Не так давно по телевидению рассказывали про великие детские изобретения. А 17 января отмечался всемирный День детей-изобретателей. Вы даже представить себе не можете, как много полезных и интересных вещей они изобрели! А как дети становятся изобретателями? Ими рождаются, или этому можно научиться?
Екатерина Ивановна Корнилова, учитель химии и изобразительного искусства Павловской школы, считает, что этому детей нужно учить. И чем раньше начинать знакомить их с исследовательской и изобретательской деятельностью, тем заметней будет результат. 6 лет назад в Павловской школе было создано научное общество «Искатели», которое Е.И.Корнилова и возглавила, выбрав для исследований естественно-научное направление. В общество также вошли преподаватели А.С.Суворина (социально-гуманитарное направление), М. А. Хмелевская (историко-краеведческое направление), М. А. Мощенкова (общее развитие), Л.В.Глухотко (техническое творчество). Толчок для развития НОУ в школе был получен благодаря районному научному обществу «Юный исследователь» (руководитель — Л.А.Пестрикова).
Хочу добавить, что дорогу осилит идущий. Уже пройдено немало. Первые разрозненные исследования переросли в НОУ и содружество педагогов-исследователей района. Надеемся, наш труд послужит творческому развитию личности как школьников, так и самих педагогов.
Ученики начинают знакомство с исследовательской деятельностью еще в начальной школе. После, в средних и старших классах, они выбирают для себя уже определенное направление, в котором проводят ряд исследовательских работ. В школе проходят различные мастер-классы, дни науки. Со своими работами ребята участвуют в различных научно-практических конференциях — как районных, так и краевых, всероссийских. Выступают достаточно удачно, занимают призовые места. Так, в прошлом году удачно выступили с исследованиями по гороху девятиклассницы Аня Скоморохова и Катя Теплоухова. 3 место со своей работой они заняли на НПК «Молодежь и наука. Мысль, поиск» в СибГТУ. Интересные работы проводят четвероклассники Вова Козлов, Низам Гадиров и семиклассник Виктор Глушнев, Алевтина Хорошева (9 класс), Лиза Курлович (5 класс).
Ребят в общество входит не так много, остаются самые напористые, их на данный момент 15 человек.
– Для нас, учителей, главное — выявить и поддержать заинтересованного ребенка, – объясняет Екатерина Ивановна. — Поэтому очень важно уже в начальных классах знакомить детей с исследовательской деятельностью, учить определяться с темой, проводить опыты, отслеживать и записывать результаты.
Так, для работы по естественно-научному направлению в школе существует пришкольный опытный участок. Здесь юные исследователи выращивают культуры для своих опытов. Например, Аня Бир в позапрошлом году вырастила 9 сортов картофеля, а в прошлом году — 11 сортов вырастила Альбина Довнорович. Они выявили лучшие сорта для наших климатических условий по урожайности и вкусовым качествам. Для этого даже устраивали дегустацию вареного картофеля. Опытным путем установили, что особенно хороши сорта Сифра, Алена, Хозяюшка и Накра. В целом пришкольный опытный участок — явление забытое, но вновь возрожденное. Он позволяет проводить исследования с разными культурами. Семена для исследований общество «Искатели» получает из НИИ г.Красноярска. Особенно притягивает ребят то, что знания и умения они сразу могут применять на практике. Так, благодаря одной из исследовательских работ, почти все кабинеты школы получили самые разнообразные горшечные цветы. А сейчас один из учеников занимается прививкой садового куста роз. В результате садовое растение хотят сделать комнатным. Правда, удивительное занятие для обычных школьников?
Идей, требующих воплощения, немало. И, может быть, на очередном чествовании детей-изобретателей мы услышим имена наших земляков?!