Меню Поиск
USD: 67.99 +0.31
EUR: 76.75+0.68

Малая народность «Чулымцы»




Автор: Елена Арбузова

№ Голос Тюхтета № 21


Много веков назад на территории Енисейской губернии, по обеим сторонам реки Чулым, в среднем ее течении, поселились потомки мелецких и тутальских татар – небольшая группа коренного населения, в научной литературе именуемые как «чулымские тюрки».

В XVII-XVIII веках предки нынешних чулымцев занимали большую, чем сейчас, территорию. В нее входили западная часть нынешнего Красноярского края, северо-восток Кемеровской, юго-восток Томской областей. Чулымцы жили не только вдоль реки, но и по многим его притокам. Сами себя коренные жители называли «пистын кинжилер» - «наши люди», «июс кинжилер» - «чулымские люди». Кроме этого, чуть позже закрепилось название «исашные» – от русского «ясачные».

Селились люди семьями, жили в юртах, сделанных из жердей, покрытых травой и корой деревьев. Спали на бересте, детей укладывали в берестяные корзины. Основное занятие – рыбная ловля, охота, сбор дикоросов, держали лошадей монгольской породы.

Сегодня чулымские тюрки в Красноярье, как этнос, сохранились только на севере Тюхтетского района, а в Томской области к ним примкнули еще и потомки тутальских татар Тегульдетского района. Причем, те и другие считают себя единой группой, чему способствовали постоянные контакты и взаимные миграции.

В советские времена многие народы получили новые имена. Местных коренных жителей решили не выделять отдельно, а «приписать» к живущим южнее хакасам. Однако, как показали дальнейшие события, это была ошибка.

За три сотни лет раздельного развития накопился целый комплекс различий, которые еще больше углублялись и разделили некогда родственное население. Их язык не имеет литературного письменного варианта, остался только обиходным. Он существенно отличается от хакасского, вплоть до полного непонимания. Да его никто и не пытался внедрить, так как по заведенным ранее порядкам национальная политика осуществлялась только в границах определенной автономии. А поселения этого народа под эти правила не подходили, так как проживали далеко от Хакасии.

image003.jpgВ конце XIX века их насчитывалось1370 человек, и численность постепенно сокращалась, в основном, в результате ассимиляции. Еще с 30-х годов двадцатого столетия места расселения чулымцев стали местом заселения большого количества раскулаченных и спецпереселенцев. К середине прошлого века осталось всего 342 представителя этой маленькой народности, которые уже проживали в национальных поселках, работали в колхозах и леспромхозах. К тому же традиционная хозяйственная деятельность была под запретом.

В 1960-е годы наступила пора укрупнения сел. Все они были поделены на «перспективные» и «неперспективные». Небольшие селения, без развитой социальной инфраструктуры, ликвидировались. Люди были вынуждены мигрировать в другие места, разъезжаться по стране. Часть же переселилась в деревню Пасечное и село Чиндат нашего района, где проживает сих пор.

То, что жители, проживающие по Чулыму, называются чулымцами, и что вообще есть такая национальность, современное человечество узнало всего несколько лет назад, когда процесс отстаивания своего статуса коренного малочисленного народа завершился включением их в перечень коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока.

В 90-х годах прошлого века произошла перестройка всей России, давшая толчок местному населению в направлении самоопределения. Произошел сдвиг в лучшую сторону: люди перестали стесняться своей принадлежности к коренным жителям, начали говорить о своих правах. Сначала робко, затем уверенно подняли вопрос о том, что они не являются хакасами. Возникло желание вернуться к своим истокам, появились попытки самоорганизации с целью защиты своих интересов в условиях разрастающегося кризиса. У людей появилась надежда, что к ним, как к коренным малочисленным жителям, государство повернется лицом. И это случилось в 2001 году.

Сейчас на территории Чиндатского сельсовета Тюхтетского района компактно проживают 175 чулымцев, хотя по данным переписи населения 2010 года их насчитали всего 136 человек. Такая разница в цифрах возникла из-за того, что часть населения, имеющая национальные корни, сознательно отнесла себя к русским. Сказались стародавние унижения и притеснения в годы советской власти. Многие стремились побыстрее забыть эти обиды, а вместе с ними и свою родословную.

Лишь немногие гордились своим происхождением и не стыдились говорить на родном языке. Они-то и стали для нынешнего поколения чулымцев источником информации о том, кто они, как правильно называются, где их корни и что они представляют из себя, как малая народность.


Комментарии:

Свежий выпуск

  • В Канском районе идет борьба за свободу от опилок
  • Ленинград в нашем сердце
  • Как переключить телевизор на цифровой формат?

Материалы газеты

Григоренко Александр

Сигнал к лучшему

Через два месяца Красноярье, как и вся страна, вступит в новую телевизионную эпоху. На смену аналоговому ...
Григоренко Александр

Гранты для дачников

С 2016 года работает региональный закон «О государственной поддержке садоводства, огородничества и дачного хозяйства в Красноярском ...
Григоренко Александр

Ноябрь – время перемен

В ноябре в силу вступает несколько федеральных законов, поправок и дополнений к уже действующим нормам – ...