Купив билет на поезд, многие и не задумываются, сколько людей трудится для того, чтобы обеспечить комфорт и безопасность пассажиров в пути следования и вовремя доставить их к месту назначения. А ведь поезда идут четко по расписанию, без задержек и поломок именно потому, что люди разных железнодорожных профессий – машинисты, путейцы, вагонники, связисты – добросовестно выполняют свою работу…
В преддверии Дня железнодорожника мне хочется вспомнить и назвать тех, кто на протяжении многих лет преданно отдавал этой нелегкой работе свои силы и свой профессионализм, кто работает сейчас, быстро и профессионально решая поставленные задачи.
Так получилось, что лично я пришел на железную дорогу сразу после армии, по совету моего дяди – Василия Петровича Новикова, в то время работавшего там, мой отец – Кузьма Петрович Новиков — также всю жизнь посвятил труду на железной дороге, работая весовщиком. А я пошел простым монтером (последние 16 лет перед выходом на пенсию являлся монтером пути 4 разряда ПЧ-3). В начале моего трудового пути моей бригадой руководили П.А. Першин и В. Сидоров. Именно от этих досконально знающих работу людей я получил тот необходимый заряд знаний и опыта, который помогал трудиться на протяжении всей профессиональной деятельности. Огромную помощь в профессиональном плане тогда оказал мне и начальник ЭЧК Б.С. Клименко – человек, служивший мне всегда и во всем примером и, как говорится, давший мне путевку в жизнь.
Железнодорожный транспорт – сложная, многоотраслевая система, каждая часть которой – немыслима без исправной работы других. Это как цепочка: порвется одно звено, нарушится общая целостность. Вот и у нас каждый старался выполнить свое дело на все 100 %.
Поддержание пути в исправном рабочем состоянии – над всем этим трудились и трудятся путейцы. Работа сложная, очень ответственная. Ведь здесь нужна точность, вплоть до миллиметров. Мастер и бригадир пути Е.В. Лимонов в свое время показал, как нужно работать. Большой вклад в развитие путевого хозяйства внесли и Александр и Сергей Азаренко, и другие.
Движенцы — дирижеры на железной дороге. Под их руководством работают все службы железных дорог: путейцы, вагонники, локомотивные бригады и другие подразделения. По их командам организуется движение поездов и локомотивов на перегонах, принимаются и отправляются поезда на раздельных пунктах, производится пассажирская, маневровая и грузовая работа на станциях. В настоящее время на станции Камарчага под опытным руководством начальника станции Л.М. Сидориной (в профессии – более 20 лет) в этой области железнодорожной службы трудятся ответственные и преданные люди: Н. А. Дворникова, отдавшая профессии 30 лет, А.Н. Сидорин, стаж которого достигает 15 лет, Т.В. Ликандрова с 19-ти- летним профессиональным стажем, М.В. Козленко, проработавшая на железной дороге 15 лет, Н.А. Шетилова.
Вагонники – люди, от которых зависит исправность подвижного состава. Профессия осмотрщика-ремонтника вагонов чрезвычайно ответственная, требует специального профессионального образования, большого объема знаний, хорошей памяти и умения самостоятельно принимать решения в критической ситуации. Каждый вагон, приходящий на станцию, подлежит тщательному осмотру специалистов. Осмотрщики вагонов должны выявить неисправности, которые могут появиться в пути следования, проверить основные параметры оборудования и механизмов вагона, состояние кузова, колесных пар, автосцепки, буксовых узлов и дать разрешение на дальнейшее следование, а также гарантию, что этот путь будет благополучным. На сегодняшний день за всем этим строго следят старший осмотрщик вагонов В.В. Пидорин (стаж – 30 лет), В.В. Патрикеев (проработал 24 года), Д.В. Никитин (отдал профессии 20 лет), М. Ангелуце (стаж – более 20 лет).
В свое время неоценим был и труд, выполняемый на железной дороге женщинами-стрелочницами – Н. Симагиной, Н. Лукашовой, Л. Сиговой, Н. Орловой, Т. Соколовой, Ф. Бухаровой. Это сейчас все проходит в автоматическом режиме, а тогда физически тяжелую работу по переводу стрелок приходилось выполнять вручную. Ответственно к своему делу относились дежурные по переезду: Л. Маслова, Г. Лаукс, Л. Устьянцева, Л. Азаренко, весовщик Н.И. Орлова, техник Т. Васильева, Н. Соленков, отдавший работе 40 лет. Внесли вклад в развитие общего дела М. Чернякова, Василий и Мария Масленниковы, В. Бухаров, В. Лукьянов, Николай и Раиса Мананкины, Е. Китов, М. Родин, А. Пидорин, А. Балесный, Н. Черотайкин, Г. Николаева, Зинаида и Валентин Крастины, А. Волох, Е. Зубаков, В.В. Блажко, машинист Е. Титов и другие замечательные работники. Отдельно хотелось бы отметить нашего бригадира – А.Л. Блажко, о котором сохранились только самые добрые воспоминания. Обладая не только огромнейшим опытом, знаниями, но и каким-то необъяснимым профессиональным чутьем, хваткой, он отдал железной дороге более 40 лет. Высокий профессионализм отличает В. Абрамова, в настоящее время являющегося бригадиром. Работают на совесть Ф. Денисюк, Е. Ланг, С. Блажко, С. Остробородов.
В общем, железная дорога – это не то место, где работают дилетанты или случайные люди. Железная дорога – это дело, которому люди отдают всю свою жизнь. Это не просто работа, это нечто гораздо большее… Поэтому День железнодорожника – это особый праздник в российском календаре.
Добрым словом хочется вспомнить тех, кого уже нет с нами. А тем, кто работает – пожелать крепкого здоровья, удачи и терпения!