В восьмидесятых годах прошлого столетия каждый четвертый кубометр российской экспортной пилопродукции имел лесосибирскую марку. Представители каждой второй семьи молодого Лесосибирска были заняты в деревообрабатывающем и лесохимическом производстве.
Для лесной отрасли конец 70-х и 80-е годы были «золотым» периодом. Рабочих рук не хватало, их везли со всей территории СССР. На набивку пакетов привлекались работники всех учреждений, студенты учебных заведений города. Коэффициент использования древесины тогда едва доходил до 50 процентов, и вокруг Лесосибирска «вечными» огнями на отвалах комбинатов горели отходы лесопиления: опилки, горбыль и древесный лом. Застоя ни в какие времена на предприятиях не наблюдалось. Развивалось лесопильное производство, расстраивался город. В конце 90-х прошлого столетия и в начале 21-го века Лесосибирск по объемам переработанной древесины был признан лесной столицей края и на трех международных выставках показал своим российским коллегам и иноземным гостям масштабы и потенциал главного дела, ставшего трудовой биографией пяти поколений енисейцев и лесосибирцев, а также судьбой и именем города.
Реанимация «патриарху» не поможет
В центре села в устье речки Маклаковка на левом берегу Енисея усилиями норвежского предпринимателя Ионаса Лида в далеком 1916 году было положено начало деревообрабатывающему производству в крае. Еще цела привезенная им пила «Кархула», ставшая реликвией не только Маклаковского завода, но и Лесосибирска, а еще точнее, всего сибирского края. Сегодня прародительница лесопильного производства еще хранится на территории Маклаковского ЛДК, находящегося, как известно, в агонии банкротства. До своего столетия «патриарх» не дожил всего-то четыре года. И, конечно же, оплакивают его бесславную кончину не хозяева – друзья-товарищи из Казахстана, а выброшенные за ворота рабочие одиннадцати цехов комбината. Это предприятие и его труженики пережили пожары, наводнения, гражданскую и отечественную войны, перестройку. Завод в свое время стал базой для рождения еще двух комбинатов: Новоенисейского и Новомаклаковского (Лесосибирского ЛДК № 1), был кузницей кадров для них и других коллективов, связанных с заготовкой и переработкой древесины, опорой Енисейского промышленного узла, градообразующим предприятием Лесосибирска.
Еще в марте с тупика уходили эшелоны вагонов, груженные пиломатериалами с синим мишкой на фирменной упаковке. Однако территория ЛДК теперь закрыта для всех, и только часть работников грузового района, охранники и конторские служащие поддерживают видимость жизнедеятельности предприятия. При этом никаких встреч руководства с коллективами, представителями СМИ и общественных организаций и никакой информации по телефону. А что сегодня на старейшем комбинате?
После первого митинга за прошедшие два месяца мало что изменилось: сократили долги за декабрь и половину января, да дважды в административном корпусе комбината специалисты из городского Центра занятости вели прием еще числящихся в штате ЛДК, но уже считающих себя безработными. Информационно — разъяснительная работа, безусловно, полезна, а предложенные вакансии в основном – для мужчин. Женщин же на комбинате большинство – 80 процентов.
Отчаяние вновь вывело работников комбината на публичную демонстрацию своих претензий. Второй митинг, состоявшийся уже на площади перед администрацией города 18 апреля, собрал около ста человек, среди которых были представители фракции ЛДПР, профсоюзных организаций, сочувствующие земляки, работники ЖКХ и сотрудники полиции, обеспечивающие порядок на этом массовом мероприятии. Требования у людей были прежние. Их три: ликвидация долгов по зарплате, чтобы комбинат продолжал работать, и чтобы деревообработчики вернулись на свои рабочие места.
— Пяти вагонов досок, проданных иностранным потребителям, хватило бы на погашение задолженности по зарплате, — уверена Надежда Яркушина, рабочая лесоцеха, председатель профсоюзной ячейки. – Мы уже все по уши в коммунальных долгах. Нам нечем платить за детский сад и нечем кормить детей. Сейчас готовим список матерей-одиночек для администрации города с целью корректировки их задолженности за услуги ЖКХ и посещение детских садов.
