Жемчужина Сибири
Вы знаете, где расположен самый большой храм Сибири, трёхпредельный, в тринадцать куполов, высотой в шестьдесят семь метров, сложенный из четырёх миллионов кирпичей? Он возвышается на берегу Енисея посреди кедрового леса на территории небольшого даже по сибирским меркам города Лесосибирска.
Крестовоздвиженский собор, отметивший своё десятилетие в прошлом году, по праву называется жемчужиной Сибири. И посещаем паломниками, как русскими, так и зарубежными. Именно к этому храму нас, участников пресс-тура, подвозят при посещении Лесосибирска.
Размеры храма поражают. Он колоссален, не зря же его иногда ещё называют богатырём. Встречает нас настоятель, протоиерей Димитрий Харциз, человек не последний в Енисейской епархии. Он является помощником правящего архиерея по представительским вопросам. При этом отец Димитрий очень располагающий к себе человек. Именно такие батюшки и способны привлекать в православие тех, кто раньше был атеистом, а то и принадлежал к иной вере или секте.
Город вообще богат на таких священников, хотя православная община существует лишь с девяностого года. В 1989 году верующие лесосибирцы ездили на службы в соседний Енисейск. Был среди них выходец из Москвы, главный архитектор Лесосибирска Андрей Юревич.
В октябре 1990 года лесосибирцы получили благословение собираться после службы у себя в городе. Чем не преминули и воспользоваться. Изучали Библию на квартирах под руководством того же Юревича, а духовником был Геннадий Фаст, священник из Енисейска. Пока ещё неофициальная и маленькая община была столь сильной духовно, что даже группа баптистов подключилась к ним, перейдя в православие.
Официально община была создана в сентябре 1991 года. Андрей Юревич был избран её председателем. А потом приход обратился с просьбой к епархии рукоположить своего руководителя в священники. Так главный архитектор стал батюшкой. Всё так, как в ранние времена христианства: пастыря выбирали из членов общины, лишь потом рукополагали.
Чуть позже в музее нам довелось увидеть макет первого храма, переделанного из надворной постройки, принадлежащей Юревичам. Плащаницу Иисуса Христа к первой Пасхе прихожанки вышивали почти круглыми сутками. Пустили на неё и искусственный жемчуг, и части свадебного наряда матушки Ольги Юревич, а канитель добыли, распустив золотые эполеты казаков. Эта плащаница сейчас является одной из реликвий величественного Крестовоздвиженского собора.
Храм хотя и молод, но имеет в своей истории настоящие чудеса, начавшие происходить ещё в период строительства, и чудотворные иконы. Некогда полностью сгоревшая икона Владимирской Божьей матери не только стала благоухать и восстанавливаться, но и обладает силой избавлять от пьянства и наркомании.
Паломникам собор показывают с обязательным подъёмом на колокольню, расположенную на высоте 45 метров от уровня пола. Мы тоже поднялись на неё, чтобы увидеть Лесосибирск с высоты птичьего полёта. Нас сопровождает Валентина Олеговна, бывшая москвичка, однажды услышавшая слова красноречивого инока и сразу уверовавшая в Бога. Это было шесть лет назад. Последние четыре года она служит в Лесосибирске.
– Таких людей по-хорошему сумасшедшими называют, – сказал о ней отец Димитрий.
А собор, возведённый явно слишком большим для маленького городка, продолжает привлекать к себе и таких «сумасшедших», и просто людей, стремящихся жить по-божески. Постоянных прихожан здесь много, а в большие праздники собирается по несколько тысяч верующих, хотя рассчитан на три тысячи человек. Но те, кто не успел занять место внутри, присутствуют на службе благодаря звукотехнике, которая транслирует всё происходящее в храме для тех, кто остался снаружи.
Не оборачивайся
В музее современного христианского искусства мы снова встретились с Валентиной Олеговной. Бывший экономист, она давно освоила профессию православного экскурсовода и не просто рассказывает о стиле, в котором выполнено то или иное произведение, о манере написания и авторе, но и раскрывает духовный смысл практически каждой работы.
Вот изображение церковного сторожа, с младенчества жившего при монастыре, а под старость получившего дар прозорливца.
Одного из авторов вдохновил библейский сюжет о жене Лота. Той самой, которая обернулась, уходя из Содома, и превратилась в соляной столб. Оставляя грешный образ жизни, нельзя оглядываться. Решил стать на праведный путь – не сходи с него. Чувствуешь, что женщина смотрит из глубины веков, из глубины грехов на тех, кто ещё не живёт по-человечески.
Музей возник в 2009 году как результат работы трёх христианских выставок, проходивших в Лесосибирске. Андрей и Ольга Юревич люди сами с художественным образованием, сами покупали некоторые картины, другие дарили авторы. Прошло уже пять выставок. В 2011 году музей получил статус епархиального, его взял под своё покровительство местный архиерей Владыка Никодим.
Крепись, казак, атаманом станешь!
Ветхое двухэтажное здание бывшей школы вместило кроме христианской библиотеки и начальных классов православной гимназии на первом этаже, музея христианского искусства на втором, ещё и маленький музей православной традиции русской армии. Руководит им необычайно увлечённый человек – казак, педагог дополнительного образования в православной гимназии Сергей Владимирович Афанасенко.
Созданный как музей православной гимназии, он разделён на несколько эпох: война 1812 года, первая мировая, гражданская. Есть в музее и военная миниатюра, и библиотека военно-исторической литературы. Большинство экспонатов сделано руками активистов: форма французов и русских, ружья, что стреляют пистонами, картонные пулемёты для реконструкции Маклаковского восстания. Самым маленьким мастерам по четыре годика, самым зрелым перевалило за шестой десяток.
– Дети отрываются от компьютеров, – говорит Сергей Владимирович, – и начинают интересоваться историей, становятся патриотами родной страны. Через труд, через общение дети объединяются по интересам. Первая реконструкция, которую мы делали, – это взятие батареи Раевского. Приурочили её к 200-летию Бородинского сражения. Были сформированы из детей два полка. Поначалу все хотели быть русскими, но я уговорил часть детей отыграть французов. Это оказалось очень интересно, команды для каждой «армии» отдавались на родных языках противников, это очень понравилось мальчишкам.
Сам Афанасенко участвовал в реконструкции Бородинского сражения, проводимого в прошлом году под Бородино, в этом году выезжал с мальчишками на фестиваль в Красноярск. Его инициативу поддерживает и православная гимназия, где он преподаёт, и городская администрация.
– Сергей Владимирович делает такие удивительные вещи, которые кажутся немыслимыми в рамках небольшого городка, и мы, конечно, и дальше будем помогать, – говорит Наталья Будникова, начальник отдела спорта и молодёжной политики администрации города. – А для нас важно, что воспитывается патриотизм у детей.
В День Победы реконструкторы устроили для горожан настоящее представление. Город выделил старинную машину военных лет, и дети, одетые в военную форму, устроили на нескольких площадках концертные номера с песнями, плясками, показательными выступлениями. В накладе не остался никто: ни участники, ни зрители. А планов у директора музея Афанасенко громадьё.
– По образованию я не историк, – признаётся Сергей Владимирович. – Моя прежняя специальность – инженер подъёмно-транспортных машин, чему обучался в университете.
Более двадцати лет Сергей Афанасенко состоит в казачьем движении. Прошёл огромный путь от рядового до атамана округа. Наверно, на примере таких людей и родилась пословица: «Крепись, казак, атаманом станешь». Но по личным причинам Сергей Владимирович больше не глава казаков, а просто человек, который прививает патриотизм детям. И очень хорошо справляется с этой работой.
Православная гимназия
Когда в начале девяностых в Лесосибирске зародилась очень сильная православная община, многие её члены захотели, чтобы дети их учились непременно в православной школе, где будет и Закон Божий, и языки – церковнославянский, латынь да греческий. Сказано – сделано. В 1995 году при Крестовоздвиженском храме, находившемся тогда в здании бывшего кинотеатра, появилась гимназия. Были набраны первый, второй и третий классы. Дети росли, каждый год набирался новый первый класс, пока в 2003 году не произошёл выпуск гимназистов. Теперь таких выпусков сделано уже девять.
– Первым директором гимназии был сам протоиерей Андрей Юревич, на данный момент он в Московской епархии служит, – поясняет Наталья Ильинична Егорова, она уже третий директор гимназии.
– Идея о гимназии здесь и зародилась, в этом храме, – говорит она. Тогда он был Крестовоздвиженским, но теперь это гимназический храм Иоанна Кронштадтского, его имя носит и сама гимназия.
Всё в храме по возможности делают дети, пономарями в алтаре служат мальчишки, девочки поют на клиросе. Службы идут в основном во время учебного года. Прихожане его – только сами ученики, их родители и учителя. Духовник гимназии Сергей Матюшкин имеет не только духовное, но и педагогическое образование.
Но с огромным объёмом работ отцу Андрею справиться было сложно, и через несколько лет на посту директора его сменила Валентина Афанасьевна Мутовина. Она и сейчас, уйдя с поста директора по состоянию здоровья, продолжает преподавать биологию и помогать, чем может, директору нынешнему.
– Меня долго убеждали возглавить гимназию, – вспоминает Наталья Ильинична. – Нашли-таки моё больное место. Не могла я смотреть, как Валентину Афанасьевну увозят на скорой с давлением за двести. Пришлось согласиться занять её пост. Она помогает, сопровождает до сих пор меня.
Гимназия давно прошла и лицензирование, и аккредитацию, государство даёт субвенции на каждого ученика, но многое до сих пор финансово ложится на учредителя, которым является Крестовоздвиженский собор. Материальную помощь по возможности оказывают и родители.
В школе очень сильное дополнительное образование, есть вокальная группа «Ассоль», танцевальный коллектив «Гармония», великолепно показавшие себя на конкурсах самых разных уровней, есть реконструкторское движение, о котором мы уже писали. Обязательным является рождественский бал, к которому готовятся в течение второй четверти все старшеклассники. Родители не боятся, если ребёнок из школы задерживается, знают, что это ему пойдёт во благо.
Олухи царя небесного
Есть в гимназии и клуб военно-патриотической направленности. Ведёт его отец Димитрий Харциз. Настоятель собора, помощник правящего архиерея, отец четверых детей и дед двоих внуков, он, как бывший афганец, обучает гимназистов боевому искусству. Нам удалось побывать на одной из тренировок «Пересвета».
Начинается она с чтения парнями молитвы. Так было ещё в царской армии.
– Кто вы? – громко спрашивает настоятель-старшина.
– Мы честь и гордость нации, – отвечают парни.
– Не понял, – переспрашивает тренер.
– Мы позор нации и вас лично, – тоскливо говорят парни.
– Не слышу.
– Мы позор нации и вас лично, олухи царя небесного, – горланят молодые парни.
– Вот это уже лучше, а теперь ещё раз!
На этот раз громко и точно можно повторить, что они честь и совесть Отчизны. Главное – сделать это так, как положено.
Парни счастливы, они понимают, зачем и почему их воспитывают немного жёстко. Тренировка очень конкретная, команды надо выполнять чётко, иначе в армейской службе может случиться беда. Кажется, что не в школьном спортивном клубе находишься, а на занятиях элитарного спецподразделения. Не верите? Обязательно зайдите на сайт лесосибирской православной гимназии и посмотрите видео.
– Они очень уважают своего тренера, – говорит председатель родительского комитета Татьяна Афанасенко. В этой школе учатся трое её детей, старшая дочь уже выпускница. И дочь Лиза, и сын Фёдор – члены «Пересвета». Она говорит:
– Вы знаете, какой отец Димитрий? Он ведь, если и поругает кого из мальчишек, то потом прощения попросит. Да, на тренировке он порой строг, не щадит их, но все понимают, что к ним серьёзно относятся. Одно время отец Димитрий болел, и его заменял настоящий инструктор. Он был мягче, но всё же дети ждали батюшку и были рады, когда вернулся.
«Пересвет» сейчас не просто клуб, с 2011 года это сибирская школа военного искусства, являющаяся экспериментальной образовательной площадкой для патриотического воспитания как юношей, так и девушек. Отец Димитрий делает упор на изучение духовно-нравственного наследия отечественного воинства, чтобы помочь современной молодёжи искренне любить и уважать Родину. Не исключено, что некоторые пересветовцы в будущем войдут в состав элитных войсковых подразделений. Хотя не все мечтают о военной службе.
Афанасенко
С членами этой большой семьи нам много раз пришлось встретиться при посещении Лесосибирска. Уж такой это многогранный и необычный клан, что мне захотелось узнать о них побольше. Пока шла тренировка в «Пересвете», удалось поговорить с мамой большого семейства.
