Енисейск наш – городок провинциальный, и многие явления городов больших, в частности автомобильные пробки, пока, к большому счастью водителей, обходят его стороной. И все же невозможно не заметить возросшую в последние годы интенсивность движения автомобилей по некогда пустынным городским улочкам…
Дорога, развилка, стоянка…
Большие и маленькие, отечественные и импортные выстраиваются машины на перекрестках в ожидании нужного сигнала светофора или несутся по городским дорогам, обгоняя друг друга, соблюдая или не соблюдая скоростной режим. На стеклах некоторых машин – наклейка с изображением восклицательного знака, означающего, что владелец автомобиля совсем недавно стал участником дорожного движения, получив необходимое удостоверение. В Енисейске большое количество водителей-любителей категории «В» выходят, а точнее, выезжают на дороги города, пройдя обучение в автошколе «Перекресток», которой в августе этого года исполнилось пять лет. С чего все начиналось и к чему удалось прийти за эти годы? Об этом и не только мы решили побеседовать с директором заведения Евгением ХУДАЙБЕРДИНЫМ.
…«Дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли…» Первое занятие для будущих водителей началось. За партами – взрослые люди, хорошо понимающие, зачем они здесь, а потому старательно конспектируют за преподавателем, чтобы не упустить чего важного. А преподаватель Владимир Сергеевич Луговской, который проводит занятия в этой автошколе с момента ее открытия, и говорит только о самом важном, ведь быть водителем – это серьезно и ответственно. Перекресток, развилка, стоянка, остановка, разделительная полоса… Теперь все эти понятия станут частью жизни каждого, здесь сидящего…
Начало пути
В этой автошколе когда-то все началось с аренды старенького «ЗИЛа», весьма подержанной «четверки» и приобретения половины жилого дома. Теперь эта «половинка» благодаря ремонту и необходимому современному учебному оборудованию изменилась до неузнаваемости, а рядом с ней, во дворе, появился не только второй компьютерный класс, но и теплый просторный гараж, в котором размещается весь учебный автопарк, разумеется, теперь уже свой, собственный, не арендованный. И это дает большие преимущества в построении всего процесса обучения — как теоретического, так и практического.
За эти годы, рассказывает Евгений Хамидович, коллективу автошколы удалось набраться богатого опыта преподавания и, конечно, общения с людьми самыми разными. А иметь индивидуальный подход к каждому клиенту автошколы, уметь «сглаживать» острые углы, вовремя подбодрить или грамотно сделать замечание – это все, без сомнения, очень важно для преподавателей. «А потому учатся не только ученики, но и мы вместе с ними», — улыбается руководитель.
Кстати, как выяснилось, быть инструктором по вождению дано далеко не всем, ведь здесь недостаточно только большого личного водительского опыта. Умение передавать знания другому, кратко объяснять возникшую на дороге ситуацию, терпение и выдержка – такое под силу не всем. «А потому сложившийся на данное время коллектив очень хотелось бы сохранить, поскольку на обучение новых кадров тоже затрачиваются и время, и силы. Есть уже инструктора, которые работают у нас не один год, а для такой молодой школы, как наша, это немало. Среди них можно отметить Романа Георгиевича Кизина, чья мудрость и выдержка очень помогают при прохождении учениками практики вождения», — отметил Евгений Хамидович, который и сам когда-то начинал свой путь с инструктора по вождению в школе ДОСААФ. Именно там много лет назад работал преподавателем автодела его отец, Хамид Шайхулович. С каждым годом набираясь опыта и знаний, Евгений смог заменить отца, когда тот ушел на заслуженный отдых. Проработав еще некоторое время председателем городского совета РОСТО ДОСААФ, Евгений и решил открыть свою автошколу, где мог бы не только заниматься любимым и знакомым делом, но и иметь перспективы роста, развития. Сегодняшние результаты говорят о том, что ему это удалось. Кроме того, есть уже некоторые планы и на будущее, которыми он частично поделился и с нами: «Нужно пробовать открывать обучение на категорию «Д» — водитель пассажирского автобуса. В данное время это очень сложно, ведь здесь и требования особые, и автобус, на котором будет вестись обучение, должен быть оборудован всем необходимым согласно последним требованиям: ремнями безопасности для пассажиров, тахографами, антиблокировочной системой, подушками безопасности и прочим. К тому же транспортное средство, находящееся в аренде, – это очень неудобно, значит, нужно приобретать свое, что тоже очень непросто. Но в городе есть спрос на водителей автобуса, значит, нужно стараться формировать предложение. Но всему свое время».
В ногу со временем
Вообще, категория «Д» — единственная, по которой пока не ведется обучение в «Перекрестке». На все же остальные категории группы набираются в течение всего года. Конечно, самая популярная у населения категория «В» (легковые автомобили). Подавляющее большинство обучающихся – женщины, которые, по словам преподавателей, проявляют старательность ничуть не меньше мужчин. А в скором времени согласно вступившему в силу изменению в законодательстве «О безопасности дорожного движения», возможно, начнется обучение и на новые виды категорий, правда, потребуется время для разработки новых учебных программ.
Согласно новым введенным правилам вместо пяти привычных категорий появятся двенадцать. К примеру, популярная у пользователей категория «В» разбилась теперь на две части, к одной из которых относятся автомобили массой не более 3,5, в которых не более восьми сидячих мест, помимо водительского. В подкатегорию В1 попадают такие транспортные средства, как квадроциклы и трициклы. По признакам массы и мощности мотоциклов произошло разделение и в категории «А». Для управления мопедами и скутерами теперь тоже требуется специальное разрешение, которое можно получить, отучившись на категорию «М», причем учиться на нее можно с 14 лет, а права получить с 16, тогда как права по другой категории выдаются только с 18 лет. Сохранились и недавние нововведения, когда на отметку в удостоверении влияет то, на каком виде автомобиля сдается выпускной экзамен. Так, при сдаче экзамена на автомобиле с автоматической системой управления выпускник получает права с пометкой «Автомат», следовательно, имеет право управления только подобным автомобилем. При сдаче экзамена на автомобиле с механическим управлением права выдаются без каких-либо особых пометок. И в этом, говорит Евгений Хамидович, тоже есть свои «плюсы»: если человек заранее знает, водителем какого транспортного средства он будет являться, он получает только необходимые ему знания. А это в значительной мере увеличивает эффективность обучения.
Ежели вы вежливы…
Кроме того, по новой программе в дополнение к изучаемым ранее дисциплинам добавляется еще и «Психологическая подготовка водителей транспортных средств». Причина появления этого предмета – учащение конфликтных ситуаций на дорогах страны и все чаще проявляющаяся агрессия у водителей. Обучение взаимовежливости на дорогах, которая и является одной из основ безопасного движения, — главное направление предмета. Однако введение новой дисциплины повлияло и на срок обучения в автошколе (теперь он будет длиться четыре месяца), и на стоимость за курс обучения (сейчас она 19 тысяч рублей).
Но и на этом, продолжает рассказывать Евгений Хамидович, нововведения не завершились. При том, что часы обучения вождению значительно не увеличатся, требования по этому предмету станут более жесткими, станет более строгим и отношение инспекторов ГИБДД к экзамену по вождению (временной регламент проката одного ученика теперь составляет не менее 20 минут). И это очень актуально для нашего времени и для нашего города, в котором, по статистическим данным ГИБДД, возросло количество дорожно-транспортных происшествий. Этого вопроса мы тоже коснулись в нашей беседе с руководителем автошколы.
«Действительно, обстановка на дорогах стала менее благоприятной, — ответил Евгений Хамидович. — И предпосылок к тому несколько, в том числе и увеличившийся автомобильный поток при сохранившихся в прежнем состоянии дорогах. Что касается качества образования, получаемого в автошколе, то мы выполняем все требования программы обучения, преподавая ученикам и правила дорожного движения, и основы безопасности, и устройство автомобиля, и вождение. Учим и ответственности, которая появляется у человека, когда он становится водителем транспортного средства. Есть еще один момент. Как и любая автошкола, мы можем подвергнуться внеплановой прокурорской проверке, направленной в свою очередь службой по контролю за образованием, если случаи ДТП, совершенные по вине наших выпускников, участятся. Таким образом, мы еще некоторое время несем ответственность за своих выпускников, и это является дополнительным контролем и стимулом в нашей работе. Повторюсь: в качественном обучении заинтересованы не только будущие водители, но и мы сами».
…Наклейка с восклицательным знаком когда-нибудь да снимется с заднего стекла автомобиля, а когда это должно произойти, каждый решает для себя сам: правила здесь бессильны. Наверное, для этого должны появиться определенная уверенность, некоторый опыт и смелость. И это важно. Но, наверное, самое важное, чтобы, обретя все это, водитель не утерял главного – бдительности. Чтобы всякий раз садясь за руль автомобиля, он обязательно вспоминал слова, сказанные ему когда-то преподавателями автошколы: «Быть водителем — это, прежде всего, большая ответственность». Может быть, тогда и в самом деле движение станет безопасным.
Фото: Сергей БОЛОТОВ