21 декабря работники энергетического комплекса отмечают свой профессиональный праздник. Вместе с многочисленной армией коллег День энергетика отметят и работники Саянской дистанции электроснабжения №7 и тяговой подстанции станции Абакумовка.
Знакомство с работниками энергетической отрасли на станции Абакумовка у меня началось с цеха электроснабжения ЭЧК-43, которое возглавляет Роман Евгеньевич Зацепилин.
Свой рабочий путь Роман Зацепилин начинал, как и многие жители Новониколаевки, в леспромхозе, где, возможно, он и сейчас работал бы мастером или инженером, а, может быть, заготавливал бы лес в тайге, если бы не начавшаяся в 90-ые годы перестройка. Пока Роман служил в армии, леспромхозы развалились, и большинство жителей села остались без работы. Жизнь в Новониколаевке поддерживалась все эти годы, в основном, благодаря железнодорожным предприятиям станции Абакумовка. Поэтому, возвратившись из армии, Роман Зацепилин устроился электромонтёром контактной сети в дистанцию электроснабжения. Работа Роману настолько понравилась и увлекла, что о каком-то другом месте он уже и не думал. Трудился и заочно учился в Омском институте железнодорожного транспорта. Теперь стаж работы Романа Евгеньевича в дистанции электроснабжения — почти двадцать лет, из них двенадцать лет в должности начальника цеха. Неудивительно, что Роману Зацепилину есть что рассказать о работе своего подразделения.
-Роман Евгеньевич, насколько дистанцию электроснабжения затронула реконструкция, которая сейчас повсеместно идёт на железной дороге?
-Модернизации железной дороги не может быть без глобальной реконструкции контактной сети. Не секрет, что все основные устройства развёрнутой контактной сети на обслуживаемом нами участке, протяжённостью 113 километров, устарели за пятьдесят лет своей работы. Кроме того, в последние годы значительно увеличился грузопоток, соответственно, возросла скорость движения поездов и нагрузка на контактную сеть, которая не рассчитана на такой объем. Как специалист, отмечу, что контактная сеть, сданная в эксплуатацию в 1965 году, срочно нуждается в реконструкции. За это время «устал» и металл несущих конструкций, и бетон, из которого сделаны эти опоры, поэтому здесь требуется не частичная, а полная замена. Пока же мы ограничились только частичной заменой сорока консолей и реконструкцией подвески контактной сети на станции Абакумовка, которая потребовалась при строительстве виадука. Сейчас на станции Агул идёт монтаж поста секционирования контактной сети (ПСК). Установленный на ПСК реактор будет компенсировать недостаток реактивной мощности. В основном мы занимаемся обслуживанием электрического оборудования, поддерживая контактную сеть в рабочем состоянии, но, видимо, в ближайшие годы и наша дистанция электроснабжения примет участие в большой реконструкции всей контактной сети.
Уже началось строительство вторых путей на всем протяжении железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет. Ориентировочно реконструкция путевого хозяйства должна завершиться к 2020 году. После этого железнодорожная магистраль Абакан-Тайшет станет на всём своём протяжении двухпутной. Подчеркну, что реконструкция только на нашем участке позволит развернуть на треть длину контактной сети.
Проложив вторые пути по перегонам, удлинив и расширив станции, мы тем самым в два раза увеличим пропускную способность поездов, что в конечном итоге повлечёт за собой развитие экономики нашего края и всей страны в целом.
— Скажите, как вы относитесь к реформированию железнодорожной отрасли?
— Помимо уже существующих у нас сложностей с эксплуатацией изношенных контактных сетей, реформирование в железнодорожной отрасли добавило нам забот. На мой взгляд, не совсем правильным было решение о передаче находящейся в нашем подразделении автодрезины в дирекцию ДПМ. Если раньше мы сами решали многие задачи с ее помощью, то теперь приходится заказывать это транспортное средство, оборудованное всем необходимым для производства работ, что является экономически невыгодным и не совсем удобным. Ещё одной неприятной новостью для нас стало известие о грядущем сокращении рабочих мест на железнодорожных предприятиях или переводе сотрудников на неполный рабочий день. Надеюсь, что даже если это произойдёт, то будет носить временный характер, потому что реконструкция железнодорожных магистралей требует не только немалых финансовых, но и трудовых затрат. Железная дорога была и остается гарантом стабильности и экономического развития и всей страны в целом, и каждой отдельной территории, и люди, работающие на железной дороге, должны быть уверены в завтрашнем дне. Реформы приходят и уходят, а железная дорога остаётся, мало того, она интенсивно развивается. Обратите внимание, как воспряла Новониколаевка с развитием станции. Для работников железнодорожной отрасли строятся благоустроенные дома и отдельные коттеджи. Рабочие имеют неплохую и стабильную зарплату. Люди дорожат своим местом, держатся за него, работая на совесть. У нас на производстве нет нарушителей трудовой и производственной дисциплины. Я считаю, что когда человеку созданы все условия для труда и отдыха, он, естественно, будет отдавать работе все свои силы, ответственно и добросовестно относится к делу.
— Кого бы вы назвали в числе лучших работников цеха электроснабжения и тяговой подстанции?
-Да у меня все ребята молодцы, все работают на совесть. На данный момент в дистанции электроснабжения на станции Абакумовка трудятся двенадцать человек — это старший электромеханик Андрей Хомич, электромеханик Вячеслав Карпенко, электромонтёры контактной сети Александр Новиков, Сергей Антонов, Евгений Юсупов, Алексей Черных, Сергей Куцых, Алексей Власюк, Сергей Гребеньков, Николай Шкарадёнок, Анатолий Костенко, Александр Челноков. Из работников тяговой подстанции мне хотелось бы отметить дежурного механика Дмитрия Якименко. К слову, наша дистанция электроснабжения и тяговая подстанция может похвастаться четырьмя рабочими династиями — это отцы и сыновья Власюк, Куцых, Якименко, Карпенко. Молодые, грамотные ребята стали достойными продолжателями дела своих отцов.
