Не по городу храм, а по храму будет и город

Не по городу храм, а по храму будет и город
Не по городу храм, а по храму будет и город

Жемчужина Сибири

Вы знаете, где расположен самый большой храм Сибири, трёхпредельный, в тринадцать куполов, высотой в шестьдесят семь метров, сложенный из четырёх миллионов кирпичей? Он возвышается на берегу Енисея посреди кедрового леса на территории небольшого даже по сибирским меркам города Лесосибирска.

Крестовоздвиженский собор, отметивший своё десятилетие в прошлом году, по праву называется жемчужиной Сибири. И посещаем паломниками, как русскими, так и зарубежными. Именно к этому храму нас, участников пресс-тура, подвозят при посещении Лесосибирска.

Размеры храма поражают. Он колоссален, не зря же его иногда ещё называют богатырём. Встречает нас настоятель, протоиерей Димитрий Харциз, человек не последний в Енисейской епархии. Он является помощником правящего архиерея по представительским вопросам. При этом отец Димитрий очень располагающий к себе человек. Именно такие батюшки и способны привлекать в православие тех, кто раньше был атеистом, а то и принадлежал к иной вере или секте.

Город вообще богат на таких священников, хотя православная община существует лишь с девяностого года. В 1989 году верующие лесосибирцы ездили на службы в соседний Енисейск. Был среди них выходец из Москвы, главный архитектор Лесосибирска Андрей Юревич.

В октябре 1990 года лесосибирцы получили благословение собираться после службы у себя в городе. Чем не преминули и воспользоваться. Изучали Библию на квартирах под руководством того же Юревича, а духовником был Геннадий Фаст, священник из Енисейска. Пока ещё неофициальная и маленькая община была столь сильной духовно, что даже группа баптистов подключилась к ним, перейдя в православие.

Официально община была создана в сентябре 1991 года. Андрей Юревич был избран её председателем. А потом приход обратился с просьбой к епархии рукоположить своего руководителя в священники. Так главный архитектор стал батюшкой. Всё так, как в ранние времена христианства: пастыря выбирали из членов общины, лишь потом рукополагали.

Чуть позже в музее нам довелось увидеть макет первого храма, переделанного из надворной постройки, принадлежащей Юревичам. Плащаницу Иисуса Христа к первой Пасхе прихожанки вышивали почти круглыми сутками. Пустили на неё и искусственный жемчуг, и части свадебного наряда матушки Ольги Юревич, а канитель добыли, распустив золотые эполеты казаков. Эта плащаница сейчас является одной из реликвий величественного Крестовоздвиженского собора.

Храм хотя и молод, но имеет в своей истории настоящие чудеса, начавшие происходить ещё в период строительства, и чудотворные иконы. Некогда полностью сгоревшая икона Владимирской Божьей матери не только стала благоухать и восстанавливаться, но и обладает силой избавлять от пьянства и наркомании.

Паломникам собор показывают с обязательным подъёмом на колокольню, расположенную на высоте 45 метров от уровня пола. Мы тоже поднялись на неё, чтобы увидеть Лесосибирск с высоты птичьего полёта. Нас сопровождает Валентина Олеговна, бывшая москвичка, однажды услышавшая слова красноречивого инока и сразу уверовавшая в Бога. Это было шесть лет назад. Последние четыре года она служит в Лесосибирске.

– Таких людей по-хорошему сумасшедшими называют, – сказал о ней отец Димитрий.

А собор, возведённый явно слишком большим для маленького городка, продолжает привлекать к себе и таких «сумасшедших», и просто людей, стремящихся жить по-божески. Постоянных прихожан здесь много, а в большие праздники собирается по несколько тысяч верующих, хотя рассчитан на три тысячи человек. Но те, кто не успел занять место внутри, присутствуют на службе благодаря звукотехнике, которая транслирует всё происходящее в храме для тех, кто остался снаружи.

Не оборачивайся

В музее современного христианского искусства мы снова встретились с Валентиной Олеговной. Бывший экономист, она давно освоила профессию православного экскурсовода и не просто рассказывает о стиле, в котором выполнено то или иное произведение, о манере написания и авторе, но и раскрывает духовный смысл практически каждой работы.

Вот изображение церковного сторожа, с младенчества жившего при монастыре, а под старость получившего дар прозорливца.

Одного из авторов вдохновил библейский сюжет о жене Лота. Той самой, которая обернулась, уходя из Содома, и превратилась в соляной столб. Оставляя грешный образ жизни, нельзя оглядываться. Решил стать на праведный путь – не сходи с него. Чувствуешь, что женщина смотрит из глубины веков, из глубины грехов на тех, кто ещё не живёт по-человечески.

Музей возник в 2009 году как результат работы трёх христианских выставок, проходивших в Лесосибирске. Андрей и Ольга Юревич люди сами с художественным образованием, сами покупали некоторые картины, другие дарили авторы. Прошло уже пять выставок. В 2011 году музей получил статус епархиального, его взял под своё покровительство местный архиерей Владыка Никодим.

Крепись, казак, атаманом станешь!

Ветхое двухэтажное здание бывшей школы вместило кроме христианской библиотеки и начальных классов православной гимназии на первом этаже, музея христианского искусства на втором, ещё и маленький музей православной традиции русской армии. Руководит им необычайно увлечённый человек – казак, педагог дополнительного образования в православной гимназии Сергей Владимирович Афанасенко.

Созданный как музей православной гимназии, он разделён на несколько эпох: война 1812 года, первая мировая, гражданская. Есть в музее и военная миниатюра, и библиотека военно-исторической литературы. Большинство экспонатов сделано руками активистов: форма французов и русских, ружья, что стреляют пистонами, картонные пулемёты для реконструкции Маклаковского восстания. Самым маленьким мастерам по четыре годика, самым зрелым перевалило за шестой десяток.

– Дети отрываются от компьютеров, – говорит Сергей Владимирович, – и начинают интересоваться историей, становятся патриотами родной страны. Через труд, через общение дети объединяются по интересам. Первая реконструкция, которую мы делали, – это взятие батареи Раевского. Приурочили её к 200-летию Бородинского сражения. Были сформированы из детей два полка. Поначалу все хотели быть русскими, но я уговорил часть детей отыграть французов. Это оказалось очень интересно, команды для каждой «армии» отдавались на родных языках противников, это очень понравилось мальчишкам.

Сам Афанасенко участвовал в реконструкции Бородинского сражения, проводимого в прошлом году под Бородино, в этом году выезжал с мальчишками на фестиваль в Красноярск. Его инициативу поддерживает и православная гимназия, где он преподаёт, и городская администрация.

– Сергей Владимирович делает такие удивительные вещи, которые кажутся немыслимыми в рамках небольшого городка, и мы, конечно, и дальше будем помогать, – говорит Наталья Будникова, начальник отдела спорта и молодёжной политики администрации города. – А для нас важно, что воспитывается патриотизм у детей.

В День Победы реконструкторы устроили для горожан настоящее представление. Город выделил старинную машину военных лет, и дети, одетые в военную форму, устроили на нескольких площадках концертные номера с песнями, плясками, показательными выступлениями. В накладе не остался никто: ни участники, ни зрители. А планов у директора музея Афанасенко громадьё.

– По образованию я не историк, – признаётся Сергей Владимирович. – Моя прежняя специальность – инженер подъёмно-транспортных машин, чему обучался в университете.

Более двадцати лет Сергей Афанасенко состоит в казачьем движении. Прошёл огромный путь от рядового до атамана округа. Наверно, на примере таких людей и родилась пословица: «Крепись, казак, атаманом станешь». Но по личным причинам Сергей Владимирович больше не глава казаков, а просто человек, который прививает патриотизм детям. И очень хорошо справляется с этой работой.

Православная гимназия

Когда в начале девяностых в Лесосибирске зародилась очень сильная православная община, многие её члены захотели, чтобы дети их учились непременно в православной школе, где будет и Закон Божий, и языки – церковнославянский, латынь да греческий. Сказано – сделано. В 1995 году при Крестовоздвиженском храме, находившемся тогда в здании бывшего кинотеатра, появилась гимназия. Были набраны первый, второй и третий классы. Дети росли, каждый год набирался новый первый класс, пока в 2003 году не произошёл выпуск гимназистов. Теперь таких выпусков сделано уже девять.

– Первым директором гимназии был сам протоиерей Андрей Юревич, на данный момент он в Московской епархии служит, – поясняет Наталья Ильинична Егорова, она уже третий директор гимназии.

– Идея о гимназии здесь и зародилась, в этом храме, – говорит она. Тогда он был Крестовоздвиженским, но теперь это гимназический храм Иоанна Кронштадтского, его имя носит и сама гимназия.

Всё в храме по возможности делают дети, пономарями в алтаре служат мальчишки, девочки поют на клиросе. Службы идут в основном во время учебного года. Прихожане его – только сами ученики, их родители и учителя. Духовник гимназии Сергей Матюшкин имеет не только духовное, но и педагогическое образование.

