Снова вернусь к уникальному архивному документу XIX века «Описание границ, почвы, гидрографии, путей сообщения, климата, населения, сельского хозяйства Сухобузимской волости за 1855 год». В нем сообщается: «для проезда от Красноярска до Енисейска на расстояние 450 верст в полную воду требуется не более 3 суток».
Если версты пересчитать на километры, получится 480. В лоции 2008 года расстояние от Красноярска до Енисейска — 413 километров. Почему такое расхождение в цифрах? Возможно, Енисей менял русло, но не мог же стать на 67 километров длиннее. Остается предположить, что составители «Описания» ошиблись.
И тут меня осеняет: в 1855 году лоции Енисея не было! Он еще не знал, что за громадина такая — пароход. Специальные описания рек – гидрографические работы — начались в конце XIX века. Атлас Енисея был впервые издан в России по материалам экспедиции генерал-лейтенанта Андрея Ипполитовича Велькицкого (1894-96 гг.).
Инженер путей сообщения Е.В. Близняк в начале ХХ века составил карту Енисея, 1 и 2-я часть ее изданы в Санкт-Петербурге в 1913 году. Он опубликовал материалы о производстве промеров на реке с моторной лодки в 1911 году, о наблюдениях зимнего состояния Енисея и ледохода на участке от Красноярска до Енисейска в 1912 году. Его перу принадлежат много ценных исследований. В 1960 году имя профессора Близняка дано одному из теплоходов Енисейского речного пароходства
Угрюм-река и Кекур
Интересный факт: с 1900 года в водопутейских работах и составлении лоции Енисея принимал участие техник Томского округа водных путей сообщения Вячеслав Шишков. Да-да, тот самый. Известный писатель, автор популярной книги «Угрюм — река». Не все читали этот роман, зато многие видели художественный фильм с одноименным названием, снятый Свердловской киностудией.
Есть мнение, что прототипами семейства Громовых в этом романе были наши земляки — купцы Матонины, известные золотопромышленники и меценаты. Их родовое гнездо находилось в селе Кекур, в нескольких километрах от Енисея. Интересно, бывал ли Вячеслав Шишков здесь? Ему бы обязательно рассказали про то, как Аверьян Матонин облагородил Пророко-Ильинскую церковь. На его средства позолочены купола и оклады икон, приобретены колокола. Он пристроил еще один придел к храму — во имя святого Николая Чудотворца. Содержал богадельню для неимущих.
Ни церкви, ни богадельни, ни могилы Аверьяна Матонина потомки не сохранили. Но память о нем живет!
Едешь по Кекуру среди неказистых деревенских изб — и вдруг открывается перед тобой старинный каменный особняк. Величественное, красивое здание в двух этажах. Кажется, его взяли с проспекта Мира города Красноярска и каким-то чудесным образом перенесли на берег Бузима. В историческом центре краевой столицы есть похожие купеческие дома — полюбоваться ими приезжают многочисленные туристы. Но как же появилось прекрасное творение зодчих в глуши?
Аверьян Матонин, своих детей не имея (единственный сын умер в 4-летнем возрасте), возвел его для крестьянских ребятишек. Это было первое в Енисейской губернии сельское ремесленное училище. Как писали «Енисейские губернские ведомости», сам меценат не присутствовал на крещении возлюбленного детища: незадолго до события тяжело заболел. Однако торжество по случаю открытия учебного заведения запомнилось всем. Его почтили своим вниманием начальник Енисейской губернии Иван Константинович Педащенко, Его Преосвященство епископ Енисейский и Красноярский Исаакий, губернские и уездные начальники училищ. Собралась небывалая толпа народа. Крестьяне не знали, на кого смотреть – на высоких гостей или на ребятишек, одетых в одинаковые диковинные для того времени костюмчики. Матонин заказал для учащихся не только форму. Он позаботился обо всем, начиная с тетрадей и кончая мебелью и продуктами. Долгие годы училище целиком и полностью содержалось на пожертвования Матонина. В советское время там располагалась школа, сейчас — детский сад.
Адмиралтейский якорь
Нынче у речников Енисея юбилей. Ведь началом парового судоходства на Енисее считают 1863 год. В городе Енисейске к тому времени возникла компания «Судоходство и торговля». Она состояла из «потомственного почетного и степенного гражданина Алексея Сафроновича Баландина, а также купцов братьев Калашниковых, Кытмановых и купеческих сыновей Ефима и Алексея Грязновых». По их заказу и построили первый пароход — «Енисей». Но он поначалу ходил лишь в низовья реки. Возил туда хлеб, обратно из Туруханского края — пушнину и рыбу.
Вверх по Енисею пароходам удалось подняться спустя 20 лет, после того, как сумели преодолеть Казачинский порог. Первой была «Москва». Название самое что ни на есть русское, а судно иностранное. Известный красноярский купец Н.Г. Гадалов купил его в Германии.
«Немец» был красив и благороден, но не смог самостоятельно пройти через Казачинский порог. По стремнине пароход тащили на лямке бурлаки. Но через два года «Капитан Дальман» мощностью 500 лошадиных сил своим ходом прошел по порогу. С тех пор грузовое и пассажирское сообщение от Енисейска до Красноярска и Минусинска стало регулярным. Но каждый раз жители наших сел, заслышав гудок парохода, спешили на берег. Было так интересно посмотреть на диковинный корабль, пытаться разглядеть, что везли на барже, какие люди гуляют по палубе.
В начале XX века здесь курсировало уже 26 пароходов.
Многие видели у речного вокзала г.Красноярска вознесенный на постамент адмиралтейский якорь с цепью. Этот памятник, посвященный 100-летию постройки первого парохода на Енисее, установили в 1963 году.
