Ручная работа

Ручная работа

Теплое, словно живое, наполненное любовью… Этими эпитетами можно описать любое изделие ручной работы, представленное на краевой ярмарке ремесел, прошедшей недавно в Красноярске. Лесосибирская делегация в составе 20 человек тоже приняла в ней участие.

Обувь из войлока

Упорство и труд все перетрут. Так, перефразируя известную поговорку, можно сказать о ремесле Валерия Матронина, которому он посвятил четверть века.

Начиналось все с обычного ремонта обуви, которым он занялся еще в молодости, в доперестроечные времена. Постепенно стал присматриваться, как крепится каблук, супинатор, подошва. А потом и сам стал шить унты, теплую кожаную обувь. Поначалу заказов было очень много. Желающие даже в очередь вставали, ждали по месяцу, чтобы заполучить теплые кожаные сапоги или туфли ручной работы. Были в то время у Матронина свои ученики и помощники. Но со временем дешевая обувь из Китая заполонила все вокруг, и бизнес лесосибирского мастера рухнул. Заказы почти перестали поступать.

ОбувьВ голодные 90-е, чтобы выжить, вернулся Валерий Дмитриевич к ремонту обуви. Но склонная к творчеству натура взяла-таки верх. Хотелось придумывать и шить свое, ни на что не похожее. Так пришел он к пошиву обуви из натурального войлока – теплого, экологически чистого материала, весьма актуального для наших сибирских морозов. Разработал свои модели, придумал специальное крепление подошвы. Для своей обуви Валерий использует только проверенную хромовую кожу. Ее особая выделка позволяет увеличить срок службы втрое, по сравнению с обычной кожей. Постепенно увеличился не только размерный ряд и ассортимент, но и появился новый материал для пошива обуви.

Сегодня Валерий Дмитриевич, помимо разнообразной войлочной женской и мужской обуви, шьет из голенищ обычных валенок теплые мужские ботинки, домашние тапочки, женские полусапожки. Размерный ряд довольно широк: от 34-го до 47-го размера. При необходимости он без труда примется и за детские сапожки. Но заказов на детскую обувь практически не бывает. Дороговато выходит.

Чаще всего заказывают белые женские сапоги из войлока, обшитые черной кожей. На изготовление одной пары такой обуви (не отвлекаясь на ремонт) у мастера уходит 3-4 дня. Мужская войлочная обувь пользуется спросом у вахтовиков, которым приходится работать на морозе. Ботинки выдерживают до -50 градусов. Не садятся. Благодаря особой войлочной прослойке и стельке они хорошо держат тепло. Часто к обувных дел мастеру обращаются люди с нестандартным размером или формой ноги. Уже три года у Валерия Матронина работает свой сайт. Заказы он принимает в том числе и через Интернет. Благодаря этому его войлочная обувь нашла своих покупателей по всей России – в Волгограде, Архангельске, Якутске, Омске, Енисейске, на Камчатке. Через сайт поступили заказы даже из Чехии.

В чешский город Брно он уже отправил коллекцию из 5 пар разных моделей обуви. Связывалась с нашим мастером известный модельер чешской республики Силвиа Шкрашкова, которая пригласила его принять участие в выставке «Евро-гранд».

Поступают заманчивые предложения из Китая. Приглашают со словами: «Приезжайте, и мы осуществим ваши неоконченные проекты». Удерживает Валерия Дмитриевича отсутствие международного патента на свою продукцию. Авторское свидетельство на изобретение обеспечит его правовую защиту. Но пока его приобретение только в планах мастера.

Валерий Матронин – специалист дипломированный. В 2013 году он получил диплом Российского заочного института текстильной и легкой промышленности. Обучение проходил в его филиале в городе Омске. Будучи студентом 4 курса, участвовал в конкурсе «Серебряная нить». Все три модели Валерия Дмитриевича, сшитые им специально на конкурс, стали победителями. Даже преподавателей и студентов, пока учился, покорить своей обувью успел: до сих пор не нарадуются. Да и сам мастер предпочитает носить обувь собственного изготовления.

С 16-й краевой ярмарки ремесел, куда Валерий Дмитриевич ездил впервые по приглашению Центра занятости г. Лесосибирска, он привез Благодарственное письмо агентства труда и занятости населения Красноярского края. Нашел там он своих новых покупателей и новых заказчиков. А это значит, что будет у мастера и новая работа. Впрочем, в том, что она будет всегда, сомневаться не приходиться. В руках у него уже будущая подошва для женских полусапожек. Буквально за час до нашей с ним встречи поступил заказ на пошив сразу трех пар обуви.