По данным Маклаковского ЛДК, будут сокращены 475 работников, и их об этом уже уведомляют. Продолжают работать 125 человек. На митинге по-прежнему никого из руководства предприятия не было. За них «отдувался» глава администрации города Андрей Хохряков, который заверил, что банкротство комбината идет, и предприятие, естественно, будет лихорадить, но власть следит, чтобы этот процесс проходил быстрее и менее болезненно для работников комбината. А еще он передал, что руководство комбината заверило, будто оно хочет принимать давальческое сырье, на котором Маклаковский комбинат сможет продолжать работать. Эта, пожалуй, единственная обнадеживающая весть. Вопрос, где взять это спасительное сырье?
Беда не приходит одна
Лесосибирские комбинаты в прошлом году стали заложниками выполнения грандиозной программы «Нижнее Приангарье», а именно: в связи с заполнением водохранилища Богучанской ГЭС и, как следствие, падением уровня воды в реках Енисей и Ангара сорвана лесосплавная навигация 2012 года. Каждый комбинат по этой причине недополучил от 100 до 350 тысяч кубометров сырья, в общей сложности около 800 тысяч кубометров. А с учетом более мелких переработчиков лесная столица края приняла на причалы на миллион кубов древесины меньше, чем в предыдущие годы.
Нет сырья – нет работы, а нет работы – нет и зарплаты. На комбинатах бросились спасать положение вывозкой сырья автотранспортом. Но увеличение парка лесовозных машин за счет стороннего дополнительного найма и сама вывозка повлекли значительное увеличение затрат на ГСМ и техническое обеспечение автотранспорта. Неконтролируемый и нерегулируемый рост тарифов на электроэнергию, железнодорожные перевозки и подорожание ГСМ ставят предприятия лесной отрасли на колени. Их экономическую ситуацию усугубило и падение спроса на продукцию лесопиления в странах традиционного рынка сбыта. Вот уж точно, беда не приходит одна!
В результате по итогам 2012 года комбинаты города имели убыток от 500 до 700 рублей на каждый кубометр отгруженной продукции. А в текущем году ситуация нисколько не лучше. Считайте сами. К примеру, по итогам февраля на Новоенисейском ЛХК цена реализации одного кубометра пиломатериалов составила 5621,8 рубля. При этом в структуре цены транспортные затраты составляют 1812 руб. (32,2%), затраты ГСМ – 1100 руб. (19,6%), электроэнергия – 193 руб.(3,4%), стоимость сырья в одном кубометре продукции – 2932 руб. И еще одна цифра в связи с выше изложенным. Убытки комбината по итогам года превысят 350 миллионов рублей. При этом коэффициент использования сырья достиг максимума. Из комбината не вывозится ни единой древесной пылинки; все перерабатывается в товарную продукцию.
Крайне тяжелая финансовая ситуация, сложившаяся на Новоенисейском лесохимическом комплексе, повлекла оптимизацию внутренних резервов. Здесь за год уменьшили численность работающих на 960 человек. Еще одной непопулярной мерой сокращения расходов стало снижение средней заработной платы с 21 до 14 тысяч рублей. Значительно урезали и обеспечение цехов необходимыми материалами и запасными частями.
В марте на ЛХК остановили работу лесозавода №2 и цеха ДВП-1 (мокрого способа производства), а также пеллетный цех. Комплекс находится, мягко говоря, в кризисной ситуации, а точнее — на грани остановки.
Несколько лучше ситуация на Лесосибирском ЛДК №1. Но и здесь, по подсчетам специалистов, если не изменится тарифная политика на электроэнергию, железнодорожные перевозки, ГСМ, то убытки по году составят около 300 миллионов рублей. И тут резонно спросить о готовящихся к запуску уже в этом году новых лесопильных комплексов на обоих комбинатах. Может, они станут тем самым кругом спасения для утопающих? Могут стать, но только отчасти. Увеличение объемов, улучшение качественных характеристик пилопродукции даст производителям и изменения в ценовой политике и географии экспортных рынков сбыта, что, безусловно, принесет им новые бонусы, которые, к сожалению, мгновенно не сократят миллионных долгов инвесторам и кредиторам за оборудование и строительство новых лесопильных цехов. Получается, что долговая яма не только расширяется, но она еще и углубляется?
