Несведущему человеку может показаться, что деятельность депутатов районного Совета депутатов сводится только к присутствию на сессиях. На самом деле они ведут очень активную деятельность, но она остается, как говорится, за кадром.
Об этом мы ведем разговор с главой района, председателем районного Совета депутатов Анатолием Букатовым.
— Анатолий Гаврилович, несколько слов о системе государственной власти, действующей в нашем районе.
— Она устроена таким образом, что глава района исполняет обязанности председателя райсовета —представительного органа власти. Что касается структуры, то согласно Уставу в ней в обязательном порядке должны присутствовать представительный орган власти, глава района, администрация района и ревизионная комиссия.
— В чем заключается работа председателя райсовета?
— Он координирует деятельность Совета, в компетенции председателя рассмотрение вопросов, которые поступают из администрации района, от депутатов и населения. В законе о местном самоуправлении определены исключительные компетенции районного Совета депутатов: утверждение бюджета территории, назначение на должность главы администрации, рассмотрение и подведение итогов работы отделов и управлений администрации района и другие. Эту деятельность можно охарактеризовать как экспертно-контролирующую.
— По какому принципу создавались комиссии райсовета и отбирались депутаты, которые в них работают?
— Сколько и каких комиссий создавать — решают сами депутаты. В результате обсуждения были сформированы следующие комиссии: по экономической политике, собственности, финансам, бюджету и налогам; по аграрной политике, землепользованию, продовольствию и предпринимательской деятельности; по образованию и культуре; по здравоохранению, социальной защите, по вопросам местного самоуправления и защите прав граждан; по делам молодежи, физической культуре, спорту и правопорядку; по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и строительства. Мы постарались взять под контроль основные вопросы жизнедеятельности района.
Депутаты в силу своего внутреннего убеждения изъявляли желание работать в той или иной комиссии. Предложения записывались, и на сессии утверждался состав каждой комиссии. По регламенту председатель райсовета не входит ни в один комитет и не может единолично отменить решение комиссии. Если вопрос, который поднимают депутаты, не противоречит действующему законодательству, он выносится на сессию, и потом весь состав депутатского корпуса решает — обсуждать его или нет.
— Зачастую на сессиях райсовета народные избранники не высказывают мнений по обсуждаемым вопросам и только голосуют за принятие какого-то решения. Они со всем согласны или это видимость?
— Это видимость, потому что на заседаниях комиссий идет бурное обсуждение каждого вопроса. Депутаты спорят, обсуждают позиции решения, запрашивают материалы в администрации района. Полномочия у членов депутатских комиссий очень большие — они могут пригласить на заседание любое должностное лицо, заслушать информацию, запросить справки. На сессии обстановка спокойная потому, что все положения обсудили, все мнения учли и выработали решение. Иногда мы применяем такую форму работы как совместное заседание комиссий, а потом каждая комиссия оформляет протокол заседания. Такое обсуждение обычно проводим перед сессиями.
Когда решается вопрос по принятию или корректировке бюджета, есть разные мнения и нужно находить компромисс. Я, как председатель Совета депутатов, понимаю, что каждый хочет сделать как лучше, у каждого свое видение ситуации. И поэтому Совет депутатов —это коллективный орган выработки решений.
— Может ли сложится такая ситуация, что на комиссии решение приняли, а потом обдумали и на сессии поменяли?
— Такое может быть, потому что в конечном итоге решение принимает сессия. На сессии могут возникнуть дебаты, и может быть принято совершенно противоположное решение в зависимости от того, как пойдет процесс обсуждения.
— Анатолий Гаврилович, вы отметили, что депутаты ведут активную деятельность непосредственно в Совете. А вот как часто они бывают в своих избирательных округах и отчитываются перед избирателями?
— В регламенте Совета депутатов сказано, что депутаты должны регулярно отчитываться перед избирателями. Мы проводим сходы по поселениям; как правило, депутаты приезжают, общаются с населением. Многие проживают на территории избирательных округов, решают проблемы на месте. У меня претензий к депутатам нет.
— Каким образом депутат может решить проблему, если фактически он не имеет средств, чтобы, допустим, водопровод отремонтировать или построить объект инфраструктуры?
— У депутата есть право, если он хочет озвучить проблему, может сделать депутатский запрос. Запрос мы обязаны рассмотреть на сессии, признать его таковым, и далее он приобретает статус закона. Например, запрос по ремонту водопровода. Решения принимаются, начинается работа с организациями, которые могут решить данный вопрос, вплоть до краевого уровня.
Еще один момент. В ноябре в Москве будет проводиться Всероссийский съезд депутатов. Предполагается, что участие в нем примет президент России Владимир Путин. Мы будем обращаться к депутатам, к главам поселений, чтобы они вносили предложения, какие проблемы можно обозначить на этом форуме. Опять же через депутатов мы сможем это сделать. Думаю, что с течением времени роль депутата как народного представителя будет только возрастать.
— Вот такая ситуация: на прием к депутату приходит гражданин. Дальнейшие действия депутата…
— Он начинает работать самостоятельно, делает запросы в различные организации, получает ответ. Если проблема не решается, депутат выносит вопрос на заседание комиссии, затем на сессию (в зависимости от значимости вопроса). От депутата можно получить конкретную помощь.
— Анатолий Гаврилович, вопрос как к главе: будет нынче вестись ремонт детских садов?
— В этом году запланирована реконструкция детских садов «Солнышко» в с. Идринском и «Лукоморье» в с.Добромысловка, за счет собственных ресурсов ведется ремонт в детском саду «Сказка» в с.Майское Утро. После проведения всех работ будут открыты дополнительные группы на 110-115 мест для детей от трех до семи лет. Составляем смету на реконструкцию зданий в Никольском, Екатериновке, чтобы открыть там детские дошкольные учреждения. Ведем работу по отводу земельного участка для строительства детсада в Идринском на 95 мест. Начать строительство планируем в 2014 или 2015 году. И к 2016 году ликвидируем очередь в детские дошкольные учреждения.
Для закрепления молодых специалистов в нашем районе планируем построить многоквартирный жилой дом. Будем приглашать врачей, учителей, работников других сфер и предоставлять служебное жилье. Лет через десять специалист получит право приватизации этой квартиры. Обещать не берусь, но работа ведется, подключаются депутаты.
Как председатель райсовета считаю, что депутаты те задачи, которые ставятся перед представительным органом района, выполняют. По профессиональному и образовательному уровню этот созыв гораздо выше предшественников. Работать с ними интересно, иногда сложно, но простой работы не бывает.