Деревня Пасечное, уютно расположенная на берегу реки Чулым в живописном таежном уголке северной части тюхтетской земли, издавна привлекает к себе пристальное внимание КОГО. Здесь на протяжении многих лет живет удивительный самобытный народ – чулымцы. Ранее они населяли Костино, Когтенево, Старое-Амочеево, Тюляпсы, Кульбень, Байдуки – давно исчезнувшие с карты района населенные пункты, и назывались хакасы. Большинство же представителей данной народности проживают в сопредельном с нашим — в Тегульдетском районе Томской области.
Основой традиционного жизнеобеспечения коренных жителей Причулымья являются рыболовство, охота, сбор дикоросов. Отнесение в 1920 году чулымцев к хакасской национальностьи было необоснованным и неправильным. Ученые доказали, что народность эта берет свое начало от потомков древних кыпчатских и уйгурских племен, а также имеет много общего с северными народами, ненцами и энцами. Из-за смешанных браков они и похожи на своих собратьев. Территориальных границ не знали, жили по-родственному, дружно
То, что есть такая национальность — чулымцы, наши современники узнали всего несколько лет назад, когда пятого марта 2001 года они завершили процесс отстаивания статуса коренных жителей с включением их в перечень коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока.
В 2005 году Законодательное собрание Красноярского края утвердило целевую программу, благодаря которой оказывается большая финансовая помощь местному населению, ведущему традиционный образ жизни: выплачивается единовременное пособие рыбакам и охотникам для подготовки к промысловым сезонам. На эти средства приобретены лодочные моторы, лодки, бензогенераторы, бензопилы, сети, капканы, аптечки. Впервые в прошлом году при замене и выдаче охотничьих билетов была сделана специальная отметка – «охота, в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления хозяйственной деятельности, осуществляется свободно, без каких-либо разрешений, для добычи охотничьих ресурсов».
Кроме этого студентам компенсируются расходы за обучение, а также выделяются деньги на строительство жилья. В ближайшем будущем новоселье отметят девять семей.
В настоящее время здесь и близлежащих поселениях проживают 190 чулымцев. Они восстанавливают свой разговорный, почти утраченный язык. Занимаясь составлением словаря родного языка, как хранилища исторической, культурной и родовой памяти, коренные жители стремятся возродить национальные традиции и ремесла. А значит – не исчезнет и сам народ.
Подтверждая это, в конце июля в Пасечном в девятый раз состоялся замечательный чулымский праздник – День рыбака.
На поляне перед озером установили летнюю сцену и два открытых навеса, где с комфортом расположились подворья. На скамейках и за столиками в ожидании представления уютно устроились зрители.
Зазвучали приветственные слова ведущей, и под мелодию гимна России ввысь взметнулись флаги страны и Красноярского края.
Поздравляя участников торжества, глава Чиндатского сельсовета Николай Алин подчеркнул особую роль рыбаков и рыболовства в сохранении традиций и своеобразного уклада жизни своего народа. Также он отметил заслуги семей, передающих культурное наследие из поколения в поколение. Благодарственные письма и ценные подарки были вручены жителям местных поселений за добросовестный многолетний труд, лучшую усадьбу и другие полезные сельсовету начинания..
Праздничную программу продолжили различные соревнования и конкурсы. Наиболее зрелищной, как всегда, стала гонка на обласках. Обласки – это лодки, на которых местный народ ведут промысел рыбы. Делают их обычно из мягких пород деревьев – ветлы, осины или тополя, что придает им надежную прочность и устойчивость на воде. Длина лодок бывает от трех с половиной до пяти метров. Чтобы удержаться на воде да еще развить приличную скорость, нужно обладать поистине высоким мастерством.
Наряду с мужчинами в состязаниях участвовали и представительницы прекрасной половины человечества. Многие из них – заядлые рыбачки. Не мудрено, что они так ловко управляют этими лодками.
Пальму первенства в серьезной и справедливой борьбе уже не в первый раз завоевали Любовь и Сергей Тамочевы.
Ребятишкам же представилась возможность показать свою сноровку в езде на велосипедах. Обгоняя друг друга, мчалась местная детвора к заветной финишной черте. В старшей группе лучшее время оказалось у Ангелины Камиловой, в младшей – у Данилы Тамычева.
Не обошлось веселье без шуточных конкурсов. Многие желающие покатались в тазах, приняли участие в боях подушками на бревне, эстафете семейных команд. Победителям вручили памятные подарки.
После награждения состоялся концерт, совместно подготовленный Пасечным и Чиндатским очагами культуры. Номера художественной самодеятельности опирались на рыболовную тематику, прославление Сибири, в частности, Красноярского края и, естественно, малой родины. Песни исполнялись главным образом на чулымском языке.
Пока зрители наслаждались творчеством односельчан, жюри определило обладателей призов за «лучший пирог из рыбы» и «лучшее подворье».
В общем, праздник удался на славу. Он позволил сделать еще один шаг к преодолению социальных, культурных и административных барьеров, развитию межкультурного диалога с другими народами, проживающими в данной местности.