Много веков назад на территории Енисейской губернии, по обеим сторонам реки Чулым, в среднем ее течении, поселились потомки мелецких и тутальских татар – небольшая группа коренного населения, в научной литературе именуемые как «чулымские тюрки».
В XVII-XVIII веках предки нынешних чулымцев занимали большую, чем сейчас, территорию. В нее входили западная часть нынешнего Красноярского края, северо-восток Кемеровской, юго-восток Томской областей. Чулымцы жили не только вдоль реки, но и по многим его притокам. Сами себя коренные жители называли «пистын кинжилер» — «наши люди», «июс кинжилер» — «чулымские люди». Кроме этого, чуть позже закрепилось название «исашные» – от русского «ясачные».
Селились люди семьями, жили в юртах, сделанных из жердей, покрытых травой и корой деревьев. Спали на бересте, детей укладывали в берестяные корзины. Основное занятие – рыбная ловля, охота, сбор дикоросов, держали лошадей монгольской породы.
Сегодня чулымские тюрки в Красноярье, как этнос, сохранились только на севере Тюхтетского района, а в Томской области к ним примкнули еще и потомки тутальских татар Тегульдетского района. Причем, те и другие считают себя единой группой, чему способствовали постоянные контакты и взаимные миграции.
В советские времена многие народы получили новые имена. Местных коренных жителей решили не выделять отдельно, а «приписать» к живущим южнее хакасам. Однако, как показали дальнейшие события, это была ошибка.
За три сотни лет раздельного развития накопился целый комплекс различий, которые еще больше углублялись и разделили некогда родственное население. Их язык не имеет литературного письменного варианта, остался только обиходным. Он существенно отличается от хакасского, вплоть до полного непонимания. Да его никто и не пытался внедрить, так как по заведенным ранее порядкам национальная политика осуществлялась только в границах определенной автономии. А поселения этого народа под эти правила не подходили, так как проживали далеко от Хакасии.
В конце XIX века их насчитывалось1370 человек, и численность постепенно сокращалась, в основном, в результате ассимиляции. Еще с 30-х годов двадцатого столетия места расселения чулымцев стали местом заселения большого количества раскулаченных и спецпереселенцев. К середине прошлого века осталось всего 342 представителя этой маленькой народности, которые уже проживали в национальных поселках, работали в колхозах и леспромхозах. К тому же традиционная хозяйственная деятельность была под запретом.
В 1960-е годы наступила пора укрупнения сел. Все они были поделены на «перспективные» и «неперспективные». Небольшие селения, без развитой социальной инфраструктуры, ликвидировались. Люди были вынуждены мигрировать в другие места, разъезжаться по стране. Часть же переселилась в деревню Пасечное и село Чиндат нашего района, где проживает сих пор.
То, что жители, проживающие по Чулыму, называются чулымцами, и что вообще есть такая национальность, современное человечество узнало всего несколько лет назад, когда процесс отстаивания своего статуса коренного малочисленного народа завершился включением их в перечень коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока.
В 90-х годах прошлого века произошла перестройка всей России, давшая толчок местному населению в направлении самоопределения. Произошел сдвиг в лучшую сторону: люди перестали стесняться своей принадлежности к коренным жителям, начали говорить о своих правах. Сначала робко, затем уверенно подняли вопрос о том, что они не являются хакасами. Возникло желание вернуться к своим истокам, появились попытки самоорганизации с целью защиты своих интересов в условиях разрастающегося кризиса. У людей появилась надежда, что к ним, как к коренным малочисленным жителям, государство повернется лицом. И это случилось в 2001 году.
Сейчас на территории Чиндатского сельсовета Тюхтетского района компактно проживают 175 чулымцев, хотя по данным переписи населения 2010 года их насчитали всего 136 человек. Такая разница в цифрах возникла из-за того, что часть населения, имеющая национальные корни, сознательно отнесла себя к русским. Сказались стародавние унижения и притеснения в годы советской власти. Многие стремились побыстрее забыть эти обиды, а вместе с ними и свою родословную.
Лишь немногие гордились своим происхождением и не стыдились говорить на родном языке. Они-то и стали для нынешнего поколения чулымцев источником информации о том, кто они, как правильно называются, где их корни и что они представляют из себя, как малая народность.