Меню Поиск
USD: 66.24 -0.68
EUR: 75.70-0.37

От века к веку


Три села в Пировском районе в этом году отмечают юбилей, что нового они узнали о своей истории?



Автор: Наталья Миргородская


«А ПРОЗВИЩЕ У НЕЕ - ПИРОВЩИНА»

Знаем ли мы, что во времена освоения средней Сибири, Якутии и Забайкалья первопоселенцам на реке Белой отводилась особая роль? Задачи, которые были поставлены перед нашими пращурами, имели государственное значение!

Енисейск, основанный в 1619 г. в центре великого водного пути из Западной Сибири в Восточную, первоначально получал продовольствие для служилых людей из Тобольска. Успешное развитие земледелия к 40-м годам XVII в. позволило не только освободиться от привозного хлеба, но и отдавать часть хлебных ресурсов для других районов Восточной Сибири.

Последняя партия хлеба на енисейские расходы была прислана из Тобольска в 1645 г. (353 пуда ржи и 25 четвертей круп и толокна). В следующем году Сибирский приказ, представляющий в регионе московские власти, возложил на енисейскую пашню обеспечение казенных хлебных потребностей дальнего Якутска. По грамоте от 9 июня 1646 г. енисейскому воеводе велено было в остроге и в уезде «у всяких людей покупать хлеб, рожь добрую енисейскою прямою ценою из государевых из енисейских доходов, чтобы того хлеба накупить на ленские и на енисейские всякие расходы бес тобольские присылки».

В 1667 г. тобольский воевода П.И. Годунов поручил боярскому сыну Кондратию Хворову разведать, можно ли где в Енисейском и Мангазейском уездах сыскать свободные земли, пригодные для пашни и сенных покосов, чтобы устроить на них пашенных крестьян и завести государеву десятинную пашню. В декабре того же года Хворов доносил Годунову о найденном им свободном «угожем» пашенном месте на реке Белой. Крестьян же на эти земли он предлагал набрать из посадских людей, которых, по его наблюдениям, в Енисейске «более четырехсот человек».

27 июня 1668 г. воевода направил в Енисейск другого боярского сына - Алексея Пирова - с 30 семьями ссыльных крестьян для устройства крестьянской слободы в «приисканных» Кондратием Хворовым мест, чтобы Новая Мангазейская слобода, так она была названа, полностью обеспечивала мангазейские и туруханские хлебные расходы.

Вместе с Пировым Годунов послал для покупки хлеба и соли «на мангазейскую посылку» целовальника-служителя из тобольских посадских людей и выдал ему 300 руб. и 190 рогожных мешков. Воеводе енисейскому Яковлеву предписано было выдать крестьянам семенной хлеб.

Пиров с целовальником и ссыльными прибыли в Енисейск 27 сентября 1668 г.. Приобрести хлеб и устроить слободу оказалось сложнее, чем предполагалось в Тобольске. Хлеб на рынке вздорожал, поступления его были малы из-за набегов аборигенов – сибирских киргизов. Воевода Яковлев в помощи тоже отказал, в городских сусеках хлебных запасов набиралось едва-едва. Пирову удалось купить всего 200 пудов муки, и на этом средства кончились, он просил прислать на «подмогу» для устройства присланным с ним крестьянам еще денег. И 14 марта 1669 г. Годунов послал в Енисейск дополнительно 300 рублей, что свидетельствовало о его беспокойстве по поводу неудачного оборота дела со снабжением хлебом.

И только осенью 1670 г. приехавшие с Пировым ссыльные крестьяне, наконец, впервые подняли в ней целину «вверх по Кеме-реке за речной Белою», посеяли на казенной пашне 11,5 десятин (1 десятина – 1,09 гектара) озимой ржи и в 1671 г. получили первый урожай. «А ярового, государь, севу овса в той Мангазейской слободе в нынешнем году сеять было неможно. Потому в новых, государь, местах на наложных землях в Енисейском уезде яровых хлебов не сеют, а мякотных, государь, земель до поселенья мангазейских крестьян в тех местах в роспашке не было», - оправдываясь, писал в Сибирский приказ воевода Яковлев.

