Опыт экономически развитых стран, в которых отдельные социальные и экономические проблемы решаются посредством государственных программ, свидетельствует о перспективности программно-целевого метода и его преимуществах по сравнению со сметным финансированием при решении ряда долгосрочных социально-экономических задач.
Этот метод позволяет также решать задачи, которые могут быть неподъемны или малопривлекательны для бизнеса. Формирование программного бюджета — это не просто экономический и технический процесс, это новая модель государственного управления, устанавливающая для ведомств цели и приоритеты экономического развития и направляющая финансовые средства на достижение конкретных общественно значимых результатов. Формирование бюджета муниципальных образований и района в целом можно без преувеличения назвать самым главным делом осени, тем более в этом году.
Бюджету 2014 года и среднесрочной перспективе до 2016 предъявляются новые требования — с 1 января 2014 года вступает в силу программное финансирование бюджетов, в том числе и нашего района. Не будут выделяться средства на те проекты, которые не заложены в программах на уровне района.
Поэтому всем муниципалитетам района, депутатам всех уровней, специалистам Управления экономики предстоит большая работа — подготовить программы и бюджеты поселений, а в конечном итоге и районный бюджет так, чтобы его можно было согласовать с краевым Министерством финансов и со всеми отраслевыми министерствами. О программном формировании бюджета, процессе формирования программ рассказывает руководитель Финансового управления администрации Курагинского района Ирина Петрова.
— Ирина Николаевна, что будет нового при формировании бюджета осенью этого года?
— С 01.01.2014 года бюджет Курагинского района будет утверждаться с учетом программного метода планирования. Все приложения к бюджету по расходам будут иметь программный характер. Даже ведомственная структура расходов, которая должна быть в составе решения о бюджете, будет выглядеть следующим образом: пишется ведомство и под ним – те программы, в реализации которых оно участвует. То есть даже ведомственная структура бюджета – программная. Вся деятельность органов местного самоуправления будет направлена на реализацию программ, в том числе с точки зрения финансового обеспечения и отчетности. Теперь бюджет и программы — это единые документы, других (кроме программных) расходов в бюджете практически не будет.
— Что способствовало формированию с 2014 года программного бюджета?
— Требования к долгосрочным и ведомственным целевым программам были сформулированы давно. В 2013 году у нас в районе существовало более 25-ти всевозможных программ. При этом доля расходов бюджета, сформированных в рамках программ, не дотягивала даже до 50%. Нетрудно догадаться, что аналогичная ситуация сложилась и в поселениях района. Переход к программному бюджету — одно из основных направлений федеральной бюджетной политики, целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов.
В бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах" обозначено, что в условиях новых макроэкономических реалий при формировании проектов бюджетов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов для достижения среднесрочных целей бюджетной политики особое внимание необходимо уделить решению многих основных задач, в том числе развитию программно-целевых методов управления. Поэтому мы спокойно восприняли проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", поскольку его появление означает, что работа с программными документами должна у нас строиться более системно.
— Ирина Николаевна, расскажите, пожалуйста, о процессе формирования программ. С чего вы начали?
— В первую очередь, конечно, мы разработали и приняли порядок формирования программ, в котором закрепили формат муниципальной программы Курагинского района, требования к содержанию, порядок разработки, согласования, утверждения, а также оценки эффективности программ. Разработку нормативных документов осуществляли два органа местного самоуправления — Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района и Финансовое управление администрации района.
— Вы упомянули, что раньше в рамках программ формировалось не более 50% бюджета. А сколько будет после перехода на программный бюджет?
— Более 90%. Лишь незначительная часть расходов будет относиться к так называемой непрограммной части. Для всех же остальных расходов предусмотрены конкретные количественно измеримые показатели эффективности.
— А прочие программы, которые существовали до этого? Что стало с ними?
— Во-первых, необходимо будет признать утратившими силу долгосрочные и ведомственные целевые программы. Во-вторых, внести изменения в порядок разработки, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ с целью их утверждения в составе муниципальных программ. Таким образом, оставшиеся долгосрочные и ведомственные целевые программы, существование которых обусловлено требованиями краевых министерств и ведомств о наличии отдельных программных документов при распределении и предоставлении межбюджетных трансфертов, будут отменены как самостоятельные нормативные документы и в муниципальные программы.
Внедрение программного бюджета будет способствовать более активному продвижению бюджетной реформы не только на региональном уровне, но и в муниципальных образованиях, так как государственные (муниципальные) программы — основной инструмент повышения эффективности бюджетных расходов.