Меню Поиск
USD: 67.99 +0.31
EUR: 76.75+0.68

Мы вместе ковали Победу!


Иланский район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.



№ Иланские вести № 18

Давно отгремела Великая Отечественная война. Все меньше ветеранов, идущих 9 Мая торжественным маршем к мемориалу иланцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Неумолимо время, уходят от нас очевидцы тех «огневых, пороховых», суровых 40-х. Не забудем мы никогда боевой и трудовой подвиг наших земляков, бережно хранящийся в документах архивов, в фотографиях, музейных экспозициях, в очерках о героях Великой Отечественной войны, опубликованных в нашей газете. Весь наш район, все его жители, вносили свой вклад в борьбу с фашизмом. Вместе со всей страной Иланский район ковал Победу.

Мирная жизнь

В довоенное время Иланский район, как и весь наш край, переживал настоящий подъем: стахановское движение, всесоюзные стройки и развитие массового спорта, индустриализация и увеличение числа колхозов. В паровозном депо станции Иланской в первой половине 1930-х годов были запущены более мощные электростанции, иланские железнодорожники установили ряд рекордов.

В 1940 году на территории района существовало четыре предприятия государственной промышленности (кустпекарня, химлесхоз, Иланский лесзаг, Иланский спиртзавод), два предприятия местной промышленности - кирпичный завод и Иланский райпромкомбинат, в ведении которого были мебельный, сапожный, сумочный цех и цех обозостроения. К предприятиям кооперативной промышленности относились артель «Рекорд», в которой были: цветочный, гончарный, столярный, сапожный, пимокатный, портновский, квасной и хлебобулочные цеха; артель «Промтруд» с кирпичным, обувным, квасным, кондитерским, мороженым, пимокатным цехами; артель «Победа» со швейным производством и парикмахерскими; артель «Объединение» (п. Карапсель) по производству негашеной извести; артель «Восход» занималась бондарным производством; артель «Металлпром» с музыкальным, жестяным, кузнечным цехами, часовой мастерской и цехом обозостроения. Кроме колхозов на территории некоторых населенных пунктов района действовали промколхозы, такие как: «Прожектор» (д. Степаново), «Путь к социализму» (д. Алгасы), им. Ворошилова (д. Новопокровка), «2-ая пятилетка» (с. Южно-Александровка), им. Калинина (д. Вершинка), им. Кагановича (д. Ново-Бережковка), «Южная тайга» (д. Абакумовка). Они собирали живицу, смолу, гнали деготь, пихтовое масло, скипидар, изготовляли бондарную посуду: бочки, кошовки, сани, телеги, лопаты, грабли, дуги, колеса и многое другое.

В марте 1941 года в районе началась подготовка к строительству районной больницы. Еще очень много планов было намечено на ближайшее будущее. Никто не ожидал, что буквально в один миг рухнут все планы и мирную жизнь прервет страшное слово - война.

В то далекое воскресное утро 22 июня 1941 года ничто не предвещало беды, было солнечно, жарко. Многие иланцы отдыхали на природе, на мысу озера Пульсометр. И никто еще не знал, что на западных рубежах Родины рвутся снаряды, льется кровь советских людей, рушатся мирные города. Только в два часа дня радио принесло жуткую весть о войне.

На всех предприятиях города и транспорта сразу же прошли массовые митинги, на которых люди высказывали свое возмущение вероломным нарушением гитлеровцами пакта о ненападении и выражали готовность с оружием в руках отстоять независимость своей Родины.

Многие иланцы, не дожидаясь повесток, сами шли в военкомат, требовали немедленной отправки на фронт. Вся страна превратилась в единый боевой лагерь, частью которого стал и наш район.

Все для Победы!

в цехах лдНа территории Иланского района на момент начала войны было шестьдесят три колхоза. С первых дней войны большинство мужчин ушли на фронт. Туда же были отправлены лучшие автомобили, тракторы. Все работы приходилось выполнять в основном вручную, причем, трудились на этой непосильной работе, в большинстве своем, женщины, старики и дети. Окончив краткосрочные курсы, сели на трактор Наталья Вылегжанина, Анна Рожина, Мария Немчанинова, Лидия Тарасова, сестры Анна и Анфиса Суманеевы.

Помогали в сборе урожая сельским жителям школьники. В уборочную страду 1943 года учащимися района было выработано около 58 тысяч трудодней. Городские предприятия командировали на помощь колхозам района своих рабочих. Собранный урожай сразу же отправляли на фронт.

