Люблю я самолеты!

Люблю я самолеты!
Люблю я самолеты!

Кто бы мог подумать, что после первой пугающей встречи маленького Саши с «винтокрылой птицей» через много лет он раз и навсегда свяжет свою судьбу именно с авиацией. А тогда деревенский мальчишка, живший со своей семьей на отдаленной пасеке, так напугался шума и вида вертолета, что не нашел ничего лучшего, как спрятаться под мост. Но это было лишь самое первое впечатление, которое, как мы знаем, зачастую бывает обманчиво.

С тех пор прошло много лет. Сейчас этот забавный случай из детства Александр Акимович Мерзляков вспоминает с улыбкой. Он давно уже подружился с авиатехникой, ведь и сам он по профессии авиатехник. И если бы не вызванные экономическими переломами изменения структур и названий родного авиапредприятия, то и запись в трудовой книжке у него была бы всего одна: вот уже 38 лет трудится Александр Акимович в енисейском авиапорту.

…После той встречи, чуть повзрослев, Саша обнаружил в себе какую-то особую тягу к самолетам. Все-то ему в них нравилось: и внешний вид, и ровный гул турбин, отчетливо слышимый издалека, даже если сам самолет скрылся из виду где-то за клубящимися в синем небе облаками. Наверное, именно в это время в огороде среди грядок с овощами и зеленью появились первые в его жизни взлетно-посадочные полосы для самодельных деревянных самолетиков, у которых бойко вертелся пропеллер от каждого дуновения ветра. И позже, если уж мастерил мальчик игрушку, то можно было не сомневаться – из его рук выйдет новая авиамодель. Пусть эти незатейливые воздушные суда не умели летать, но зато помогли пронести детскую мечту – стать авиатором — через годы.

Средняя школа в селе Плотбище окончена, и перед Александром, казалось, открылся целый мир. Родители хоть и переживали за сына, но доверяли его выбору: жизнь в семье, где воспитывались девять детей, давно приучила парня и к труду, и к принятию самостоятельных решений, и к ответственности. Первым делом он отправился в Омское летное училище, но медицинские показатели немного подвели. Ну, что ж, на земле тоже самолетами кто-то должен заниматься. Следующая попытка – поступить в Иркутское авиационно-техническое училище гражданской авиации – увенчалась успехом. К тому же учеба в этом заведении давала возможность через некоторое время переучиться с авиатехника на бортмеханика. А это означало, что летать он все-таки сможет, пусть и не за штурвалом.

Три года учебы прошли на одном дыхании. Еще бы! Сбылась давняя мечта! А после основных занятий его ждало еще одно увлечение – парашютный спорт. И хоть в жизни полученные там навыки так и не пригодились, но ощущение от полета во время прыжка вряд ли когда забудется.

Через три года, в феврале 1976-го, молодым специалистом прибыл он в 127-й летный отряд Енисейского авиапредприятия. «Пришел весь такой при параде, как и учили нас, курсантов, а меня сразу направили в бригаду, которая занималась самым тяжелым трудом – заменой двигателей. У меня даже мысль мелькнула: «Туда ли я попал?» — со смехом вспоминает сейчас Александр Акимович. А тогда втянулся быстро: хороший бригадир-наставник, говорит, был. Анатолий Емельянович Волошин, которого бригада в шутку за глаза называла «бабаем», с особым терпением и мудростью воспитывал новичков, объясняя им что к чему. А через годы Александр Акимович сам стал и бригадиром, и наставником молодых. «Правда, молодых на предприятии с каждым годом становится все меньше. Не идет сейчас к нам молодежь, — с грустью говорит бригадир. – Раньше в год по 15-20 человек на работу поступало…»

Начало его трудовой деятельности в авиапорту пришлось на самый расцвет предприятия. Работы хватало: на перроне дежурила целая бригада механиков по 6-7 человек и еще 3-4 техника по радио-электрооборудованию, готовя по нескольку машин в день. Десятки самолетов и вертолетов сменяли друг друга в воздухе. Не приходилось пустовать и запасной полосе, которая довольно часто становилась временным пристанищем для Ил-18. «Если в Красноярске были перебои с топливом или неподходящие погодные условия, все летели к нам, на запасной. Бывало, по 10-15 «восемнадцатых» расставляли. Только с ними справишься, тут Ан-12 «нападают», все пятачки в порту займут. Они вообще тогда у нас, как бабочки, порхали», — продолжил рассказ Александр Акимович.

Конечно, вспомнить славное былое без грусти не удается. И все же самое тяжелое время, когда почти в одночасье сотни классных специалистов-авиаторов вынуждены были искать другую работу, осталось в прошлом. Александру Акимовичу тоже тогда предлагали сменить профессию, приглашали даже куда-то. «Не смог я тогда уйти. Просто даже и не думал никогда о другой работе», — признается он. Кстати, его старший брат, Павел Акимович, тоже до сих пор трудится в авиапорту главным инженером, он тоже не смог тогда уйти. Сейчас на двоих у них почти 80 лет стажа – возраст самого предприятия. И пусть работу они выполняют разную, все ж дело делают одно, помогая самолетам подняться в небо. Приводил как-то Александр Акимович и внука в порт, самолеты-вертолеты показывал, о своей работе рассказывал. «Как-то пока не очень заинтересовался он», — улыбается мастер. Ну, так что ж, время у него еще есть, а первое впечатление, как мы знаем, бывает и ошибочным.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

6 декабря 2024
В Красноярском крае впервые проведут дистанционное электронное голосование
В работе XIII Съезда Совета муниципальных образований Красноярского края председатель региональной ЦИК Тарас Яскевич рассказал об обеспечении избирательных прав граждан
21 ноября 2024
На увеличение зарплаты бюджетников в Красноярском крае предусмотрено около 27 млрд рублей
Сегодня в Законодательном собрании края прошло второе заседание VIII сессии. Парламентарии в первом чтении приняли главный финансовый документ края на
15 ноября 2024
На развитие здравоохранения в Красноярском крае выделят 75,4 миллиарда рублей
Депутаты комитета по охране здоровья и социальной политике Законодательного собрания края рассмотрели параметры регионального бюджета на следующий год и плановый