В нашей стране тема жилищно-коммунального обслуживания практически неисчерпаема. О ней можно говорить постоянно и всегда открывать десятки новых проблем и сотни вариантов их решения. У нашего населения такой огромный опыт взаимодействия с представителями коммунальных служб, что поневоле можно стать профессионалом.
Для того чтобы рассмотреть ряд проблем с позиций населения и коммунальных служб, редакция приняла решение встретиться еще раз с руководителем ООО «ТеплоВодоКанал» Александром Морозовым.
— Александр Сергеевич, в начале разговора подведите, пожалуйста, коротко итоги прошедшего, такого длительного отопительного сезона.
— Отопительный сезон в этом году действительно затянулся. Вместо 10 мая мы отключили отопление только 23 числа. В остальном сезон прошел в штатном режиме, серьезных аварий не было. Были небольшие перебои с поставкой угля: вагоны по невыясненным до сих пор причинам останавливали на станции Саянской и дальше не отправляли. Только вмешательство МЧС способствовало устранению этого недоразумения.
— Жители райцентра успели заметить, что ремонтные работы в этом году начались раньше обычного. Расскажите, что уже сделано и что планируется.
— До окончания отопительного сезона были составлены мероприятия по подготовке к новому сезону. Основные участки работ — микрорайон, станция Курагино и ул. Партизанская в районе гостиницы «Туба». На улице Стофато вскрыли коммуникации еще 15 мая, думали, что сразу же начнем ремонт, однако отопительный сезон продлился, поэтому и ремонтные работы не велись. Но на этой неделе они будут закончены: заменены тепловые и водяные сети. После этого перейдем на улицу Партизанскую. Там очень плохое состояние сетей, кроме того, их обслуживание затрудняет то, что проходят они транзитом через огороды, дома, гаражи. Потом начинаем ремонты на улицах Вокзальной и Красноярской.
В центральной котельной смонтированный в 2009 году котел уже требует капитального ремонта. Меняем полностью топку и уже второе лето подряд — теплоизоляцию. Причина ее быстрого износа либо некачественный материал, либо недоработка конструкторов. Часть теплоизоляции в прошлом году заменили, часть в этом. Планируем капитально отремонтировать угледробилку и поменять ленту на транспортере углеподачи.
Основная часть материалов для ремонтов закуплена еще в апреле.
В котельной на ст. Курагино сделали обследование в специализированной организации, получили заключение о том, что нужно увеличивать мощность — менять один из семи действующих сейчас котлов на более мощный. В 2011 году один уже заменили. Подготовили заявку на замену котла, но вопрос пока остается открытым. Просим средства в Министерстве ЖКХ через районную администрацию. Надеемся, что нам их выделят. Проведен довольно большой объем работ на очистных сооружениях, через месяц они будут полностью готовы к новому отопительному сезону. К работе в зимних условиях готов водозабор. Весной на нем увеличили пропускную способность. В Ойхе к ремонту котельной пока не приступали, но там объемы небольшие, поэтому надеемся сделать в короткие сроки.
— Что мешает реализации ваших планов?
— Есть две очень серьезные проблемы. Первая — неплатежи населения за предоставляемые услуги. К сожалению, люди не понимают, что деньги на обслуживание их домов не могут взяться из воздуха. На сегодняшний день сумма долга составляет больше восьми миллионов рублей. Подаем на неплательщиков в суд. Но у некоторых такая задолженность, что погасить ее просто нечем, хотя судебные решения выносятся в нашу пользу. Самая большая сумма неплатежа — 297 тысяч рублей. И это за квартиры площадью 37 кв. м. Вторая проблема — рост цен на материалы. Например, в прошлом году кирпич стоил 6 рублей 50 коп , в этом году уже 12 рублей, дорожает уголь. А мы не можем повышать тарифы более, чем на 8,5 %. Тогда нужно государству компенсировать затраты, иначе предприятия ЖКХ начнут закрываться.
С 1 июля этого года повышаются тарифы на теплоснабжение на 8,5% и водоотведение на 7 %. На водоснабжение они остаются прежними. К тому же, с нового года тариф на воду снизился на 7 %. Где же нам взять деньги на развитие?
— Как же вы выходите из положения?
— Учимся считать деньги. Такой пример: в поселке говорят, что наше предприятие стало реже вывозить твердые бытовые отходы, потому что у нас не хватает техники. На самом деле это совсем не так. ТБО вывозится ровно столько, за сколько население платит. Если людям нужно вывозить мусор чаще, то пусть оплачивают дополнительно. Мы сначала вывозили мусор каждую неделю. Но у нас норматив 0,11 куб. м на человека в месяц. Если в доме живут четыре человека, то это 0,44 куб. м, а контейнеры стоят объемом 0,5 куб. м. Если исходить из этих расчетов, то мы должны вывозить мусор раз в месяц. Совместно с администрацией поселка пытаемся решить проблему с водоснабжением в Ойхе, где водозаборная скважина находится в санитарной зоне котельной. На вынос и бурение новой скважины нужно время и деньги. А потребителей воды осталось около 20 квартир. Дешевле каждому поставить индивидуальную скважину. Начисление по Ойхе за воду — 9 тысяч рублей, а затраты на электроэнергию на содержание скважины — 15 тысяч. Поэтому прорабатываем различные варианты выхода из положения. На прошлой неделе взяли в лизинг новую ассмашину.
— Что еще требуется из техники?
— Состояние экскаватора оставляет желать лучшего. Ему уже больше 10 лет. Автомобили требуются, да и вся остальная техника, кроме фронтального погрузчика и МАЗа для перевозки угля, старая. Нужно понемногу все обновлять.
— Как вы можете охарактеризовать взаимоотношения с районной и поселковой администрациями?
— Как деловые, партнерские. И та и другая нам оказывают помощь. Из краевого бюджета через районную администрацию выделили два миллиона рублей на изготовление схем теплоснабжения по райцентру. Сейчас это делать необходимо, так как при утверждении тарифов на следующий год схемы потребуют в Министерстве ЖКХ и РЭКе. А вот схему систем водоснабжения придется, скорее всего, делать своими силами.
— На данный момент можно сказать, что зиму вы встретите во всеоружии?
— На сегодняшний день более 40% от всего объема запланированных работ уже выполнено. Впереди еще больше двух месяцев лета, не сомневаюсь: что запланировано, то будет сделано, ведь наши работники трудятся, не считаясь с личным временем и погодными условиями. Плохо, что те, для кого все делается, не всегда это понимают. Конечно, человек испытывает определенные неудобства, когда у его дома перекопана земля, но зато зимой будут комфортные условия. Поэтому нужно относиться друг к другу терпимее.