В столице Татарстана я не был ровно десять лет, за это время в городе на Волге произошли два больших события – тысячелетие Казани в 2005-ом и Универсиада в 2013-ом.
Сказать, что они изменили облик города, значит, ничего не сказать. Перемены разительные: тогда, в начале двухтысячных, Казань только начинала избавляться от старых застроек, тут и там гудели экскаваторы, вгрызаясь в кирпично-цементные развалы. Сегодня на месте трущоб – высотные, в современном архитектурном великолепии здания, широкие площади, утопающие в зелени и цветах парки… Под землей метро, над землей – скоростная электричка, за 20 минут она долетает от центрального железнодорожного вокзала до аэропорта. Представьте себе такое в Красноярске… Но, может быть, если выпадет счастливый билет на зимнюю Универсиаду, наш краевой центр тоже преобразится, по крайней мере, исчезнут автомобильные пробки?
Ведь казанцы говорят, что город стал значительно просторнее благодаря именно Всемирным студенческим играм, власти основательно подготовились к приему спортсменов, туристов – расширились проспекты, появились многочисленные развилки на дорогах, авиадуки, отдельные полосы для движения общественного транспорта. Был открыт второй, транзитный, ж/д вокзал, что тоже заметно разгрузило движение в мегаполисе. Кстати, на этом новом вокзале теперь останавливаются красноярские поезда, он находится на самой окраине города, но буквально в двух шагах – метро, до центра всего пара остановок.
Конечно, все эти удобства оценили туристы – и наши, и иностранные. В историческом центре Казани разнопестро, многолико: люди любуются красотами мечети Куль-Шариф, башни Сююмбики, откуда, по легенде, сбросилась казанская царица, изяществом белокаменного Кремля…
Сами казанцы очень гордятся своим городом, правда, есть и недовольные тем, что он все стремительнее приобретает европейский стиль. От прежней Казани, сокрушаются поклонники старины, не остается ничего своего, первозданного, татарского. Я бы согласился с этим лишь отчасти. Вспоминаю свой первый приезд в Казань в конце 80-х, меня тогда, действительно, удивило почти полное отсутствие в городе национального шарма. Смешно сказать, даже тюбетейку себе не смог купить – дома этому сильно удивлялись и не понимали, как такое может быть на исторической родине татар? Сегодня же картина совершенно другая. Названия улиц, объявления в транспорте, магазинах на двух языках – русском и татарском, они официально признаны в республике государственными. Сувенирами с национальными сюжетами забиты витрины всех торговых центров и киосков. Тюбетейку в память об этой поездке я купил, хотя тоже не сразу – пришлось выбирать из представленного многообразия, от легких летних каляпушек до богатых, расшитых золотыми нитями, в бахроме, тюрбанов…
Не знаю, насколько убедительно прозвучало это сравнение с тюбетейками, но татарская тема, на мой взгляд, в Казани сегодня представлена вполне достойно и успешно развивается. Наряду с русской темой, других народов. Мне не приходилось видеть или слышать пафосных призывов в духе кота Леопольда: ребята, давайте жить дружно! Здесь так живут веками – татары, русские, чуваши… Веками! На казанских улицах довольно часто встречаются женщины, девушки в хиджабах – и ничего, никто в ужасе в обморок не хлопается. На них просто не обращают внимания. Разве только мужчины, когда в обрамлении хиджаба покажется симпатичное личико, что просто глаз не оторвать. С этой стати атрибут мусульманского одеяния мне показался во многих случаях данью моде, а вовсе не следованием религиозным традициям. Помните, как в свое время носили расклешенные брюки? Комсомольские активисты с линейками замеряли ширину штанин, нельзя было допустить на танцы «запретные размеры». А молодежь 70-х это только подзадоривало: выходили в клешах шириной с водокачку, да еще какие-то побрякушки приделывали – нате вам, получите! Протестная мода, одним словом, была, есть и будет.
Возвращаюсь снова к Казани, сколько раз сюда приезжал и ни разу не попадал на концерт Салавата. Вообще-то это Салават Закиевич Фатхетдинов, певец, заслуженный артист России, народный артист Татарстана, всех званий, титулов, наверное, не перечесть. И не надо. Потому как в татарском мире его знают и называют только так – Салават. Его голос, его песни восхищают миллионы, причем, людей разных поколений. И не только татар, поверьте. Это человек-легенда при жизни, что в истории случается не так часто, стало быть – феномен наших дней.
О концерте Салавата узнал совершенно случайно, поскольку в городе никаких афиш не было. В рекламе певец просто не нуждается, татарское «радио» мгновенно разносит, где и когда он выступает, у концертных касс возникает столпотворение. Вот и в этом году, в юбилейный, двадцать пятый сезон для артиста, ему пришлось добавлять несколько концертов, сверх заявленной программы, зрители требовали…
На сцене стоял совсем не «звездного» вида человек. И даже не артистичного. Все-таки много осталось в нем от прежней жизни, когда Салават был обычным парнем на деревне, боролся на сабантуе, пел в сельском клубе. Коренастый, неторопливый в движениях, в перерывах между песнями он то и дело смущенно поправлял очки. Никогда бы не поверил этому жесту, если бы не видел его своими глазами. Никогда бы не поверил, что живые легенды на сцене тоже волнуются!
С Казанью все понятно, говорят мне здесь, дома, а как поживают татарстанские села? Увы, друзья, сравнение теперь не в нашу пользу. В 90-х годах группа сельчан из Пировского района посещала Казань, тамошний Сабинский район. Помнится, пировчане тогда отмечали: мы в Сибири живем лучше! Что произошло у нас на селе за прошедшие двадцать лет, рассказывать не буду, сами видите. В Татарстане за то же время село полностью газифицировали, сельскохозяйственное производство каким-то чудом сохранили – об этом говорят огромные поля с зерновыми, кормовыми культурами, стада тучных коров… И сельские дома преимущественно каменные, что тоже говорит о благосостоянии населения. На улицах растут цветы, их высаживают сами жители, и никто не боится, что по цветникам пройдут коровы или свиньи. Наверное, местные власти сильны в поддержании порядка, но и общественное самосознание высоко.
— Как же я могу отпустить своих овец на улицу? – удивляется родственница в Столбищах, это село недалеко от Казани. — Скандалу не оберешься с соседями! Поэтому всегда отгоняем овец на лужок, для надежности еще и на веревку привязываем.
Мне и в голову не приходит рисовать идиллические картины, утверждать, что в Татарстане и его столице все безоблачно хорошо, конечно, проблем в республике предостаточно. Но как-то умеют их решать, ставить стратегические задачи и выполнять. Есть такой анекдот про Шаймиева, первого президента республики, будто бы его спрашивают:
— Почему вы все время говорите «алга», т.е. вперед и только вперед?
Шаймиев отвечает:
— Потому что слова «назад» в нашем языке нет.
— А если надо развернуться? Тогда как?
— Тогда разворачиваемся – и алга, снова вперед!