В мае 1671 г. на реку Белая был прислан новый приказчик - тобольский сын боярский Дмитрий Ксентьев, однако и при нем хозяйство слободы не процветало. Осенью 1671 г. опять были засеяны рожью те же 11,5 десятины. «А больши, государь, того вспахать было немощно, потому присланые с Тобольска крестьяне нужны и бедны. А в Енисейском в твоих, великого государя, житницах запасов нет и в подмог тем крестьянам хлеба давать нечево, а собою им завестися нечим...».

11 февраля 1679 г. енисейские казаки Калистрат Яковлев и Любим Иванов рассказывали в Сибирском приказе о Новой Мангазейской слободе, что находится она в 90 верстах от Енисейска и имеет «прозвище» Пировщина: «В слободе «поставлено изб с десяток и с полтора, а люди все ссыльные, бедные». По именным крестьянским книгам 1680 г. в слободе числилось 15 человек пашенных крестьян, которые обрабатывали 11,1 десятины государевой пашни.

Вот так, собственно, начиналась история Пировска. Что напишут о нашем селе современные летописцы – журналисты, которые побывают в райцентре 13 июня в ходе краевого пресс-тура?

СЕЛО СТОЙКИХ КОММУНАРОВ

К сожалению, об основании Бушуя в районе известно немного. А ведь у старинного русского села долгая история, и есть данные об этом. Например, в российскую летопись его внесли как место ссылки Буташевича-Петрашевского. Известно, что с 1860 по 1866 годы в селах Бушуй и Бельское революционер-утопист, духовный наставник великого писателя Федора Достоевского отбывал ссылку.

Первоначально деревня называлась Бушуйской, по имени первопоселенца Бушуева. Точную дату основания деревни еще предстоит отыскать в том богатстве документов, которое берегут архивные хранилища. А пока за основу приходится брать изыскания 40-летней давности: в 1975 году в газете «Заря» была опубликована статья специалистов краевого архива И. Прядко и Г. Кабаковой, в которой сообщалось, что в конце XVII века около Пировского уже существовали такие селения как Бушуй, Кузнецово и Троицкое. Сведения о численности населения в те времена записывал служитель местной церкви. Так, в 1792 году в Бушуйском числилось 23 двора, 156 жителей, в Доново – 11 крестьянских дворов, 88 жителей.

Постепенно деревни разрастались. В 1911 г. в Бушуе было уже 58 крестьянских дворов, а накануне Октябрьской революции в старинном селе проживало более 370 человек. В истории села отразились революционные события – в 1919 году через Бушуй прошел карательный белогвардейский отряд. Были убиты жители, кто поддержал советскую власть и готов был ее защищать - Д.Е. Усков, И.А. Данилов, Г.П. Ермолаев, К.В. Мордвинов. На сельском кладбище установлен памятник в честь односельчан, погибших в годы гражданской войны.

В 20-х годах прошлого столетия в Бушуе активно развивается земледелие, создаются сельскохозяйственные артели, колхозы. Об этом можно прочесть в заметке жителя села Д. Ермолаева, опубликованной в газете «Заря» в 1977 году под названием «Так начиналось»: «В 1928 году у нас было создано 11 артелей по совместной обработке земли. А уже на следующий год организовался колхоз «Молодой коммунар». Первым руководителем хозяйства стал Степан Данилович Мордвинов. Создался крепкий актив: 13 коммунистов и 62 комсомольца. Имели 11 винтовок, в то время необходимо было иметь оружие. Зажиточные крестьяне, кулаки, как могли, старались навредить колхозу. Их руками был сожжен полевой стан, скотом травили посевы. Но коммунары не сдавались, они трудились, не считаясь со временем. Днем жали, а если выпадала лунная ночь, шли скирдовать. По примеру коммунистов, первых коммунаров А.М. Мордвинова, В.М. Ускова, А.Т. Зырянова, комсомольцы активно помогали строить новую жизнь. Молодежь своими силами построила в селе Народный Дом…».

Мирную жизнь и надежды на лучшее будущее перечеркнула Великая Отечественная война. В годы войны из Бушуя было призвано 76 человек. Из них более половины, 47 человек, не вернулись домой – погибли на полях сражений и пропали без вести.

Современники - жители Бушуя - только начинают собирать краеведческие документы, работать с архивами. Например, открытием для бушуйцев стало, что в их селе некогда высилась часовня. В краевом архиве сохранились документы о том, что церковное строение было возведено по предписанию благочинного Томской консистории Архиерея Андрея Касьянова. О постройке часовни сообщает документ, датированный 29 мая 1841 года. Освятили часовню во имя Святого Николая Чудотворца. Стояла она на возвышенном месте, при въезде в село. В советское время на этом месте выстроили магазин, но он долго не проработал – сгорел. Когда и как рушили часовню, местные жители хранят лишь обрывки воспоминаний. Рассказывают, что женщины пытались спасти иконы, Александра Афиногеновна Черепанова выхватила святой образ из рук солдат и бросилась бежать через реку. Перебежала по мосткам, а гнавшийся за ней солдат обрушился в воду. Так чудесным образом спасена была икона, которая хранится сейчас у потомков. Оставался висеть на столбах большой колокол, его, по воспоминаниям коренной жительницы С.Т. Черепановой, сняли и увезли из деревни в военные годы.

Были в жизни села гораздо более трудные времена, но люди умели обойти все препятствия и сохранить свою малую родину. В настоящее время в с.Бушуй проживают 168 человек. Здесь действует основная школа, обучаются 9 человек, есть фельдшерско акушерский пункт, библиотека и сельский клуб.

Жизнь продолжается!

ИЗ БАШКИРСКИХ ТАТАР

В пример, как должны организовываться юбилеи, воссоздаваться истории поселений, можно привести Кириковский сельсовет. Несколько лет подряд здесь работают в тесном сотрудничестве с государственным архивом Красноярского края. Нашли много интересного материала к 100-летию села Кириково и других деревень. Не остался в стороне Шагирислам, столетний юбилей которого будет отмечаться в июле.

Местным изыскателям удалось найти документы по этой деревне лишь со второго захода. Как оказалось, первоначально деревня Шагирислам называлась… Преображенской. Мало того, деревень с таким названием в прошлом столетии в нашем районе было две – одна на реке Кеть, другая на реке Яловая. Немало пришлось перебрать архивных документов, чтобы выйти на верный след…

По найденным документам выходит, что первые жители в Преображенской (Шагирисламе) поселились в июле 1912 года. Это были крестьяне-переселенцы из Уфимской и Вятской губерний, всего прибыло 6 семей - Абдулнасыровы (Насыровы), Валиулины, Гималетдиновы, Сафиановы, Шариповы, Мустафины. Судя по фамилиям, до сегодняшнего дня в деревне остались лишь потомки Шариповых, остальные на этом переселенческом участке не прижились, разъехались.

Большая группа переселенцев-татар прибыла в Шагирислам летом 1913 года. Они проделали длинный путь из Башкирии – Бирского, Белебеевского уездов Уфимской губернии. Это были семьи Иблияминовых, Нугумановых, Сиразетдиновых, Галиаскаровых, Шагеевых, Мухаметзяновых, Сайфутдиновых… И это предки многих из ныне живущих шагирисламцев!

Одним из торжественных моментов праздника в Шагирисламе станет открытие памятной доски в честь земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.


В материале использованы данные из очерка Л. И. Копылова

«Судьба одного из «прибылых дел» П. И. Годунова».

Комментарии:

Реплики

Двуспальный английский лева Александр Григоренко

Двуспальный английский лева

Народ нуждается в своих – телом, духом и по документам

Свежий выпуск

  • Стр. 7: Принят главный финансовый документ края
  • Стр. 23: О чем может рассказать елочная игрушка
  • Стр. 24: Дом, открытый ветрам и морозам

Материалы газеты

Григоренко Александр

Золотые кадры

Краевой центр – самый восточный миллионник нашей страны, именно у нас сосредоточены промышленные площадки и огромный ...
Григоренко Александр

Испытание морозом

Очередные тестовые соревнования Зимней универсиады – 2019 принимал недавно построенный кластер «Радуга». Это грандиозный комплекс спортивных ...
Григоренко Александр

О чем может рассказать елочная игрушка?

«Только елку без меня не наряжайте», – трогательно просил родных срочно уезжающий в командировку мой знакомый. ...