Говорят, что художники видят мир иначе, более ярко, объёмно. Обращают внимание на нюансы, особенности и оттенки, незаметные остальным людям в ежедневной суете.
Подтверждение тому – известная история про розовый лондонский туман на картине Клода Моне. Когда горожане увидели, каким француз изобразил их Лондон, они просто рассмеялись. Но, выйдя на улицу, были поражены: туман действительно был розовым. Красная кирпичная пыль от старых зданий придала ему такой оттенок. Получается, художник увидел то, чего другие люди не замечали.
Об особенностях восприятия мира творческими людьми мы поговорили с Еленой Осиповой, преподавателем Ачинской детской художественной школы имени А.М. Знака. Вместе со своими коллегами она воспитывает у детей умение видеть и чувствовать прекрасное.
– Не знаю, как сравнить, что видят художник и нехудожник, – рассуждает Елена Леонидовна. – Это нельзя проверить с помощью каких-то приборов или анализов. Просто у творческих людей более развита эмпатия, чувство сопереживания. У них нет страха утратить какие-то материальные блага, они порой вообще не имеют значения. Художник не зацикливается на своих проблемах, не жалуется, для него всё бренное уходит на второй план. Ему хочется познавать новое и рассказывать это другим. Он чувствует, как скоротечно время, как оно неуловимо, и свои чувства переносит на полотна, чтобы донести до каждого своё видение родного и привычного, заставить удивляться обыденному. Художник как бы говорит: «Посмотри на мои картины, а теперь оглянись, это всё окружает тебя».
«Всей семьёй в художку»
Третий год в стенах школы работает необычный класс, в который можно записаться всей семьёй – «Художественный абонемент». Авторская методическая разработка Елены Осиповой в этом году стала призёром 2 степени на всероссийском конкурсе «Профи», проводимом в Санкт-Петербурге.
Дети приходят на занятия с мамами, бабушками, чтобы погрузиться в мир изобразительного искусства. Ни одна тема не повторяется, каждый раз Елена Леонидовна придумывает что-нибудь новенькое и интересное для своих подопечных.
– Мы изучаем белокаменную резьбу, ювелирное искусство, филимоновскую игрушку, городецкую роспись, обрядовую куклу, мозаику и многое другое. Всё только своё, русское, родное. Я такой, знаете, неутомимый пропагандист русской культуры. Думала ли о победе в конкурсе? Нет, конечно. Даже не поверила сначала. Для меня самое главное – труд. А труд рано или поздно даёт свои результаты, и награда находит героя. Я не люблю скороспешных побед, я нарабатываю, пишу, тружусь. Так большой опыт получаешь и много узнаёшь.
«Я карандаш с бумагой взял…»
– Елена, вы ведь не с детства хотели стать преподавателем истории искусств. О чём мечтали?
– Я росла идейным ребёнком, – улыбается моя собеседница. – Мне хотелось исправлять человеческие ошибки, особенно волновала экология. А рисовала я с детства. У мамы не было проблемы, чем занять ребёнка. Как только я начала сидеть, мне давали в руки карандаш, лист бумаги, и всё – я могла рисовать часами. На улицу меня в буквальном смысле приходилось выгонять. Став постарше, я начала собирать марки с фотографиями художников, читать книги об известных живописцах. Может, рисование так и осталось бы увлечением, если бы не случай. Мама познакомила меня с художницей, и моя мечта – побывать в настоящей мастерской – осуществилась. Я окончательно «заболела» искусством.
– И родители вас отдали в художку?
– Не всё так просто. Я же из семьи военных, мы жили в гарнизоне в селе Домна. Там было хорошо, спокойно, без городской суеты. С одной стороны – речка, лес, с другой – аэродром, где работал папа. Так что природа и самолёты – мои первые детские впечатления. А художественная школа находилась в Чите. Когда мне исполнилось 14 лет, я стала ездить туда на занятия. Это было настоящее путешествие: я час тряслась в электричке, потом ехала на троллейбусе в центр города, топала пешком. А после уроков весь путь повторялся в обратном порядке. И так 4 раза в неделю.
– Вот это тяга к искусству!
– Да, городские умудрялись опаздывать, пропускать, а я на каждом занятии – как штык. Преподаватели удивлялись и ставили в пример, видя такое рвение.
– Ваши родители – технари, а вы человек творческий. В кого?
– В деда, наверное, Михаила Егоровича Чулкина. До армии он много рисовал, а потом началась война. Он был танкистом и погиб в битве на Курской дуге. Кто знает, если б не смерть, может, мир бы увидел талантливого живописца. Говорят, я его копия, и внешне, и по характеру. И мне это очень приятно.
Культура, искусство, история
Окончив школу, Елена без раздумий поступила в училище на художественное отделение. А затем судьба привела её в Ачинск, где девушка нашла своё призвание: девятый год она работает в нашей художке преподавателем по истории искусств и декоративно-прикладного искусства.
– Получается, променяли забайкальские красоты на природу нашего края?
– Здесь тоже прекрасно! Знаете, как я радовалась снегу! В Забайкалье его почти нет, ветер сдувает. Мы там даже на лыжах не катались, а тут сугробы.
– Вы строгий учитель?
– Да, строгий и требовательный. Но я всегда говорю детям: «Если я на вас «строжусь», значит, я вас люблю и хочу, чтобы вы многому научились и пронесли знания через свою жизнь».
И результат очевиден: несколько лет подряд воспитанники Елены Леонидовны забирают Гран-при и призовые места на олимпиаде по истории искусств, не оставляя шанса участникам из других городов и столицы края.
– Не говорят дети, зачем нам история, мы же рисовать учиться пришли?
– Очень редко. Я их убеждаю, что история искусств любому человеку необходима, а художнику и подавно. Говорю: у вас в руках будет целый мир, вы будете знать его со всех сторон. Например, великий наш земляк Василий Суриков, прежде чем написать картину, глубоко вникал в тему, изучал её. Как можно создавать то, чего не знаешь?
– Это понятно, когда речь идёт об исторических полотнах. А если рисуешь обычный букет сирени?
– Даже букет сирени. Его ведь изображали на картинах разные художники, можно изучить их манеру, проследить историю сюжета.
Живопись в нитках
Увлечение Елены Осиповой тесно связано с её работой: она создаёт гобелены. Ещё с училища захватила её эта сложная, кропотливая, но очень интересная работа.
– Почему именно гобелен?
– Гобелен – это живопись в нитках, мягкое, тёплое искусство. Меня привлекает морская тема. Большая мечта – отправиться в Феодосию, где творил гений морской стихии Иван Айвазовский. Моя последняя работа тоже на тему Крыма, это замок «Ласточкино гнездо» на фоне моря, по которому плывёт парусник. Я назвала её «Возвращение домой». А следующая работа будет посвящена Байкалу.
Как только выпадает свободная минутка, Елена садится за любимое занятие. Муж и шестилетний сынишка, видя, что мама творит, не только не мешают, но ещё и создают ей особую атмосферу: включают звуки природы. И Елена под пение птиц и плеск волн ткёт свою мечту.
– Елена, что вдохновляет вас на создание новых сюжетов?
– Природа, конечно. Я открыла для себя красивейшую природу Хакасии с необыкновенной энергетикой камней-менгиров, наскальных рисунков. А как прекрасна степь! Огромное небо, бесконечные дали, жаворонки в небе, табуны лошадей, аромат трав, озёра… Степь звучит, поёт, там чувствуешь, что земля дышит, она тёплая и живая. Это поэзия!