Кто возит нас и наши грузы? Что такое уведомительная система при осуществлении перевозок? Насколько законопослушными оказались перевозчики? Об этом мы говорим с Игорем Алексеевым, старшим государственным инспектором восточного отдела межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, республике Тыва и республике Хакасия.
— Игорь Алексеевич, каковы функции вашего ведомства?
— Управление осуществляет контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе — лицензирование перевозок пассажиров по регулярным маршрутам в городе, пригороде, между городами.
— Насколько сложно сейчас получить лицензию?
— Перечень документов и процедура получения лицензии утверждены соответствующим административным регламентом. Ну а если в двух словах, то сначала надо зарегистрировать свое ИП или юридическое лицо и встать на учет в налоговой инспекции. Потом подготовить необходимый перечень документов и заплатить государственную пошлину- 6 тысяч рублей. После проведения проверки соискателя лицензии выдается бессрочная лицензия. Максимальный срок рассмотрения и выдачи лицензии — 45 суток.
— А, например, таксисты, продавцы угля и перевозчики мебели на собственном авто — насколько законна их деятельность?
— Существует порядок, согласно которому каждый такой перевозчик должен иметь документ, подтверждающий его право заниматься этим видом деятельности. Так, у таксистов должно быть разрешение, которое выдается министерством транспорта Красноярского края. У других перевозчиков — копия уведомления о начале осуществления деятельности с отметкой нашего управления. Еще несколько лет назад эти виды деятельности нужно было лицензировать, сейчас введен упрощенный порядок: если человек хочет работать на законных основаниях, он должен сначала оформить свидетельство о предпринимательской деятельности, а потом прийти к нам и подать уведомление о ее начале. Никаких документов при этом приносить не надо — только заполнить заявление в двух экземплярах. Вот и вся процедура, полностью бесплатная.
— И что, законопослушными в этом смысле оказались индивидуальные предприниматели Канска и Канского района?
— Увы, не очень. Список бывших лицензиатов у нас был очень большой, около 250 человек. По закону они должны были подать уведомления, но далеко не все это сделали.
— Кто сейчас проверяет техническое состояние пассажирских автобусов частных перевозчиков?
— Перед каждым рейсом техническое состояние автобуса проверяет обученный и аттестованный механик. Кроме этого, медработник обязательно проводит медицинское освидетельствование водителей. И если при проведении рейдовых мероприятий обнаруживается отсутствие разрешений этих специалистов, наши сотрудники предпринимают соответствующие административные меры: выдают предписания, составляют протоколы и направляют их в суд.
— Большегрузные фуры в городе — это прерогатива вашего отдела?
— Мы контролируем междугородние перевозки лишь на федеральных трассах, а М-53 «Байкал», как известно, через Канск не проходит — идет в объезд города. Что касается весового контроля, то он возможен только на стационарных постах, согласованных в установленном порядке с МВД. Несколько лет назад в Нижнем Ингаше на посту ДПС был организован круглосуточный пост весового контроля: сотрудники нашего управления и ГИБДД взвешивали большегрузы на весах, вмонтированных в дорожное полотно. Если определяли перегруз — информация об этом направлялась собственнику дороги, а тот в свою очередь подавал в суд на перевозчиков — тем приходилось возмещать причиненный ущерб. В настоящее время в нашем регионе постов весового контроля на федеральных трассах нет.
— Откуда начинается и где заканчивается контролируемый вашей службой участок федеральной трассы, какую оценку его дорожному полотну поставите?
— Удовлетворительную. За отделом закреплен участок от границы Канского района до границы Иркутской области. Периодически мы его обследуем, выявляем нарушения в содержании дорожного полотна, составляем протоколы на обслуживающие организации, бывает, дело доходит до суда.
На конец 2013 года в Канске выдано 73 лицензии на осуществление коммерческих пассажирских перевозок. Это на 9 больше, чем в прошлом году.