Крылья бывают не только у самолетов
Итак, из описания Сухобузимской волости мы узнали, что в 1855 году в полную воду от Красноярска до Енисейска на барках шли 3 суток.
Интересно, за какое время наш дизель-электроход дойдет до конечного пункта путешествия? Я спросила об этом у одного из членов экипажа, но получила уклончивый ответ. Не стала уточнять. Путешествие будет не таким интересным, если заранее все знаешь.
Вскоре наш теплоход обогнала «Заря» — судно на подводных крыльях. Штурманы приветствовали друг друга гудками. Мы же не успели хорошенько рассмотреть корабль, он пролетел мимо как стрела. Только веер водных брызг сверкнул на солнце. Наверно, скорость его раза в три больше, чем у нашего судна.
Оказывается, первые скоростные суда появились на Енисее 53 года назад, и не где-нибудь, а на маршруте Красноярск — Атаманово. Автор изобретения, он же конструктор «Ракеты», Р.Е. Алексеев придумал такую форму крыла и обводов судна, что на скорости они приобретали подъемную силу. И эта сила выталкивала и держла над поверхностью воды корпус «Ракеты». При этом резко сокращалось сопротивление и росла скорость.
Когда в 1960 году Енисейское пароходство получило первый теплоход «Ракета-7», требовалось провести ходовые испытания нового судна. Возможна ли эксплуатация такого флота на Енисее с его весьма сложными условиями судоходства? Из-за особенностей конструкции такие суда не могли долго находиться на плаву при водотечности корпуса. При быстром течении воды им невозможно обеспечить якорную стоянку. Из-за большой осадки на малой глубине сложно подойти к берегу, не оборудованному причалом.
Где же еще испытывать суда на прочность и безопасность движения, как не на Атамановских Камнях. Вблизи Красноярска более сложного участка не найти. На перекате — одностороннее движение, большая скорость течения, по обеим сторонам узкого судового хода торчат острые скалы. Каменистое ложе Енисея в этом месте и без того неровное, и после дноуглубительных работ кое-где остались опасные обломки скал.
Ходовые испытания прошли успешно. Правда, пришлось разрабатывать дополнения к местным правилам плавания. «Ракеты» ввели в эксплуатацию, и вскоре поставили на линию Красноярск — Енисейск. Быстрокрылые суда (скорость 60 километров в час) преодолевали это расстояние с шестью промежуточными остановками за 7 часов. «Ракета» брала на борт 64 пассажира.
Несколько раз в день приставали ракеты к пристани Атаманово. Можно было уехать не только в Красноярск, но и в Павловщину, Юксеево, далее — в Енисейск. А с пересадкой в Шумихе – и на юг Красноярского края.
Капитана списали на берег
Однажды на перекате Атамановские Камни все же случилась крупная авария. При обгоне состава «Ракета-42» зацепила буксирный трос и столкнулась с баржой. Бог миловал, никто не пострадал. И это редкое везение, так как пассажирский салон был поврежден основательно. Капитану теплохода после этого происшествия пришлось уйти на берег – в диспетчеры.
А еще был случай, когда из-за сильного тумана «Ракета» с пассажирами сутки простояла у Барабановского острова.
В 1964 году на Енисее появились более быстроходные «Метеоры», вместимостью 124 посадочных места, способные развивать скорость 66 километров в час.
«Чиж» и «Путейский»
Увы, ни «Ракеты» ни Метеоры», ни другие пассажирские или грузовые суда больше не пристают к берегам Атаманово. Лишь два небольших путейских теплохода увидели мы в маленьком затоне.
Служба водопути существует в Атаманово с 1902 года. И сейчас здесь располагается участок Красноярского района водных путей и судоходства, филиала Енисейского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства. Когда-то бакенщики на опасных участках поддерживали огонь в керосиновых фонарях. Сейчас на Енисее используются светосигнальные навигационные приборы с полупроводниковыми излучателями. Внедрена спутниковая система координации навигационного ограждения судовых ходов, обеспечивающая судоходство с помощью электронных карт. Но без путейцев и в настоящее время невозможно обеспечить безопасное движение транспорта на реках. В некоторых случаях электроника бывает бессильна. Поэтому атамановские речники беспрерывно курсируют по Енисею. Вверх и вниз.
Экипажи двух теплоходов – «Чиж» и «Путейский» — обслуживают 125 километров Енисея — от Березовки до Берег-Таскино. Команды следят за обстановкой — плавучими навигационными знаками и устройствами специальной сигнализации, обеспечивающими безаварийное плавание по фарватеру. Например, ремонтируют и устанавливают буи. Когда мы шли обратно из Енисейска, недалеко от устья Малой Веснины встретили теплоход «Чиж». Сначала было непонятно, что за маневры делает судно. Подошли поближе, увидели: за буй зацепилось большое дерево с корнями. Его, видимо, смыло с какого-то берега, так как в эти дни уровень воды резко поднялся. Оказалось, надо проявить немалую ловкость, чтобы снять столь громоздкий предмет со знака. Это на земле все просто – подошел, поднял и понес. А на стремительном холодном Енисее все по-другому. Путейцы, бывает, настоящие акробатические трюки выполняют, чтобы не угодить в воду. Правда, для тяжелых предметов у них есть лебедка. На лесине закрепили вручную трос и лебедкой сняли ее с буя.
Ведь, если тяжелое дерево сорвет с места буй – может случиться беда. Сколько аварий произошло по этой причине – не счесть. Да и дерево то могло повредить проходящие корабли.