С первых дней войны вся работа в колхозах перестроилась на военный лад. Выступая на заседании правления колхоза, которое состоялось 16 июля 1941 года, уполномоченный райкома товарищ Фролов сказал: «Вопрос о перестройке работы поставлен своевременно… Нам необходимо так поставить свою работу, чтобы мы, находящиеся в тылу, не чувствовали себя на мирном положении, а по-боевому выполняли все стоящие перед нами задачи. Особенно надо обратить внимание на то, чтобы недостатки в рабочей силе были полностью возмещены ударной боевой работой во всех отраслях хозяйства. Нашим учителям и интеллигенции надо по-боевому взяться за работу по оказанию помощи колхозам…».

5 марта 1942 года было принято решение райисполкома «О мерах по обеспечению хлебом в сельской местности», где была установлена норма выдачи хлеба в одни руки в день. Для рабочих МТС Иланской и Южно-Александровской, спиртзавода, райлесзага, лесзага, Казпотребсоюза – 600 гр. в день; рабочим и служащим без иждивенцев и эвакуированное население с иждивенцами – 400 гр. в день; всем иждивенцам рабочих и служащих – 250 гр. в день. В столовых: Иланской и Южно-Александровской МТС – 200 гр. в день на два раза, детский сад по 150 гр. Был установлен отпуск муки в селах, где нет выпечки хлеба, - 2-3 раза в месяц. Но, несмотря на все трудности и лишения, люди самоотверженно трудились, чтобы ускорить приближения дня Победы. По сохранившимся данным за 1944 год на территории колхозов проживало 13408 человек, из них: трудоспособных в возрасте 16 лет и старше мужчин – 735 человек, женщин – 3458 человек, подростков – 1741 человек. В колхозах работало 7219 человек. Ими было выработано 162516 трудодней. В поле, на фермы шли женщины, которые навсегда потеряли мужей, сыновей, отцов, братьев. Они забывали о своем горе только на работе. Из 94 069 трудодней, выработанные колхозниками в 1942-1944 годах, 47 176 приходилось на долю женщин, 22 878 – выработали престарелые колхозники, 11 485 – подростки. В 1944 году колхозами района было получено мяса – 44098 кг, из них 168 кг сдано государству, 157 кг в фонд обороны, 282 кг в фонд помощи инвалидам и сиротам; молока – 473271 л., масла – 5311 кг, яиц – 50951 шт., меда – 27850 кг, шерсти – 7432 кг, овчин – 1817 шт. Сбор зерновых и зернобобовых составил 96947 ц., картофеля - 19170 ц., овощей - 4315 ц. Колхозы выращивали яровую рожь, пшеницу, ячмень, овес, гречиху, просо, горох, чечевицу, вику, лен, коноплю, рыжик, мак, горчицу, картофель, морковь и другие овощи. Кроме того, государству было сдано 710 голов крупного рогатого скота, 157 свиней, 1906 овец и коз, 52 птицы. Колхозами было приобретено займов на сумму 538111 тысяч рублей. Сдано и продано государству 89 голов лошадей. И это только за один год!

Трудно учесть и оценить ту громадную работу, которую проделали колхозники по оказанию помощи Красной Армии. Родина по заслугам оценила героический подвиг тружеников района. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. 3776 человек были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Среди награжденных 1718 колхозников и колхозниц, 141 рабочих МТС.

Железнодорожники работали по-фронтовому

С первого дня войны железнодорожники решили работать по 12 часов в сутки и без выходных. В депо только кузнечный и механический цехи работали в 3 смены. Бригадир котельного цеха Дмитрий Яковлев вспоминает: «Порядок был такой, семь дней бригада работала с утра 12 часов, сутки отдыхали и шли на 6 дней во вторую ночную смену».

Иногда рабочие не уходили из депо по нескольку суток, обеспечивая выход из ремонта паровозов под поезда с военными грузами. Вместе с ними не покидали цеха начальник депо К. Лебедев, его заместители Б. Блохин, Михаил Маликов, Михаил Нефедов, мастера Борис Шкуров, Г.Сухомлинов, Анатолий Гапоненко, бригадиры Виктор Старухин, Дмитрий Яковлев, Николай Кубрак и др.

«Работали столько, сколько надо было для Победы!» - так кратко и просто сказал об этом времени бывший токарь Михаил Горелов.