Но с огромным объёмом работ отцу Андрею справиться было сложно, и через несколько лет на посту директора его сменила Валентина Афанасьевна Мутовина. Она и сейчас, уйдя с поста директора по состоянию здоровья, продолжает преподавать биологию и помогать, чем может, директору нынешнему.

– Меня долго убеждали возглавить гимназию, – вспоминает Наталья Ильинична. – Нашли-таки моё больное место. Не могла я смотреть, как Валентину Афанасьевну увозят на скорой с давлением за двести. Пришлось согласиться занять её пост. Она помогает, сопровождает до сих пор меня.

Гимназия давно прошла и лицензирование, и аккредитацию, государство даёт субвенции на каждого ученика, но многое до сих пор финансово ложится на учредителя, которым является Крестовоздвиженский собор. Материальную помощь по возможности оказывают и родители.

В школе очень сильное дополнительное образование, есть вокальная группа «Ассоль», танцевальный коллектив «Гармония», великолепно показавшие себя на конкурсах самых разных уровней, есть реконструкторское движение, о котором мы уже писали. Обязательным является рождественский бал, к которому готовятся в течение второй четверти все старшеклассники. Родители не боятся, если ребёнок из школы задерживается, знают, что это ему пойдёт во благо.

Олухи царя небесного

Есть в гимназии и клуб военно-патриотической направленности. Ведёт его отец Димитрий Харциз. Настоятель собора, помощник правящего архиерея, отец четверых детей и дед двоих внуков, он, как бывший афганец, обучает гимназистов боевому искусству. Нам удалось побывать на одной из тренировок «Пересвета».

Начинается она с чтения парнями молитвы. Так было ещё в царской армии.

– Кто вы? – громко спрашивает настоятель-старшина.

– Мы честь и гордость нации, – отвечают парни.

– Не понял, – переспрашивает тренер.

– Мы позор нации и вас лично, – тоскливо говорят парни.

– Не слышу.

– Мы позор нации и вас лично, олухи царя небесного, – горланят молодые парни.

– Вот это уже лучше, а теперь ещё раз!

На этот раз громко и точно можно повторить, что они честь и совесть Отчизны. Главное – сделать это так, как положено.

Парни счастливы, они понимают, зачем и почему их воспитывают немного жёстко. Тренировка очень конкретная, команды надо выполнять чётко, иначе в армейской службе может случиться беда. Кажется, что не в школьном спортивном клубе находишься, а на занятиях элитарного спецподразделения. Не верите? Обязательно зайдите на сайт лесосибирской православной гимназии и посмотрите видео.

– Они очень уважают своего тренера, – говорит председатель родительского комитета Татьяна Афанасенко. В этой школе учатся трое её детей, старшая дочь уже выпускница. И дочь Лиза, и сын Фёдор – члены «Пересвета». Она говорит:

– Вы знаете, какой отец Димитрий? Он ведь, если и поругает кого из мальчишек, то потом прощения попросит. Да, на тренировке он порой строг, не щадит их, но все понимают, что к ним серьёзно относятся. Одно время отец Димитрий болел, и его заменял настоящий инструктор. Он был мягче, но всё же дети ждали батюшку и были рады, когда вернулся.

«Пересвет» сейчас не просто клуб, с 2011 года это сибирская школа военного искусства, являющаяся экспериментальной образовательной площадкой для патриотического воспитания как юношей, так и девушек. Отец Димитрий делает упор на изучение духовно-нравственного наследия отечественного воинства, чтобы помочь современной молодёжи искренне любить и уважать Родину. Не исключено, что некоторые пересветовцы в будущем войдут в состав элитных войсковых подразделений. Хотя не все мечтают о военной службе.

Афанасенко

АфанасенкоС членами этой большой семьи нам много раз пришлось встретиться при посещении Лесосибирска. Уж такой это многогранный и необычный клан, что мне захотелось узнать о них побольше. Пока шла тренировка в «Пересвете», удалось поговорить с мамой большого семейства.

Все дети, за исключением маленького Мити, учатся в православной гимназии. Не удивительно, что Татьяна согласилась возглавить родительский комитет. Я поинтересовалась и о её пути к вере.

Оказалось, как и многие из её ровесников, она и её молодой муж крещены не были, хотя очень хотели повенчаться. Это же так красиво! Сергей Афанасенко покрестился, когда вошёл в казачество, было ему тогда 25 лет.