Художественное стеклоделие

Витражная мастерская «Стекольный дворик» была открыта в Лесосибирске более двух лет назад. По словам ее создательницы Ольги Кузьминой, идея появления такой мастерской возникла у нее давно. Несколько лет девушка прожила в Волгограде, где посещала подобную творческую студию. Часто приходила туда, заказывала сувениры и подарки для своих близких и всегда восхищалась работами мастеров. Вернувшись в Лесосибирск, уже знала, что будет заниматься только стеклоделием и ничем другим. Супруг идею поддержал. Ольга окончила специальные курсы в Новосибирске и принялась за свое любимое дело.

СтеклоФьюзинг (техника спекания стекла в печи) мастерица называет стеклотерапией. Процесс изготовления захватывает ее настолько, что она забывает обо всем: стираются временные границы, уходят в сторону проблемы и заботы. Ее творческая фантазия воплощается в часы, картины, светильники, обеденные группы, сувениры, статуэтки, подвески, кафельную плитку из спеченного стекла. В ее мастерской украшены витражами мебель, межкомнатные перегородки, зеркала, окна. Работы в основном выполняются на заказ.

Вместе с Ольгой в ее витражной мастерской трудятся еще Денис Чупиков и Катерина Пермякова. Они инвалиды и обрели свои рабочие места благодаря программе по содействию трудоустройства инвалидов, которой воспользовалась Ольга Кузьмина, обратившись в Центр занятости населения г. Лесосибирска.

Каждая работа витражной мастерской индивидуальна. Но ведь творческий процесс и не предполагает повторений. Есть работы похожие, но нет одинаковых. Каждое изделие эксклюзивно. Этим особенно дорожит Ольга. Каждое ее изделие в единственном экземпляре, каждое она делает на свой вкус. Хотя, признается, бывают и такие заказы, которые она не понимает, против которых бунтует даже душа. В такие моменты включается разум: на вкус и цвет, как известно, товарищей нет.

Работает Ольга Кузьмина в основном в технике «фьюзинг». С помощью нее изделие можно делать нужной толщины и рельефа, объемным и выпуклым или же, напротив, почти плоским. Таким образом изготавливают витражи — картины из стекла, имеющие глубину, объем и многослойность. Благодаря особой обработке высокой температурой (более 800 градусов) появляется стекло, не подверженное старению и изменению цвета. Такие вещи, по мнению Ольги, элегантны и при бережном отношении вечны. Их можно передавать из поколения в поколение.

Процесс изготовления изделий из стекла дорогостоящий. Используется специальное художественное цветное стекло: чем оно разнообразней, тем интересней получаются работы. Очень много инструментов применяется в работе: стеклорезы, ломатели, лобзиковые пилы, шлифовальные машины и самое главное — специальная муфельная печь, необходимая для спекания стекла. Для картин приходится приобретать рамы. Их Ольга заказывает в багетной мастерской. На изготовление витража уходит от нескольких дней до нескольких недель, изделия в технике «фьюзинг» готовятся быстрее.

Своей торговой площади у девушки пока нет, а потому она находит своих заказчиков в сети Интернет. У Ольги есть свои группы в социальных сетях. Кроме этого она проводит индивидуальные презентации в коллективах, участвует со своими работами во всевозможных ярмарках (на Дне города, на Августовской ярмарке в Енисейске, планирует принять участие в Рождественской ярмарке в краевом центре). Еженедельно в ее витражной мастерской проходят мастер-классы по изготовлению изделий в технике «фьюзинг». Свой мастер-класс представляла Ольга Кузьмина и на краевой ярмарке ремесел, где ее творчество отметили Благодарственным письмом правительства Красноярского края.

Бывает, что некоторые работы находятся в мастерской довольно продолжительное время. Раньше Ольгу это расстраивало, но со временем она поняла, что это не работа неудачная, просто она еще не нашла своего покупателя. А он придет. Придет обязательно. В этом она уже убедилась.

Эксклюзивность, необычность, выражение индивидуальности мастера – главные ценности изделий ручной работы. Они несут в себе положительную энергетику их создателей. Оттого ручная работа и стоит на порядок выше любых других изделий, вышедших из-под конвейера. Почему? Тут все просто: каждая вещь изготавливается вручную, она неповторима, ведь точно такое же не сделает даже сам автор, подобное — да, но такое же — никогда!

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 октября 2015
Историей становится война, уходят в книги все ее солдаты
В юбилейный год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, и что особенно символично, в год литературы, в красноярском
Без рубрики
21 октября 2015
Стелятся дороги километрами
Сегодня в нашей стремительной жизни очень важна скорость, в том числе и скорость передвижения. Кто-то пользуется для этого личным автомобилем,
Без рубрики
21 октября 2015
Есть такая профессия – Родину защищать
«Ух ты! Можно попробовать? Я тоже обязательно стану военным, когда вырасту!»  Пожалуй, такая твердая уверенность мальчишки в своем будущем говорит