Все дети, за исключением маленького Мити, учатся в православной гимназии. Не удивительно, что Татьяна согласилась возглавить родительский комитет. Я поинтересовалась и о её пути к вере.
Оказалось, как и многие из её ровесников, она и её молодой муж крещены не были, хотя очень хотели повенчаться. Это же так красиво! Сергей Афанасенко покрестился, когда вошёл в казачество, было ему тогда 25 лет.
– А я как-то опасалась ходить в церковь, даже идти одна побоялась, когда батюшка около двадцати лет назад курсы организовывал на оглашение перед крещением. Муж сказал тогда: «Походи, потом покрестишься и повенчаемся».
Так и пошли вместе в храм и проходили все три месяца по воскресеньям. Уж очень интересно отец Павел Чистяков, сейчас он в Пировском служит, преподавал богословие, с притчами, поучительно. Повенчались, когда первенцу Лизе было около года, сейчас ей уже двадцать.
– Приход был маленький, но очень дружный, – вспоминает Татьяна, – а послушание я в основном в гимназии проходила, как педагог-организатор. Хотя Лиза и Фёдор первое время учились в другой школе, но все их друзья здесь были, я перевела детей сюда. А приёмные малыши должны учиться здесь.
Как оказалось, двое младших детей в семье приёмные. Побудила чету Афанасенко взять на воспитание сирот болезненность младшего сына Ванечки. Совсем младенцем он оказался в реанимации. Пока выхаживали, сделали из него эгоиста. Семья решила взять мальчика из детдома, обязательно близкого по возрасту Ване. Собрали документы, а в Лесосибирске были тогда только девочки. Стали искать детей по общекраевой базе. В Ачинском доме ребёнка нашёлся мальчик как две капли воды похожий на Ваню.
– Мы распечатали фотографию, показали Ванюше, чья, мол, фотография? Он отвечает: «Моя». Вот за этим мальчиком Сашей мы целенаправленно и поехали. Он уже пять лет живёт с нами. Мальчишки вместе учатся, сидят за одной партой, в этом году первый класс окончили.
Время, когда взяли в семью Сашу, совпало с периодом, когда оптимизировали школу, в которой работала Татьяна. Из двух сделали одну. Как-то не к душе пришлось такое объединение. В этот момент ей и предложили оформить приёмную семью, а тогда для этого требовалось брать на воспитание двоих детей. Взяли полугодовалого Митю. Сейчас ему четыре годика. Многие из знакомых уже стали забывать, что малыши в семье приёмные. Что уж говорить про самих Афанасенко.
Православное соревнование
Заканчивается день, проведённый в Лесосибирске, посещением ещё одного храма, Андреевского, так в просторечье зовётся храм Андрея Первозванного. Находится он в районе Новоенисейска и построен на средства Новоенисейского лесокомбината. Стройка велась с 2007 года, сдан храм в январе 2012-го. Возле самого храма, который тоже в кедраче расположен, есть даже детская площадка.
– Я вам по секрету скажу, – заговорщическим голосом говорит отец Димитрий, который как был в пятнистой военной форме после тренировки, так в ней и остался, – весь город держится на постоянном соревновании между комбинатами. Один построил храм, и другому надо. Один на благотворительность дал денег, и другой не пожалеет. А польза всем.
Меценатов своих священнослужители очень уважают и ценят. В храме висит икона, написанная специально в память о сибирском меценате Викторе Шелепкове и его супруге.
Храм необычный, с чудесной акустикой, выполненный в старинной технике. Алтарь почти не скрывает от людей, что происходит за ним, и люстра в старинном византийском стиле.
Есть при храме и воскресная школа как для детей, так и для взрослых. Занятия проходят в нижнем пределе храма, там, где расположен баптистерий. Крещение здесь происходит как в старину – полным погружением в воду.
Честно признаюсь, я позавидовала лесосибирцам. Для них храмы – это дом родной, община – семья. Здесь они черпают силы, здесь воспитывают детей, благодаря вере их жизнь весьма разнообразна. До встречи с лесосибирскими священнослужителями я не подозревала, что веровать – это не просто соблюдать религиозные ритуалы. Это интересная и насыщенная духовными и трудовыми делами жизнь.