– А я как-то опасалась ходить в церковь, даже идти одна побоялась, когда батюшка около двадцати лет назад курсы организовывал на оглашение перед крещением. Муж сказал тогда: «Походи, потом покрестишься и повенчаемся».

Так и пошли вместе в храм и проходили все три месяца по воскресеньям. Уж очень интересно отец Павел Чистяков, сейчас он в Пировском служит, преподавал богословие, с притчами, поучительно. Повенчались, когда первенцу Лизе было около года, сейчас ей уже двадцать.

– Приход был маленький, но очень дружный, – вспоминает Татьяна, – а послушание я в основном в гимназии проходила, как педагог-организатор. Хотя Лиза и Фёдор первое время учились в другой школе, но все их друзья здесь были, я перевела детей сюда. А приёмные малыши должны учиться здесь.

Как оказалось, двое младших детей в семье приёмные. Побудила чету Афанасенко взять на воспитание сирот болезненность младшего сына Ванечки. Совсем младенцем он оказался в реанимации. Пока выхаживали, сделали из него эгоиста. Семья решила взять мальчика из детдома, обязательно близкого по возрасту Ване. Собрали документы, а в Лесосибирске были тогда только девочки. Стали искать детей по общекраевой базе. В Ачинском доме ребёнка нашёлся мальчик как две капли воды похожий на Ваню.

– Мы распечатали фотографию, показали Ванюше, чья, мол, фотография? Он отвечает: «Моя». Вот за этим мальчиком Сашей мы целенаправленно и поехали. Он уже пять лет живёт с нами. Мальчишки вместе учатся, сидят за одной партой, в этом году первый класс окончили.

Время, когда взяли в семью Сашу, совпало с периодом, когда оптимизировали школу, в которой работала Татьяна. Из двух сделали одну. Как-то не к душе пришлось такое объединение. В этот момент ей и предложили оформить приёмную семью, а тогда для этого требовалось брать на воспитание двоих детей. Взяли полугодовалого Митю. Сейчас ему четыре годика. Многие из знакомых уже стали забывать, что малыши в семье приёмные. Что уж говорить про самих Афанасенко.

Православное соревнование

Заканчивается день, проведённый в Лесосибирске, посещением ещё одного храма, Андреевского, так в просторечье зовётся храм Андрея Первозванного. Находится он в районе Новоенисейска и построен на средства Новоенисейского лесокомбината. Стройка велась с 2007 года, сдан храм в январе 2012-го. Возле самого храма, который тоже в кедраче расположен, есть даже детская площадка.

– Я вам по секрету скажу, – заговорщическим голосом говорит отец Димитрий, который как был в пятнистой военной форме после тренировки, так в ней и остался, – весь город держится на постоянном соревновании между комбинатами. Один построил храм, и другому надо. Один на благотворительность дал денег, и другой не пожалеет. А польза всем.

Меценатов своих священнослужители очень уважают и ценят. В храме висит икона, написанная специально в память о сибирском меценате Викторе Шелепкове и его супруге.

Храм необычный, с чудесной акустикой, выполненный в старинной технике. Алтарь почти не скрывает от людей, что происходит за ним, и люстра в старинном византийском стиле.

Есть при храме и воскресная школа как для детей, так и для взрослых. Занятия проходят в нижнем пределе храма, там, где расположен баптистерий. Крещение здесь происходит как в старину – полным погружением в воду.

Честно признаюсь, я позавидовала лесосибирцам. Для них храмы – это дом родной, община – семья. Здесь они черпают силы, здесь воспитывают детей, благодаря вере их жизнь весьма разнообразна. До встречи с лесосибирскими священнослужителями я не подозревала, что веровать – это не просто соблюдать религиозные ритуалы. Это интересная и насыщенная духовными и трудовыми делами жизнь.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

14 июня 2024
На сцене красноярского театра покажут пьесы молодых режиссеров
Открытие фестиваля «Драма. Новый код» прошло на «Сцене на крыше» в театре Пушкина, которая была построена благодаря нацпроекту «Культура». Артисты красноярского театра
13 июня 2024
В Красноярском крае издадут две книги на долганском и эвенкийском языках
В агентстве по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края подвели итоги отбора литературных проектов. В результате
13 июня 2024
Пять «Музыкальных пятниц» проведут в красноярском Татышев-парке за лето
В ближайшую пятницу в Красноярске откроется седьмой сезон «Музыкальных пятниц» (0+). Это бесплатные концерты муниципальных творческих коллективов под открытым небом.