Роботы на производстве — не за горами

Роботы на производстве — не за горами

В последнее время вопрос популяризации инженерных и рабочих специальностей стоит очень остро перед нашим обществом. Всё больше учебных заведений в разных уголках России разрешают эту проблему с использованием образовательной робототехники. Появляются кружки и объединения для школьников, связанные с техническим творчеством. О том, как в нашем Центре внешкольной работы организована деятельность детей и подростков в данном направлении, мы попросили рассказать его директора Надежду Беляцкую.

— С массовой компьютеризацией общества сейчас большое внимание уделяется программированию, информатике и информационным технологиям, компьютерным дизайну и графике, проектно-исследовательской работе. Поэтому, наряду с развитием традиционных направлений (таких как спортивное, художественное, эколого-биологическое и военно-патриотическое), в Центре внешкольной работы активно развиваются и те, которые сегодня являются наиболее актуальными с точки зрения подготовки будущих кадров для промышленности. К ним относится техническое творчество и робототехника.

Мы идем в ногу со временем. Еще в мае 2011 года на парламентских слушаниях в Государственной Думе депутаты подчеркнули необходимость преемственности инженерного образования на разных ступенях обучения и важность преподавания технического творчества в школьном образовании. Чтобы привлечь ребят к занятиям техническим творчеством, бывший педагог допобразования Евгений Ануфриев разработал программу «Физика и ИКТ», в которой одним из составляющих образовательных модулей и была робототехника.

Для реализации начинания требовалось специальное оборудование, поэтому внедрение новой дисциплины в деятельность учреждения проходило системно, при поддержке руководства муниципального уровня. Участвуя в долгосрочной программе «Развитие технического творчества детей и молодежи Тюхтетского района на 2011-2013 годы», нам удалось приобрести первые два набора конструктора. Тогда же, в 2011 году, купили три технических поля для проведения соревнований по робототехнике и столько же специализированных столов.

Чуть позже творческая группа педагогов ЦВР активно включилась в подобную краевую программу, ведь развитие детского технического творчества требует постоянного обновления оборудования. Мы разработали проект «Занимательные роботы», благодаря которому ребята могли получить необходимые навыки сразу по нескольким смежным дисциплинам: механике, схемотехнике, программированию, конструированию, моделированию и автоматическому управлению при помощи компьютера. Региональное жюри поддержало его, и мы получили финансовую поддержку в размере 500 000 рублей на развитие технического моделирования и робототехники. На эти деньги купили еще шесть базовых наборов Первороботов. Впервые школьники нашего района получили возможность заниматься с наборами Lego, которые являются целой обучающей системой для детей. Мы считаем, что сельские ребятишки, наравне с городскими, должны иметь возможность получить доступ к современным инновационным технологиям. Но начинать первые шаги к занятиям робототехникой нужно уже с младшего школьного возраста на основе лего-конструирования.

Одной из важных особенностей нашей работы с образовательной робототехникой является создание непрерывной системы. Для учащихся начальных классов с этого года открыто новое объединение «Лего–конструирование», где они занимаются с приобретенными конструкторами. С их помощью ребята знакомятся с основными принципами конструирования, программирования, создают свои первые модели. В результате из рук обучающихся выходит продукт, способный реально выполнить задуманные действия, решить поставленные задачи. Здесь закладываются первые крупицы технического мышления.

В объединении «Физика и ИКТ» подростки учатся овладевать более сложные конструкторы. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный визуальный язык программирования Lego NXT. В распоряжение детей предоставлены модели, оснащенные микропроцессором и наборами датчиков. Школьник может запрограммировать собранную собственноручно умную машинку на выполнение определенных функций. Постоянные занятия в данном объединении позволят ребятам научиться такой сложной вещи, как программирование, так как роботы обладают потрясающим развивающим эффектом. Это реальная подготовка к выбору будущей профессии.

Следует отметить, что образовательная программа по робототехнике – один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий. Командная работа над практическими заданиями позволяет ознакомиться с составляющими современных моделей роботов, а визуальная программная среда поможет легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование. Таким образом, школьники будут иметь большой багаж знаний не только по информатике, но и физике, конструированию, химии и другим предметам.

Для повышения мастерства, юным робототехникам необходимо постоянно участвовать в соревнованиях, разрабатывать и защищать технические проекты. Именно такие мероприятия создают условия для выявления по-настоящему увлечённых и одарённых ребят, стимулируют их к конкурсам технического творчества различного уровня, а также позволяют строить учебный процесс более интересным. Например, весной прошлого года ЦВР провел первую выставку по техническому творчеству «Мир вокруг нас» среди школьников района. Ее участниками стали более семи десятков детей и подростков образовательных учреждений. 

В 2014 году проведены первые соревнования по международным правилам среди обучающихся объединения. Состязания по робототехнике отличаются от других своей зрелищностью. Ребенок воочию видит свои достижения и сверстников. Им овладевают азарт и стремление к лидерству, желание быстро решить поставленные задачи.

Благодаря развитию этого направления ребята, желающие получить дополнительное образование, уже приняли участие в зональном этапе краевого слета юных техников с проектом роботокомплексом «Кузнец» и стали победителями.

В 2013 году юные техники участвовали в X краевом молодежном проекте «Новый фарватер», защищая честь района в номинации «Научно–техническое творчество и робототехника», представляя при этом своих занимательных роботов.

Скоро в Центре внешкольной работы впервые будет проводиться выставка по лего – конструированию «Легоманы». Школьники станут состязаться не только в архитектурном строении, но и в конструировании движущихся автоматизированных поделок из ЛЕГО. В марте запланировано проведение соревнования по роботехнике среди обучающихся района по нескольким возрастным номинациям.

Мы понимаем, что на достигнутом нельзя останавливаться. Принимая во внимание приоритеты современного общества, государственную и краевую политику, направленные на развитие технического творчества детей и подростков, наш центр старается обеспечить воспитанникам необходимые условия для совершенствования данного направления. В ближайшем будущем откроются новые объединения, направленные на развитие познавательных и профессиональных интересов учащихся, их творческого, инженерного мышления, формирования опыта творческой технической деятельности. Но не обязательно ждать следующего учебного года, чтобы записаться в то или иное объединение. Можно уже сегодня прийти к нам и выбрать себе занятие по душе.


Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме