Последний герой

Последний герой
Последний герой

соц

Дизель-электроход «Михаил Лермонтов» на пять дней стал нашим домом в пресс-туре северного направления. Построенный в 1957 году на верфи в Чехии, он сохранил очарование 60-х годов, оставаясь уютным и комфортным настоящим речным домом. Кое-кто из знакомых, узнав о том, что я отправляюсь в путь на этом судне, интересовались: умею ли я плавать. Ведь «Михаил Лермонтов» – «близнец» потонувшей два года назад «Булгарии».

Корабль

Дизель-электроходы этой серии были заказаны в большом количестве. Тридцать пять двухпалубных судов, с двумя ресторанами и салонами были изготовлены на чешских верфях и переправлены на реки Советского Союза. Отличия «Михаила Лермонтова» и ещё восьми его собратьев от таких, как «Булгария», были заложены ещё на верфях Комарно. Сибирская река Енисей извилиста, камениста, с порогами, суда для неё требовали особой модификации.

Но всё же не только из-за особой сибирской технологии «Михаил Лермонтов» оказался кораблём-долгожителем. Главный секрет в том, что «Лермонтову» просто повезло с капитаном, которым стал Владимир Николаевич Данцер. Сорок лет под его началом команда отправлялась в путь по маршруту Красноярск-Дудинка. Экипаж менялся в том случае, если кто-то шёл на повышение или уходил на заслуженный отдых. Каждый любил свою работу, свой теплоход, относился к нему как к живому и родному существу. Вот он и остаётся на плаву многие десятилетия.

В середине 90-х годов прошлого века он был поставлен на прикол. Не потому, что был стар и ненадёжен. Просто очередной кризис и безденежье сделали его эксплуатацию неэффективной. Корабль вернулся на просторы Енисея, после того как туристическая компания «Полония» выбрала его среди причаленных и невостребованных судов. Так в 2000 году началась новая жизнь для «Лермонтова». Сначала аренда для перевозки туристов, потом и пассажирские рейсы. Кстати, именно его чаще всего нанимают и для особенных рейсов. Например, для проведения семинаров, конференций, форумов, пресс-туров, в одном из которых и мне удалось побывать.

На нём достаточно помещений для проведения занятий, есть кинозал. Команда поваров готова обеспечивать вкусным питанием пару сотен человек. Для проживания предоставлены каюты. Очень всё компактно и удобно. А низкая посадка позволяет устроить причал даже там, где нет специально оборудованного дебаркадера. Достаточно перекинуть трап, чтобы сойти на берег.

Когда два года назад случилась трагедия с «Булгарией», все теплоходы 785 серии подверглись тщательной проверке. Ради этого даже были отменены рейсы. Состоянию, в котором находится дизель-электроход «Михаил Лермонтов», были приятно удивлены, оно было идеальным. Журналистов пустили даже в машинное отделение. Чистота и блеск впечатляют. И всё-таки комиссия внесла свои ограничения, запретив продажу билетов 4 класса, то есть без мест в каютах. И изменила класс корабля. Теперь ходить до Дудинки нельзя, самая дальняя точка – Игарка.

Капитан-хранитель Владимир Данцер уже не плавает, а «Лермонтов» всё ещё остаётся на плаву и очень востребован. Помощник капитана Олег Владимирович Касаткин считает, что тоже благодаря экипажу. На Волге команды судов набираются на период навигации. Ремонт осуществляется сторонними подрядчиками. В результате случилась трагедия с «Булгарией». Был допущен не только перегруз, экспертиза вскрыла серьёзные неполадки с двигателем, сбои в работе других механизмов и аппаратуры.

На Енисее подход к сохранности экипажей другой. Команды отличаются слаженностью, работают друг с другом не одну навигацию, да и ремонтом занимаются сами. Корабль свой знают лучше родной квартиры, пройти могут по нему с завязанными глазами.

«Больные» люди

Касаткин – выпускник Красноярского командного училища. Когда-то курсантом оказался на палубе Лермонтова, правда в качестве пассажира. Речником стал в 1982 году. С 2000 года служит на «Лермонтове». И даже получение под начало собственного судна не разлучило его с этим теплоходом и его командой. С наступлением навигации он занимает пост помощника капитана. Жалеет, что эта навигация для «Лермонтова» может стать последней. Заканчивается лицензия на перевозку пассажиров. Чтобы получить новое разрешение, нужно вложить около 30 миллионов рублей. Таких денег у ОАО «Пассажирречтранс» нет.

Плохо не только то, что распадётся отличная команда. Плохо и то, что ретросудно, которое находится в хорошем состоянии, которое радует своим сервисом пассажиров, служит отличным местом для проведения обучающих мероприятий, снова окажется на приколе.

Чтобы работать на реке, нужно быть «больным». Больным рекой. Лета ты не видишь, как не видит тебя и семья. Во время нашей беседы с Касаткиным за штурвалом стоял Андрей Лисин. Он и сам может быть капитаном, корочки позволяют. Когда-то проходил практику на «Лермонтове». Потом плавал на «Годенко», двойнике «Лермонтова», работал на грузовых судах, даже уходил совсем с речфлота, но вернулся. Душа рвалась на речной простор, к особенным людям, речникам.

Евгений Мосиенко – радист. Таких «виртуозов», как он, сейчас на флоте очень мало. 25 навигаций отработано им. Даже бортпроводницы и те обладают огромным опытом. Некоторые посвятили реке большую часть жизни.

К сожалению, эта слаженная команда-семья может лишиться своего общего «дома». Если ничего не изменится, теплоход «Михаил Лермонтов» по окончании навигации может стать очередным рестораном или плавучей гостиницей. Но те, кому довелось плавать на нём хотя бы раз, запомнят его навсегда. Потому что от общения с представителями экипажа «Лермонтова», от уюта и чистоты, царящих на судне, приятных попутчиков и красот Енисея каждый пассажир тоже становится немного «больным» рекой. Хочется, чтобы подобный тур повторился когда-нибудь.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

13 декабря 2024
Кадры для отрасли беспилотников будут готовить в Красноярском крае
С начала текущего года в Красноярском крае реализуются мероприятия национального проекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Кроме того, разрабатывается краевая программа
12 декабря 2024
В Красноярске 15-летний автор телеграм-канала требовал деньги за удаление оскорбительных сообщений
Правоохранители краевого центра установили личность автора телеграм-канала, в котором публиковалась оскорбительная информация об учениках нескольких школ Красноярска. Об этом сообщили
12 декабря 2024
В Красноярском крае инженеры создали комплекс для борьбы с дронами
Молодые инженеры из Железногорска создали систему радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Штиль», которая помогает подавлять вражеские дроны. Комплекс РЭБ глушит радиосигнал в радиусе 800 метров,