Никто ни от какой работы не отказывался, хотя нагрузка на каждого работающего была очень высока, ведь кадров-то не хватало, не каждого ушедшего на фронт удавалось заменить. Чаще всего на смену приходили мальчишки из ФЗО, которых еще надо было обучать. Наставниками фзушников стали возвратившиеся в цеха пенсионеры. Сроки обучения были по-военному максимально сжаты. Мальчишки изо всех сил старались как можно быстрее освоить профессию токаря или слесаря. Вставали к станкам и женщины. Одна из них - Валентина Федосенко - даже пошла в машинисты, стала водить поезда. Многие девушки практически до конца войны работали кочегарами на паровозах. Невозможно даже представить себе, как им удалось вынести на своих хрупких плечах всю тяжесть самой трудоемкой мужской работы на паровозе. Особенно нелегко было им в зимнее время, когда морозы прижимали за - 40°.

Старейший заслуженный работник депо машинист Г. Шендер вспоминал, как к нему на паровоз пришла кочегаром Люба Веденяпина: «Ей бы в куклы еще играть, а не уголь грести. Все время за нее боялся, чтоб не свалилась с тендера. А что было делать – ездили. И водили поезда строго по графику». Нина Троянова (Авдулова) рассказывает о том времени: «Меня, 17-летнюю девчонку из деревни, мобилизовали, отправили в Красноярск в ФЗО. После 6 месяцев учебы поехала работать в Иланский. Пришла на паровоз ФД, посмотрела на эту махину и ужаснулась: что же я, маленькая, слабая девчонка, делать буду? Уголь на тендере смерзшийся, его разбивать надо, нагребать в лоток. Руки мерзнут, лицо холодом охватывает, но работать надо. Поплачешь, поплачешь, да опять за уголь. Для отдыха времени давали мало, а иногда и без отдыха отправлялись в поездку, когда срочно надо было». Позже Нина Яковлевна стала работать помощником машиниста. Вот так и ездили, по 20-30 тонн угля за поездку перекидывали. Особенно трудно было на паровозах серии ЗМ, где уголь в топку подавался вручную.

На станции широко развернулась борьба за высокое качество работы. По - новому раскрылся новаторский дух лунинского движения. Николай Лунин, машинист депо Новосибирск, призвал машинистов дороги уход за паровозом осуществлять силами поездных бригад, без участия ремонтников. В депо Иланская первым перешел на лунинский метод старший машинист Сергей Окороков. Его бригада своими силами делала профилактический и текший ремонты паровоза, даже промывочный ремонт делали сами, объединившись с другими поездными бригадами. В результате была большая экономия в материалах, запчастях, топливе, а самое главное, увеличилось время полезной работы локомотива.

В 1943 г. обстановка на транспорте осложнилась. В целях улучшения работы железных дорог весной было принято решение, согласно которому рабочие и служащие транспорта на период войны считались мобилизованными и закреплялись за постоянным местом работы. Были введены воинские звания (например, машинист-лейтенант) и погоны.

Иланские железнодорожники одобрили введение военного положения на транспорте, заверили партию и правительство, что примут все меры к наведению военного порядка на своих предприятиях. Слово свое они с честью сдержали. Опоздания на работу, даже на 5 минут, сурово наказывались. Любое задание, как в бою, выполнялось безоговорочно.

Об этом времени вспоминает Т. Анисимов: «В депо сильно ощущалась нехватка деталей, запчастей, инструментов для ремонта. Стали изготовлять их сами. Слесари Алексей Горохов, А. Баранцев, Федор Гунбин делали прекрасные инструменты. В 1944-45 годах эту работу возглавлял Кирилл Трофимович Власов, мастер инструментального цеха. После войны еще долго ходило среди рабочих определение «власовские инструменты» - значит, лучшие».

Считая себя в едином строю с защитниками Родины, железнодорожники старались во всем быть похожими на фронтовиков. Они создавали «фронтовые локомотивные колонны», «фронтовые бригады», «фронтовые подразделения» и выполняли все производственные задания по-фронтовому. И это было не только в паровозном депо, а на всех предприятиях узла.

Вагонное депо оказалось в самом сложном положении - вагоны на запад уходили исправными, а возвращались на ремонт покалеченными в бомбежках. Чтобы их ремонтировать, вагонники изготовляли в своих цехах более 130 наименований различных деталей. В 1943 г. они начали делать вагоны с деревянными рамами, которые использовались для перевозок в крае.