К сожалению, мы не смогли встретиться со всеми этими ребятами, поговорить о работе, узнать жизненные позиции, потому что они в тот момент выполняли производственное задание на разъезде Береж. Но все же нам удалось побеседовать с одной семьей энергетиков — дежурным электромехаником тяговой подстанции Дмитрием Якименко и его отцом Александром Васильевичем Якименко.
Дмитрий Якименко, дежурный электромеханик тяговой подстанции ЭЧЭ-33 станции Абакумовка и ЭЧЭ-34 станции Кварцит:
-Я работаю на тяговой подстанции почти двадцать лет. Как и большинство моих товарищей начинал свой трудовой путь электромонтёром тяговой подстанции на станции Абакумовка. Отслужив два года в армии, вернулся на родное предприятие, работал и одновременно учился в Красноярском железнодорожном техникуме электроснабжения. После его окончания был назначен на должность электромеханика тяговой подстанции. Я горжусь своей работой и не жалею, что выбрал именно эту профессию. Ведь трудиться здесь — моя заветная мечта. В детстве я часто приходил к отцу на работу, и всё мне здесь нравилось, всё привлекало. Видимо, это и определило выбор моей будущей профессии. Сейчас у меня есть семья, дети, любимая работа, и, думаю, этого достаточно, чтобы быть счастливым человеком.
Александр Васильевич Якименко, ветеран энергетики:
— Моя трудовая биография начиналась в Усть-Илимске. После окончания школы мне выпала честь по комсомольской путёвке уехать с Кубанских степей в самую сибирскую глушь. Это было интересное время, когда комсомольские стройотряды со всей страны ехали в Сибирь на строительство Братской и Усть-Илимской ГЭС. Сначала подготавливали просеки к установке мачт ЛЭП-500, потом ставили их. Работа монтажника-высотника очень интересна, но она требует определённой сноровки и отсутствия страха высоты. Самым запоминающимся моментом в этом отрезке моей биографии была прокладка линии электропередач с одного берега Ангары на другой. Провода тянули и катерами, и вертолётами, и тракторами. Это было такое зрелище, что прямо дух захватывало от красоты, которая открывалась монтажникам, сидящим на раскачивающихся от ветра мачтах. Непроходимая тайга, тонущая в болотах техника, таёжный гнус, от которого не было спасения, — все это мы преодолели, все прошли, потому что были молоды, полны задора и энтузиазма. Теперь всё это осталось в далёком прошлом. Многое уже забывается, но всё равно самые тёплые воспоминания о том светлом и хорошем времени, наверное, не сотрутся никогда. Там, в Усть-Илимске, я встретил свою первую любовь. На станцию Абакумовка приехали из Усть-Илимска в 1976 году уже вместе. Возможно, уехал бы на Кубань или остался в Усть-Илимске, но жена захотела быть поближе к своим родным, которые жили в Новониколаевке. Устроился электромонтёром контактной сети в дистанцию электроснабжения. За тридцать лет работы в ЭЧК прошёл путь от электромонтёра до начальника дистанции электроснабжения. Сейчас по состоянию здоровья работаю в должности электромонтёра тяговой подстанции. Я горжусь своей профессией, горжусь своим сыном, который пошёл по моим стопам и, глядя на нашу молодежь, уверен, что у нас выросло достойное своих отцов поколение.
Лидия Николаевна Тарасевич принимала непосредственное участие в строительстве железной дороги Абакан-Тайшет на участке Абакумовка-Ельники:
-Строительство железной дороги в наших краях началось в 1961 году. Никакой станции в то время ещё не было, только просека, шпалы да рельсы. Кто только не участвовал в строительстве железной дороги Абакан-Тайшет! Сюда ехали и за романтикой, и за длинным рублём со всей страны. Конечно, и местные не остались в стороне от этих событий. Я хорошо помню, что из жителей Новониколаевки строили железную дорогу Дмитрий Шкараденок, Александровы. Надежда Александрова поставила первую и последнюю опоры и, после завершения работ на этом участке, вместе с мужем уехала со строительно-монтажным поездом дальше на Восток. Мой муж Василий работал мастером в СМП-56, а я рабочей. Моей задачей было подготовить ямы для опор контактной сети. Работали, как правило, вдвоём — один копает, второй вытаскивает грунт, и так попеременно, пока не выроем яму глубиной четыре метра. Потом заготавливали вручную лес и на местной лесопилке распускали его на доски, из которых сами же делали опалубку под бетонирование опор. Не хватало техники, приходилось вручную тянуть тяжелые провода контактной сети. Работали и летом, и зимой, потому что железную дорогу нужно было построить в срок. Я не скажу, что мы за эту работу получали большую зарплату. Чтобы заработать больше, нужно было вкалывать по двенадцать, а то и более часов. Было трудно, но мы преодолели все эти трудности, построили железную дорогу, которая дала развитие нашему селу. Я хорошо помню тот день, когда первый поезд пришел по единственному электрифицированному пути на станцию Абакумовка. Народу собралось, как на маёвку. Это был настоящий праздник, к которому мы шли долго и трудно. Сейчас вот смотрю на нашу станцию, появившуюся в 1963 году, и не узнаю её, так всё изменилось, она расширилась, получила дополнительные пути и продолжает развиваться. Очень радостно, что дело, которое мы начали пятьдесят лет назад, успешно продолжают наши потомки.