Учитель начальных классов, какой ты? Ответ у каждого свой, приобретенный жизнью, педагогическим опытом. Но все учителя начальных классов едины в одном – любви к своей профессии, к детям. Если любишь – научишь, поможешь, поддержишь, не останешься равнодушным.
На пороге школы
Приоритетным направлением современной системы образования является решение проблемы преемственности всех её ступеней, и особенно преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном, поскольку образовательные ступени являются значимыми этапами интеллектуального и духовного становления детей и должны быть взаимосвязаны. Независимо от того, где воспитывается ребенок: в семье или в дошкольном образовательном учреждении, важно создать все необходимые условия для его развития, обучения и воспитания.
Детский сад для ребят — это здорово! Но в нашем городе много семей с детьми, в которых ребята не посещают детский сад. Для таких детей при школах работают группы предшкольного образования. Они, реализуя предшкольную подготовку, являются одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста, их подготовке к обучению в начальной школе.
Есть такая группа и в иланской школе №1. Руководит ею опытный педагог-воспитатель Елена Анатольевна Буравченкова.
В этом году у нее 22 воспитанника. Каждый день она встречает их с улыбкой у дверей школы и старается, чтобы теплая, душевная атмосфера дружелюбия и понимания сопровождала ребят весь день. Она делает все для того, чтобы ни один день не был похож на другой, чтобы каждое занятие стало маленьким открытием для ребенка. Елена Анатольевна стремится в каждом ребенке увидеть искорку таланта и развить ее. С любимой учительницей ребята лепят сказочных героев, составляют осенние композиции из природных материалов, знакомятся с цифрами, учатся слышать звуки в словах, занимаются в театральной мастерской, а в перерывах между занятиями разучивают новые песни, играют и учатся общаться друг с другом.
Родители обращаются к Елене Анатольевне за советом и консультациями. Мамы часто посещают занятия и помогают Елене Анатольевне управляться с малышами. Для каждого ребенка она всегда находит добрые и ласковые слова, а и их успехами с особой гордостью делится с родителями. Её дошколята с нетерпением ждут встречи со своей воспитательницей, а родители всегда со спокойной душой доверяют своих детей.
Быть педагогом – это призвание, это судьба. Только человек с тонкой душой, горячим сердцем и огромным багажом знаний может донести до юных умов самое важное, значимое, нужное, помогая добрым словом, мудрым советом. Именно такой человек и учитель Елена Анатольевна Буравченкова.
Их призвание – учить
Оксана Григорьевна Лисовик, учитель начальных классов Иланской школы №41
— В 1992 году я окончила Канское педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов». Почему выбрала именно эту профессию? Отвечу вопросом на вопрос. Что такое работа с детьми? Это огромный, кропотливый труд и бессонные ночи над планами и стопками тетрадей, эта тщательная и творческая работа по подготовке к урокам и различным мероприятиям? Или же это ни с чем не сравнимая радость общения с любимыми учениками, которые глядят на тебя доверчивыми, озорными глазами, которые всегда ждут от тебя чего-то нового, доброго, интересного? Конечно же, второе!
Чтобы быть учителем, нужно быть немного артистом, психологом, литератором и историком, а еще чуть-чуть ребенком, фантазером и добрым волшебником. И, без сомнения, прежде всего, надо очень любить детей и иметь много-много терпения. С профессией учителя я познакомилась в раннем детстве, так как моя мама, Мария Ивановна Андреева, работала в школе. Ее педагогический стаж более 35 лет. Я видела отношение мамы к своей профессии, ее влюбленность в свое дело. Поэтому быть учителем – единственная очень сильная мечта моего детства. До сих пор помню, как усаживала за воображаемые парты мягкие игрушки и вела для них уроки, писала мелом на дверце шкафа. Видя мое рвение к школе, родители понимали, что в их семье растет еще один педагог и всячески поддерживали это мое стремление.
Для меня работа в школе – это стимул к саморазвитию, непрерывному образованию, возможность быть полезной людям. Безусловно, стало легче, когда появились свои дети, когда я на себе ощутила, как может болеть материнское сердце за своего малыша. Тогда пришло понимание, что каждый ребенок индивидуален, к каждому нужен свой подход. Как важно в школьной жизни создавать ситуацию успеха абсолютно для каждого! А чтобы ребенок «не застегнулся на все пуговицы», не нужно скупиться на добрые слова, делить детей на любимых и не очень. Если ребенок счастлив в детстве, он будет счастлив и потом. А мы, взрослые, тем более педагоги, причастны к судьбе детей. Что такое счастье? В народе говорят: счастье – это когда утром хочется бежать на работу, а вечером – домой. Я счастлива каждый день видеть свою маленькую дружную семью, любопытные глаза своих учеников. Счастлива, что могу передать им часть своих знаний, научить учиться и дружить. Я люблю свою профессию и чувствую радость от того, что могу расти профессионально, раскрывая заложенный природой потенциал. Я счастлива и от того, что в семье меня любят, муж понимает и поддерживает, а мои дети гордятся мной, уважают меня. Семья — главная моя опора и поддержка.
Тамара Алексеевна Бондарева, учитель начальных классов Иланской школы №2
— Я уже много лет веду своих учеников по пути познания мира, поэтому знаю, что истинный учитель – и пилот, и штурман. Он обязан знать, какую дорогу – урок выбрать, чтобы детям было интересно. «Вперед! Только вперед!» — таков мой жизненный девиз. Уже с детства я знала, что стану учителем. В другой профессии себя и не видела. Именно поэтому вслед за своей сестрой Галиной Алексеевной Бондаревой я в 1988 году пришла работать в школу №2. В ту, в стенах которой прошли мои школьные годы. Безусловно, огромную роль в выборе профессии сыграли директор школы Петр Григорьевич Ем и первая учительница Галина Григорьевна Федюк. Для меня это были, есть и будут Учителя с большой буквы. Их таланту находить общий язык с учениками, интересно и захватывающе проводить уроки, адекватно оценивать любые сложившиеся в школе ситуации, видеть в каждом ребенке личность, можно было позавидовать. О том, какие это были педагоги, до сих пор с восторгом говорят и коллеги, и бывшие ученики, и родители. Да, и не только в школе, но и в городе, и в районе.