Кроме своей работы иланские железнодорожники выполняли спецзадания - изготавливали на своих предприятиях оружие и одежду для фронта. В паровозном и вагонном депо организовали обточку корпусов мин. В паровозном депо это было поручено слесарю - инструментальщику Федору Гунбину, сыну расстрелянного колчаковцами в 1918 г. рабочего депо. Он быстро организовал цех оборонного значения, обучил работать на станках подростков. За время войны этим цехом было выпущено более 800 минометов и около 3 тыс. мин. Трудовой подвиг сибиряков – железнодорожников был отмечен высокими наградами Родины. Пятьсот деповчан награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Фронт и тыл едины

Каждый день жителей Иланского района проходил под лозунгом: «Фронт и тыл едины». Иланцы оказывали армии всю возможную помощь, хотя самим жилось очень нелегко. Сотни воскресников и субботников, тысячи внеурочных смен отработали иланцы во имя Победы. Только за первые месяцы войны в неурочное время было заработано и перечислено в фонд обороны почти 100 тыс. руб. Активно прошла подписка на денежно-вещевую лотерею на сумму 410700 руб. Многие иланцы перечисляли средства из заработка на укрепление армии. Машинисты Белоусов, Кривошеев, Блохин, Осипенко, Козлов сделали единовременные взносы от 1,5 до 5 тыс.рублей. Слесарь Т. Анисимов, отчисляя однодневные заработки, компенсации за неиспользованные отпуска, премии, передал Родине за все годы войны свыше 15 тыс.руб. По инициативе бригадира вагонного депо Г. Замниуса на узле развернулся сбор средств на постройку бронепоезда. Собрали 90535 руб.

С первых дней войны был налажен сбор теплых вещей для воинов Армии, посылок с подарками в госпитали и на фронт. Иланцы сдавали овчину на пошивку полушубков, шерсть для валенок. В свободное от работы время женщины вязали носки и рукавицы и отправляли на фронт. Осенью 1942 года рабочие города собрали для ленинградских железнодорожников 8 вагонов с картошкой, капустой и овощами и 100 индивидуальных посылок. И это при том, что сами иланцы голодали. Снабжение продовольствием города осложнялись тем, что Иланский принял около 5 тыс. эвакуированных с занятых врагом территорий. Многие жители приняли в свои семьи сирот, потерявших в войне родителей.

Несмотря на голод, в городе не было вспышек эпидемий, тяжелых заболеваний. И это благодаря стараниям медиков, а их было мало, большинство ушли на фронт. В городе почти круглосуточно работал санпропускник. Был развернут госпиталь для тяжелораненных бойцов. Под него были отведены самые лучшие здания в городе: П У-6 и здание школы - интерната. Жители для госпиталя собрали кровати, одеяло, постельные принадлежности. Школьники помогали писать письма, устраивали концерты для раненых. В 1942 году для инвалидов Великой Отечественной войны был создан дом инвалидов, который возглавил Дмитрий Прокопьевич Глазков. В конце войны для них была открыта профшкола, так как в большинстве своем инвалидами были совсем молодые ребята, которые до войны не успели получить никакой специальности.

Не прекращались занятия в школах, хотя катастрофически не хватало учебников, бумаги, писали на листках старых печатных книг, газетных страницах. Совет депутатов трудящихся вместе с учительскими коллективами и родительским активом добывали для ребят одежду, обувь, ручки, карандаши, учебники.

Депутаты городского Совета М. Шихова, А. Старков, А. Дергач, Я. Тювиков, П. Заморозов, К. Созинова, Н. Кукушкин и другие объединяли горожан в важнейших делах – организовывали на завершение строительства городской поликлиники, благоустроительные работы, заготовку топлива для госпиталя и семей эвакуированных, помогали семьям фронтовиков и инвалидов войны.

Архив и музеи Иланского района хранят множество документов периода Великой Отечественной Войны, по которым можно изучить детально, какой вклад внесли труженики нашего района в приближение Великого дня Победы в самой страшной в истории России войне. И пусть здесь, в глубоком тылу, не проходили боевые действия, но наши земляки, отцы и матери, дедушки и бабушки сделали все возможное, чтобы помочь своей Родине в борьбе с врагом. Нам, их потомкам, есть чем гордиться.

По материалам краеведа Т.А. Болдыревой и архива Иланского района.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ТЕЛЕГРАММА

«Иланск, Красноярского края.

Секретарю Иланского

РК ВКП(б) Пиминову.

Передайте трудящимся Иланского района, собравшим 211911 рублей, обувь, одежду, картофель, овощи и дрова в фонд семьям военнослужащих, 402797 рублей деньгами, 500920 рублей облигациями госзаймов на вооружение Красной Армии, мой братский привет и благодарность Красной Армии.

Иосиф Сталин».