Как выбраться из долговой ямы
В. ШЕЛЕПКОВ, генеральный директор ЗАО «Новоенисейский ЛХК»: «Мы использовали все внутренние резервы. Наше предприятие является не только промышленным объектом, но и несет огромную социальную нагрузку: обеспечивает питьевой водой и производит прием и очистку стоков северной части города Лесосибирска, содержит детский сад на 247 мест, Дом культуры, которыми пользуются все жители города. А кроме этого мы обеспечиваем светом, теплом поселки: Назимово, Староназимово, Сергеево Енисейского района и социальные объекты в них (детский сад, средняя общеобразовательная школа, больница, предприятия хлебопечения, аптека, почта). Понятно, что от стабильной работы нашего предприятия зависит не только жизнеобеспечение северных поселков, работников комбината и их семей, но и всего Лесосибирска в целом. Мы не скрываем сложившейся ситуации. Не скрываем и того, что вынуждены обращаться в краевые органы власти за помощью.
Сегодня нам нужны гарантии и содействие администрации Красноярского края в получении кредита Сбербанка в сумме 500 миллионов рублей. Они нужны для завершения строительства линии ЕВД (лесокомплекс) и пополнения оборотных средств ЛХК для поддержания его в работоспособном состоянии. А кроме этого необходимо решить вопрос субсидирования огромных расходов, возникших с ростом тарифов естественных монополий».
А. ДЬЯКОВ, депутат Законодательного собрания Красноярского края по Лесосибирскому избирательному округу: «Как я вижу развитие событий в лесном комплексе края? Ситуация у лесников крайне напряженная во всей стране. Думаю, что очень скоро все же «проснется» федеральный центр. Обстановка у всех очень тяжелая, и не только у лесников. Например, нефтяники не могут везти грузы по железной дороге, так как тарифы перескакивают все разумные цифры. Например, перевозка одной тонны груза по железной дороге из Уфы в Красноярск стоит сегодня 3280 рублей. Мы должны развиваться, успевать конкурировать, а на деле продолжаем разрушать железную дорогу и растить тарифы. Так не может продолжаться. Письма идут в федеральное правительство не только из нашего края, но и из многих регионов Сибири, Урала. И именно на федеральном уровне должна измениться тарифная политика, в противном случае мы будем иметь очень тяжелые последствия. Возможно, что правительство примет меры субсидирования на железнодорожные перевозки. А вот что касается электроэнергии, то самое тяжелое бремя у аграриев. У них киловатт стоит почти 4 рубля, а еще точнее, 3 рубля 86 копеек. Это происходит из-за того, что разграничены сети на региональные, муниципальные, то есть сломан единый логистический центр, он просто уничтожен так же, как и на железной дороге. И пока не будут восстановлены единая энергосистема и единая железная дорога страны, ни промышленность, ни бюджеты всех уровней не смогут сбалансированно и эффективно работать».
Конечно, на мелких предприятиях лесной отрасли эти симптомы тяжелого «недомогания» менее заметны, вернее, они в социальной жизни города менее ощутимы. Они просто погибают, а вместе с ними утрачиваются рабочие места, сокращаются объемы продукции и услуг и людские надежды. Рост тарифов и их, что называется, скручивает в бараний рог. И подтверждение этому является то, что 269 индивидуальных предпринимателей города только в первом квартале этого года закрыли свое дело. Четверо из них занимались заготовкой и переработкой древесины. Они входили в Лесосибирский лесопромышленный комплекс и своей работой обеспечивали в некоторой части производственное и социальное благополучие лесной столицы края. Но выросшие тарифы страховых взносов вынудили их избавиться от этой «удавки» путем самоликвидации.
Лесная столица края еще жива…
Тая ПРЕЙН, соб. корр. «Енисейской правды» г. Лесосибирск.