Педагогика – тонкое искусство

Педагогика – тонкое искусство
Педагогика – тонкое искусство

В первом квартале проходил конкурс «Учитель года Дзержинского района – 2015». В нём приняли участие пятнадцать педагогов из одиннадцати образовательных учреждений. О прошедшем мероприятии наш разговор с директором Дзержинского межшкольного методического центра Галиной Васильевной Зайцевой.

– Как проходил конкурс?

Было три тура. Первый тур включал два испытания – методическое портфолио и работу с текстом. Во время представления портфолио членам жюри каждый участник отвечал на вопросы: «Какие они, педагоги, что для них важно в жизни, в профессии? Какими чертами характера они обладают и на какие ценности ориентируются в профессиональной деятельности? Каких результатов они достигли за время работы в школе?»

Второе конкурсное испытание – работа со сложносоставным текстом по определённой теме и выполнение заданий к нему. Необходимо было в письменной форме отразить результаты поиска и интерпретации информации, находящейся в тексте, понять содержание и целостный смысл, выразить своё отношение к главным идеям текста. С заданием успешно справилось большинство конкурсантов.

Говорят, педагогика – самое тонкое искусство, а учитель – труженик горячего цеха, где куётся ценнейший сплав знаний, убеждений, практического действия. Эти слова нашли подтверждение во втором туре, где все участники конкурса показали учебное занятие с детьми.

– Расскажите об учителях, участниках конкурса.

– Наталья Александровна Старикова, учитель биологии Новинской школы, провела практико-ориентированное учебное занятие. Через практическую деятельность она показала учащимся, что в настоящее время необходимыми становятся не только сами знания, а знания о том, где и как их применить. Но ещё важнее – знания о том, как добыть информацию, интегрировать её или создать.

Ни для кого не секрет, что одним из самых сложных школьных предметов является математика, «царица наук». Учителя математики, участвовавшие в конкурсе, доказали на практике, как можно легко и непринуждённо освоить математический материал. Галина Юрьевна Макарюк, учитель математики Канарайской основной школы, Наталья Ивановна Баженова, учитель математики Денисовской школы, Елена Юрьевна Морозова, учитель Нижнетанайской школы, во время учебного занятия проявили себя людьми неординарными, обладающими тонким чувством юмора, умеющими найти такие организационные формы работы, которые позволяют учащимся успешно справиться с заданиями различной трудности и получить новые знания.

Урок как событие члены жюри увидели на учебном занятии по обществознанию у Натальи Александровны Игониной, учителя Шеломковской школы, где ежеминутно происходило формирование важных черт характера ученика, где шло прямое позитивное взаимодействие учителя и ученика, где и слово, и манера, и внешность учителя работали на образовательный результат. Профессионализм, молодость, жизнерадостность и оптимизм позволили легко найти подход к каждому ребёнку, совместно осуществить поиск ответа на вопрос: «Что такое счастье?».

Зоя Павловна Попова, Наталья Сергеевна Барулина, Олеся Анатольевна Кучерюк, учителя начальных классов Курайской, Новинской, дзержинской средней школы№1, постарались так организовать деятельность учащихся, чтобы урок получился интересным, радостным, успешным для каждого ребёнка. И это им удалось.

Татьяна Александровна Сидорова, учитель информатики ДСШ №2, показала, как за короткий промежуток времени (уроки длились по 30 минут) можно дать и закрепить новый материал с учащимися четвёртого класса по информатике, при этом учебный материал излагался в стихотворной форме. Творчество и поэтический дар выделяют этого учителя среди всех конкурсантов.

Надежда Анатольевна Крапивкина, учитель истории и обществознания Орловской школы, погрузила учащихся в атмосферу древнегреческого театра. Пятиклассники вместе с учителем в интересной и занимательной форме открывали для себя истоки современного театра. На этом занятии проявились глубокие знания истории, безграничная любовь к школе, творческий ум учителя.

Стремительный рост современной науки и техники, развитие различных технологий в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, способствуют накоплению практических умений по работе с сетью Интернет. Углубить и развить знания детей по информатике старался Олег Сергеевич Третьяков, учитель Курайской школы, показав учащимся 10 класса, как создаётся информационная безопасность, как кодируется информация для различных программных систем.