Цифры и факты:

В годы войны из Иланского района было призвано 10045 человек. Вернулось 6439 человек. Погибло 3606 человек. В память о них в городе есть два обелиска славы.

Награждено Орденом Красной звезды - 30 человек, Орденом Славы - 21 человек.

А.С. Александрову, И.И. Крюкову, А.К. Корнееву и В.А. Шабалину было присвоено звание Героя Советского Союза

От первого лица

Как для меня началась война

1941 год. Начало лета.

Я как успешно занимающийся ученик, оказался в пионерском лагере в городе Рыльске Курской области. Лагерь находился у берега реки Сейм, в живописном месте. Недалеко от лагеря в сосновом лесу располагалась воинская часть, где проходили военную подготовку резервисты, то есть военнообязанные призывного возраста.

И вот однажды в выходной день, за неделю до начала войны, мы, ребятишки в свободное от лагерных занятий время оказались в городке, невдалеке от расположения лагеря резервистов. В центре городка было несколько киосков и торговых палаток, где торговали в числе прочих и пивом, и водкой на розлив. У одного из киосков собрались несколько мужчин-резервистов и ведут между собой разговор:

- Ребята, а давайте немного гульнем.

- А что так?

- Через неделю ведь начнется война с Германией. Может это нам в последний раз.

Этот невольно услышанный разговор врезался мне в память на всю жизнь. Значит, многие все-таки знали точно, что война будет

Заканчивался срок пребывания в пионерском лагере. Через неделю мы из Рыльска в ночь на воскресенье 22 июня 1941 года выехали поездом. Рано утром прибыли на станцию Поныри, стоим там, и вдруг по радио объявляют, что на Советский Союз вероломно напала фашистская Германия, что подверглись бомбардировке Киев и другие города Украины и Белоруссии. Так стал страшной реальностью нечаянно услышанный разговор военных.

Во второй половине дня я приехал на свою станцию Кривцово. На станции уже собрались много людей, мобилизованных в армию, и провожающих. Во все время пути, пока я шел к своему дому (около 3 км) сплошной вереницей ехали подводы с и провожающими.

Можно только удивляться как с тогдашними средствами связи и передвижения была возможна такая оперативность. Очевидно, что военкоматы и местная власть работали как часы. Это было в Курской области в с. Бобрышево, райцентре Кривцовского района.

Юрий Правдивцев

В тылу, как на фронте

Из воспоминаний работника локомотивного депо стан­ции Иланская Т.Е. Анисимова:

- С первого дня войны кто по призыву, кто добровольцем ушел защищать Родину. Изменился режим труда. Еже­дневно рабочие направлялись на фронт. Но оставшиеся трудились за десятерых. Помнится такой случай. Отрабо­тал я на станке 12 часов, сменщика нет - ушел на фронт. А замену где найдешь? Сутки отстоял, двое, третьи под­ходят к концу. В голове звон, состояние почти бессозна­тельное, но рабочее место не решился бросить. Дали мне 8 часов поспать, а потом вновь несколько суток работы. Трудность положения усугубляло плохое питание. Корми­ли нас в деповской столовой негусто: блюда из турнепса, черемши и тому подобное. Хлеба выдавали мало, вкуса его не успеешь понять, пока ешь. Сутками не отходили от станков новички, хотели быстрее освоить профессию. Многие фамилии уже забылись, но некоторые запомнились хорошо, среди них 3. Сергиенко, Н. Монид, П. Жерябин, В. Богда­нова. Через 2-3 смены они перевыполняли норму в два раза. Мне, токарю 8-го разряда, пришлось поработать на станках всех марок. Производительность труда доходи­ла до 300-400 %. Но трудились не ради денег, их почти не получали. Отпускные за пять лет ушли в Фонд оборо­ны. 15 000 рублей я отдал любимой Родине.


Комментарии:

Свежий выпуск

  • В Канском районе идет борьба за свободу от опилок
  • Ленинград в нашем сердце
  • Как переключить телевизор на цифровой формат?

Материалы газеты

Григоренко Александр

Сигнал к лучшему

Через два месяца Красноярье, как и вся страна, вступит в новую телевизионную эпоху. На смену аналоговому ...
Григоренко Александр

Гранты для дачников

С 2016 года работает региональный закон «О государственной поддержке садоводства, огородничества и дачного хозяйства в Красноярском ...
Григоренко Александр

Ноябрь – время перемен

В ноябре в силу вступает несколько федеральных законов, поправок и дополнений к уже действующим нормам – ...