Почему я выбрала именно начальные классы? Потому что маленькие дети очень искренни и непосредственны, ловят каждое мое слово, как растение ловит тепло от солнышка, ловят каждый мой взгляд.
Профессия учителя складывается из очень близких понятий: учитель – педагог – наставник – классный руководитель. Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая? Неимоверно трудно стать настоящим учителем, классным руководителем, вести за собой, правильно воспитывать! Самый сложный класс – это первый. Вот он – фундамент товарищеских взаимоотношений. Вот она – платформа отношений между классным руководителем и родителями. Вот когда нельзя просмотреть, недоговорить, недодать, иначе фундамент треснет, а платформа будет неустойчивая.
Я никогда не боюсь спрашивать совета у родителей, говоря им: «Посоветуйте мне… Давайте подумаем вместе… Как вы думаете…». Но зато потом, когда в классе нет проблемы с драками, с оскорблениями, когда дети держат свои обещания, когда им можно доверить серьезные поручения и они «расшибутся», чтобы не подвести, когда родители откликаются на предложения, не отказывают в сотрудничестве, а то и сами предлагают помощь, ты скажешь: «Все не зря». Моим педагогическим девизом стали слова одного педагога: «Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком». Стараюсь об этом не забывать никогда!
Светлана Сергеевна Романова, учитель начальных классов Иланской школы №41
— Мне очень часто задают один вопрос: «Почему ты стала учителем»? Я отвечаю: «Насколько я себя помню, я всегда мечтала быть учителем». Ещё в детстве я играла в «школу». Тогда моими учениками были куклы. И когда пришло время выбора профессии, я уже знала, что буду педагогом. Учитель. Этой профессии невозможно научиться только по учебникам. Эта профессия сама всю жизнь учит нас, выбравших её. Я глубоко убеждена в том, что учить и учиться можно легко и с удовольствием. Преподавать в начальных классах мне нравится по нескольким причинам. Во-первых, иногда то, что получается из веселья детей по-настоящему стоит внимания! Чем младше ребенок, тем интереснее! Мне нравится, что они особо не задумываются, просто говорят, что первое приходит в голову, при этом получаются весьма стоящие высказывания. То, как они объясняют некоторые вещи, просто поражает. Во-вторых, мысль о том, что я делаю мир лучше, обучая детей важным вещам, просто захватывает меня. Я готова на любые трудности, зная, что в результате дети правильно усвоят прописные истины. В-третьих, мы можем делиться своими знаниями. Какой смысл знать все обо всем и не делиться этим? Обучение дает нам именно такую возможность! Когда вы поймете, как эффективнее преподнести все свои знания ученикам, эта работа станет вашим любимым занятием! В-четвертых, мы помогаем детям подготовиться к настоящей жизни. Я стараюсь привить им главные правила этики и этикета, понимать, что такое хорошо, а что такое плохо, правильно, грамотно выражать свои мысли. Главная моя задача – разглядеть в ребенке все скрытые таланты и способности и помочь ему раскрыться.
Я с огромным удовольствием учу своих ребятишек и не перестаю учиться сама.
Галина Алексеевна Ионша, учитель начальных классов Иланской школы №2
— Сколько себя помню, всегда хотела быть педагогом. И вот в январе 1986 года, я пришла на преддипломную практику в родную Иланскую школу №2 и так в ней и осталась, за что благодарна директору Петру Григорьевичу Ему. Приветливо улыбаясь, он рассказал о моих обязанностях, показал рабочее место. С трепетом и волнением я шла в класс. А всё ли получится? Переживания оказались напрасными, все сложилось весьма удачно. И вот я – педагог! Шаг за шагом, день за днём я познавала азы профессии учителя! Ведь сама-то еще молодая, только после училища, без опыта работы. Это теперь, спустя годы работы в школе, имея еще и диплом о высшем педагогическом образовании, я вроде бы могу и не волноваться, не трепетать перед уроками, но каждый новый урок не похож на предыдущий, а потому волнуюсь – все ли получится! Готовясь к урокам, я вспоминаю уроки своей первой учительницы Веры Владимировны Михайленко. Для многих своих выпускников она до сих пор остается любимым учителем, в том числе и моим. Дело в том, что это человек, который не просто любил свою профессию и был ей верен (сейчас Вера Владимировна на заслуженном отдыхе), она отдавала все свои знания ребятам, была безгранично душевно щедра и мудра, стараясь заложить в учеников только самое лучшее.
Много хороших людей окружает меня и теперь по жизни. Но особые слова благодарности хочется выразить именно этим людям, которые зажгли в моей душе любовь к профессии педагога!
Педагогическая деятельность, будто мозаика, где каждый день складывается из кусочков, который необходимо выстроить в единое целое. Работа кропотливая, трудоемкая. Не всегда все совпадает. Иной раз приходится всё перекладывать заново. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно приложить усилия, чтобы чего-то достичь, но это не зря. Я с глубоким уважением смотрю на своих коллег, влюблённых в профессию. За плечами многих из них огромный педагогический опыт, а кто-то только начинает свой педагогический путь. Как же сохранить тот творческий азарт, который не позволяет топтаться на месте? Наверное, нужно просто любить свою работу.