Неба зовущая высь

Неба зовущая высь
Неба зовущая высь

Прищурив глаза и прикрывшись ладонью от слепящего солнца, отойдя к самому краю летного поля, с детским восторгом собравшиеся наблюдают, как в сторону взлетной полосы один за другим направляются сразу пять самолетов. Необычное, завораживающее зрелище, тем более для небольшого аэропорта в Енисейске. Улыбки не сдерживаются, и разговоры — только о воздушных судах, об авиации и, конечно, о перелете по историческому маршруту, свидетелями которого мы и стали.

Пилотов — девять, они из разных городов – из Красноярска, Челябинска и Омска. Но объединенные одной общей страстью к самолетам и увлеченные историей отечественной авиации, направились они все вместе на пяти судах малой авиации за Полярный круг. Когда возникла идея совершить этот исторический перелет из Красноярска на Диксон, повторив путь знаменитого полярного летчика Василия Молокова, сомнений не возникло ни у кого, а с организацией путешествия охотно помог красноярский клуб частных пилотов. В 30-е годы прошлого столетия сложнейшие для того времени многодневные перелеты совершались на небольших «По-2», ласково называемых в народе «кукурузниками», а в дни Великой Отечественной войны – «беспокойными бомбардировщиками». В этой экспедиции «По-2» — крылом к крылу с легендарным «Як-12М» и современными сверхлегкими высокопланами-аэропрактами «А-22» и «Катана». А пока они, словно красуясь, стояли рядком в аэропорту Енисейска в ожидании дозаправки, всем любопытным была предоставлена возможность рассмотреть их вблизи, сфотографироваться возле них и узнать о них лучше.

Вот, например, раскинул свои крылья цвета хаки «Як-12». Как оказалось, совсем недавно самолет уже чуть было не распрощался с небом. Но дать машине вторую жизнь, подняв ее буквально из груды металлолома, удалось летчику-любителю из Омска Александру Андрееву. Самолеты увлекали его всегда, но делом всей его жизни так и не стали. Однако детское увлечение не давало покоя: получив коммерческую летную лицензию, Александр оказался за штурвалом самолета. «Як-12М», остатки которого он приобрел на одном из подмосковных аэродромов, реставрировался в течение полугода, каждый день по 10 часов девятью специалистами – авиационными техниками, инженерами, летчиками. Их стараниями самолет теперь как новенький, поблескивает яркими звездами на крыле и хвосте и, совершая разбег на полосе, вновь взмывает в небо, как и много лет назад. 

И как много лет назад, маршрут до Диксона проложен над линией Енисея, что лишь увеличивает расстояние перелета, которое и так составляет более двух тысяч километров. В 30-е годы ХХ века эту воздушную трассу в Заполярье, теперь называемую Енисейскими авиалиниями, впервые проложил на своей авиатехнике Герой Советского Союза Василий Сергеевич Молоков. Он же совершил первый зимний перелет на Диксон. А затем сотни раз перевозил за Полярный круг, на Крайний Север строителей, ученых, геологов и, конечно, грузы. Каждый такой полет был связан с преодолением многих трудностей, а часто и с риском для жизни. И как восемьдесят лет назад нынешний рейс связан с определенным риском, ведь летать на Крайний Север всегда было уделом только больших мастеров, настоящих асов. Кабина самолета «По-2», как и прежде, открытая, а это значит, что пилот, управляя судном, постоянно находится на морозе. Есть трудности и с доставкой топлива, ведь его запаса на судах малой авиации хватает лишь на десять часов лета. Помогли речники, которые в нужных портах оставляли топливо и масло. Правда, как выяснилось уже позже, на Диксоне команде все-таки пришлось подождать в течение трех суток «горючку» на обратный путь: из-за большого скопления льдин в проливе речные суда не могли подойти к северному порту.   

В довоенные годы на Диксоне только начинали строить аэропорт, позже территория севера активно осваивалась, и о том, что через десятилетия вместо процветания туда придет разруха и заброшенность, никто не думал. В конце 80-х все мероприятия, направленные на это освоение, почти сошли на нет. Но ведь не напрасно говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот и решили участники летной экспедиции, побывав на побережье, своими глазами увидеть, как там, на далеком Диксоне, сейчас обстоят дела, все ли так печально, как говорят и пишут, а может быть, своим прилетом подбодрить оставшихся там жителей. А заодно и себя испытать, и авиатехнику свою: вот, мол, на что еще способны наши летающие легенды!

Была и еще одна цель у экспедиции: привлечь внимание молодежи к истории отечественной авиации. Об этом рассказал руководитель группы, практикующий линейный пилот с большим опытом, выполняющий рейсы красноярского аэропорта Кузнецово, Павел Андреев, в этой экспедиции управляющий «По-2»: «Почти в каждом городе страны есть улицы, названные именами летчиков-героев. Молоков, Водопьянов, Фарих, Липп, Галышев – список можно продолжать долго. Но если спросить молодых людей о том, чьими именами названы улицы в их родном городе, вряд ли кто ответит, а ведь они трудились в нашем Красноярском крае. Конечно, это незаслуженно по отношению к тем, кто, часто рискуя своей жизнью, поднимал советскую авиацию. Этим перелетом мы хотим отдать дань памяти предшественникам, открывавшим Енисейские авиалинии. В какой-то мере это и воспитание патриотизма. И если после нашего перелета хоть один мальчишка засмотрится в небо, мечтая стать летчиком, то, наверное, все затеянное — не зря».

Синее небо, синяя форма, глаза, устремленные ввысь, туда, где каждый из участников экспедиции мечтал оказаться, еще будучи мальчишкой, туда, где каждый из них чувствует себя один на один с огромным миром, который под крылом самолета не кажется таким уж огромным. Команда готова к взлету, дозаправка в Енисейске произведена, следующая остановка – Подкаменная Тунгуска, затем — Туруханск, Дудинка и, наконец, Диксон. Немного времени на осмотр и отдых, и вновь за штурвал, в обратный путь с новыми впечатлениями и, несомненно, новыми планами на новые перелеты. Что ж, пусть все у них получится. Чистого им неба!


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме