Первая после мамы

Первая после мамы

Есть такая профессия, выбрав которую, человек навсегда остаётся в мире детства. В стране, где сбываются мечты, где деревья большие, где Дед Мороз дарит подарки, а рядом находятся самые дорогие люди. И каждый раз, приходя на работу, он вновь и вновь погружается в волшебный мир игр, сказок, фантазий. Профессия эта – воспитатель.

Елена Рачкова, под занавес ушедшего года ставшая победителем в своей номинации в конкурсе «Педагог города», работает воспитателем больше 12 лет, хотя по первому образованию она учитель русского языка и литературы. Начала «преподавать» Елена с детства, ставила «педагогические опыты» на младшем братишке: усаживала его перед собой, брала мел и начинала урок. Доской на таких занятиях служил ящик от стола, а журналом – обычная тетрадка, куда юная «учительница» записывала фамилии своих «учеников». Сама их спрашивала, сама же за них отвечала, а потом старательно выводила оценки в клеточках. Поэтому долго размышлять над выбором будущей специальности не пришлось.

Елена окончила Ачинский педколледж, поступила в Лесосибирский институт на заочное отделение. Только вот устроиться на работу в школу ей никак не удавалось: директорам подавай сразу опытного педагога, а тут молодая, да ещё на сессии будет уезжать. После очередного неудачного собеседования Елена возвращалась домой мимо детского сада. Решение пришло внезапно: «Дай-ка зайду». Зашла, да так и осталась.

«Обуватель, одеватель и косичкозаплетатель»

Свой первый день в роли воспитателя Елена до сих пор помнит отчётливо.

– Было очень страшно, – рассказывает она. – Я тогда впервые осознала, какая ответственность лежит на мне. Вдруг малыш упадёт, поранится, не дай бог, заболеет… Какие там занятия! Я как утром встала посреди группы, так не могла с места сдвинуться. Ребятишки вокруг меня бегают, играют, а я только поворачиваюсь да слежу за ними глазами. Я бы и до вечера не присела, если б не нянечка. Успокоила меня, усадила на стул.

Родители зачастую с одним-то ребёнком не всегда находят общий язык, а у вас больше двух десятков подопечных. Как справляетесь?

– У меня их 23. Сейчас уже привыкли друг к другу, четыре года вместе. А когда принимала их двухлетними малышами, столько слёз было. От мам не оторвёшь, плачут. Приходилось завлекать игрушками, погремушками. И постепенно детские ручки, так крепко цеплявшиеся за маму, потянулись ко мне. Это очень трогательный момент.

Как полюбить чужих детей, как своих?

– Так, как родного ребёнка, других любить не сможешь. Но любовь – глобальное понятие. Для себя я решила, что люблю свою профессию, уважаю детей, умею их слушать и понимать, находить общий язык. Каждому я уделяю внимание, стараюсь никого не обделить лаской. А они так любят обниматься! Подойдёт один – сядет на колени. За ним другой бежит. Третий на шее повиснет. И от каждого слышу: «Мы вас любим». Я всем отвечаю: «И я вас люблю!» И здесь ничуть не лукавлю, в смысл этого слова я вкладываю всё моё уважение к ним, внимание и понимание.

– Тяжело расставаться с ребятишками, к которым за пять лет прикипаешь душой?

– Очень! Я себя задолго готовила и настраивала. И всё равно сердце трепетало при расставании с моими первыми детишками, а когда дома включила диск с нашими фотографиями, так и вовсе разревелась. Эта группа – мой второй набор. Честно признаться, я других и брать не хотела, даже об увольнении мысли были. А потом в августе привели этих малышей. Вот смотрю я на карапуза, а он заливается горючими слезами, ну, как не пожалеть, как не привязаться?

– Кто вы для своих малышей? Вторая мама, няня, старший товарищ, педагог…

– Наверно, от всех помаленьку. А ещё я немножко бабушка, рассказывающая сказки. Немножко адвокат, примиряющий обе стороны в конфликте. Знаете, есть забавный детский стишок, он отлично отражает всю суть нашей работы: воспитатель – он и слёзковытиратель, и одеватель-обуватель, и умыватель, и косичкозаплетатель, и одеялопоправлятель…

Устами младенца

– А как наказываете детей, если проказничают?

– Никак. Раньше у воспитателей было распространено наказание «посадить на стульчик». Посиди, мол, подумай над своим поведением. Но, я считаю, это неэффективный метод. Иногда дети даже не понимают, за что их наказали. Я предпочитаю разговаривать с воспитанниками, объясняю, что они сделали не так, как нужно было поступить. И обязательно, чтобы друг на друга не было злобы, агрессии, настраиваю: мы все – друзья, команда. Ведь потом они, как правило, идут в одну школу, в один класс.

– Что должен знать и уметь ребёнок на выходе из детсада?

– Раньше на первом плане были знания, умения и навыки. Мы использовали методики, по которым отслеживали уровень развития маленькой личности. Сейчас, когда перешли на новые стандарты, для нас главное – научить малыша, где добыть эти знания, как ориентироваться в многообразии жизни. Но в информационном плане эти шустрики иному взрослому могут дать фору. Думаете, мы только сказки рассказываем? У нас тут такие политические споры разгораются: как подешевела нефть или сколько стоит доллар. Родители удивляются: откуда малыши берут это? Да от них же самих! Ведь ребёнок всё услышанное «записывает» в память, как на магнитофон, а потом «воспроизводит».

– Бывает, что маленькие почемучки ставят в тупик своими вопросами?

– Да постоянно. Вот из последних: «А вы знаете, как выступил на соревнованиях французский лыжник Мартен Фуркад?» Пришлось ответить: «Не знаю», а потом искать в Интернете. Но это нормально: всего знать невозможно, главное – иметь представление, где можно почерпнуть нужные сведения. Этому и учим детишек.

«Здесь нет случайных людей»

– Ожидали, что победите в конкурсе «Педагог города-2014»?

– Нет, конечно! И участвовать-то не хотела: я вообще человек не публичный. Но начальство и коллеги убеждали: «У тебя накопился богатый методический материал, сколько раз проводила открытые занятия для воспитателей города, для студентов – тебе есть что показать». Наверное, со стороны виднее, так что я решилась. Но не о победе думала – боялась вылететь сразу с первого тура: стыдно было подвести детей и их родителей, ведь они тоже болели за меня. Азарт пришёл, когда оказалась в финале. Тут уж появилась цель: раз удалось так далеко зайти, надо побеждать. Поверила в себя. И получилось.

– А молодые специалисты к вам работать приходят? Или их пугает низкая зарплата?

– Приходят девочки, получившие дошкольное образование, но не все остаются. Да, в начале карьеры платят копейки, ведь ни стажа нет, ни категории. Но не только из-за этого уходят. Молодая девушка, увольняясь, мне сказала: «Не могу здесь работать, эти дети меня раздражают!» Так что в нашей профессии случайных людей не бывает. Я сама работаю на полторы ставки, имею высшую квалификационную категорию, к тому же сейчас ввели стимулирующие надбавки – так что зарплата зависит от самого человека. Кто хорошо работает, тот хорошо и получает.

– С таким бешеным ритмом, когда целый день на ногах, как отдыхаете?

– А у меня увлечения все «сидячие». Я вяжу на спицах, вышиваю крестиком. Бабушка-мастерица с детства меня учила. Помню, я обижалась на неё, не хотела заниматься рукоделием. А потом сама к этому пришла, вспомнила её уроки, вот и пригодились в жизни.

Все дети помнят свою первую учительницу, а вот о воспитателях почему-то говорят редко. Не обидно?

– Пока не обидно, может, потом, когда будет большой стаж и много выпусков за плечами. Сейчас для меня главное – детская искренность, радость и море положительных эмоций, которые я получаю от общения со своими воспитанниками.


Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

28 мая 2022
Заблудились в лесу? Главное – не паниковать
Спасатели дали советы туристам, грибникам и прочим любителям коротких и длинных вылазок в лес. Правило первое — даже если вы
28 мая 2022
Волонтеры и стройотрядовцы расчищают уярские пепелища
Ребята из волонтерского движения Красноярского края «Наши люди» и бойцы региональных студенческих отрядов совершили третий выезд в пострадавший от пожаров
28 мая 2022
Краевые фермеры вложатся в семейный бизнес
Шестерым фермерам Красноярского края — из Абанского, Балахтинского, Новоселовского, Шушенского районов и пригорода Железногорска — вручены гранты общей суммой 90