Все учителя знают: чтобы достичь на уроке результата, необходимо поддерживать атмосферу увлечённости. Это особенно важно на уроке изобразительного искусства. Елена Павловна Неминущая, учитель изобразительного искусства ДСШ №2, постаралась так организовать занятие, чтобы оно вызвало у детей удивление и неподдельный интерес. Ей в этом помогли новые приёмы изобразительной техники «Монотипия» и «Ниткография», с которыми она познакомила учащихся. В течение всего урока школьники создавали красоту своими руками, искренне восхищаясь своими рисунками.

Подлинное сотворчество учителя и учеников случилось на уроке риторики, который проводила Елена Геннадьевна Поллак, учитель русского языка и литературы ДСШ №1. Ученики не просто изучали материал, а задействуя свой потенциал, выявляя и развивая свои способности, создавали проект книги-памятки о том, как произвести первое впечатление на работодателя при устройстве на работу. Ученики размышляли о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно в современном мире владеть словом, знать правила поведения при собеседовании, какое это бесценное богатство. Учитель делал акцент на том, что такие знания наряду с хорошей профессиональной подготовкой – основа делового и личностного успеха. Иными словами, владеть искусством делового общения сегодня уже не только престижно, но и экономически выгодно.

Курс ОБЖ в школе является одним из сложных, до конца ещё не освоенных предметов в отечественной системе образования. Тем интереснее было понять членам жюри, какие методы находит Сергей Михайлович Проявченко, учитель ОБЖ Александро-Ершинской школы, для успешного преподавания. И он использовал самый продуктивный метод для предмета ОБЖ – метод ситуационного обучения. Положительным моментом явилось то, что, решая проблемы, поставленные в заданиях, учащиеся становились непосредственным участником ситуации. У них подсознательно возникала мысль: «Это может случиться со мной!». Через практические действия школьники осваивали специальный алгоритм грамотных действий и адекватного поведения в опасной жизненной ситуации.

Современный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащённый современными техническими средствами. Такой урок провёл Ярослав Иванович Аверяскин, учитель Усольской школы. Важнейшие элементы физической культуры – двигательная культура, включающая в себя основные способы перемещения в пространстве, преодоления препятствий, выполнения двигательных действий с предметами и без них присутствовали на всех этапах данного учебного занятия. Было видно, с каким запасом свежих сил, новых идей и нерастраченных чувств пришёл педагог на урок. Учитель удивлялся и радовался каждому успеху ребёнка, помогал правильно выполнить упражнение и достичь результата.

– Членам жюри, наверное, было непросто оценивать конкурсантов?

– Да, все педагоги – мастера своего дела. После подведения жюри промежуточных итогов в третий тур конкурса прошли семеро участников. Это Н.А. Игонина, Н.А. Крапивкина, О.А. Кучерюк, Г.Ю. Макарюк, Е.П. Неминущая, Е.Г. Поллак, Т.А. Сидорова. Им предстояло провести мастер-классы и поучаствовать в дискуссионной площадке. На мастер-классах жюри необходимо было увидеть главное: идею, новый приём, систему работы. Конкурсанты учили творить, превращая процесс обучения в сотворчество.

На дискуссионной площадке состоялся откровенный разговор о проблемах, которые существуют в системе образования района. Жюри отметило, что все участники ориентируются в современных тенденциях развития образования и видят проблемы, которые необходимо преодолеть, чтобы изменить образовательные результаты выпускников наших школ в лучшую сторону.

– Кто в 2015 году встал на пьедестал почёта по результатам конкурса «Учитель года»?

– По итогам третьего тура конкурса абсолютным победителем стала Наталья Александровна Игонина, учитель истории и обществознания Шеломковской школы. Второе место заняла Елена Геннадьевна Поллак, учитель русского языка и литературы ДСШ №1. Третье место у Олеси Анатольевны Кучерюк, учителя начальных классов ДСШ №1.

Поздравляем победителей! Выражаем всем конкурсантам глубокую признательность за самоотверженное служение высоким идеалам просвещения. Новых вам творческих успехов, побед, вдохновения и признания коллег!

– Спасибо за беседу.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме