых людей тоже мотивация, причем одна из сильнейших.