Детали, схемы, механизмы… а самое главное — оригинальные идеи. Это всё то, с чем тесно связана жизнь и профессиональная деятельность А.И. Зелинского из Первоманска. Сконструировав за свою жизнь не одну интересную вещь, Александр Иннокентьевич убедился, насколько полезным делом может явиться нестандартное решение обыкновенных, на первый взгляд, задач.
И токарь, и сварщик, и слесарь…
Александра Иннокентьевича потянуло к изобретательству еще в детстве. Он постоянно что-то придумывал, конструировал. Потом, во время своей работы на заводе Красмаша, куда он пришел после получения профессии «токарь» в техническом училище, стал активно применять свои наработки, совершенствуя уже имеющиеся агрегаты. Производственные изобретения «пошли» и во время последующей трудовой деятельности – на заводе резинотехнических изделий, шинном заводе г. Красноярска. А однажды А.И. Зелинский даже представил свой трудовой коллектив на съезде изобретателей и рационализаторов Красноярского края.
— Для того, чтобы достигать поставленных целей, пришлось осваивать смежные профессии, — рассказывает изобретатель. – Для меня это было не трудно и не ново, так как кое-какие дополнительные знания я получил уже, будучи студентом. Так, потихоньку – помаленьку, я стал и сварщиком, и фрезеровщиком, и слесарем, и даже электриком.
Ежедневный труд – и видимый результат
В 1978 году А.И. Зелинский вместе со своей семьей переехал в Первоманск. Практически сразу же устроился в местную котельную, куда талантливого специалиста взяли, что называется, «с руками и ногами». Трудился токарем, бригадиром, механиком, и вот уже 10 лет как Александр Иннокентьевич стоит во главе объекта, где когда-то начинал работать. Говорит, что быть начальником котельной – очень большая ответственность, не позволяющая отдыхать ни в праздники, ни в выходные дни. Такой вот его кропотливый ежедневный труд и добросовестное отношение к выполняемому делу дает свои результаты: все отопительные периоды с самого момента начала и до самого окончания котельная переживает без происшествий.
А.И. Зелинский признается, что на протяжении всей профессиональной деятельности ему частенько приходится применять свои «изобретательские» знания и умения. Немало творческих задумок реализовал он в эпоху всеобщего дефицита, когда недоставало многих элементов для оборудования. Случалось самому вытачивать детали, конструировать самодельные механизмы (насосы, сделанные А.И. Зелинским, работают в котельной до сих пор). В свое время нашему герою довелось обслуживать (бывало, даже и собирать!) все холодильники, находившиеся в ведении существовавшего тогда большого совхоза. Помогал и простым людям, приезжавшим к опытному мастеру за советом или с просьбой помочь сделать тот или иной механизм, деталь.
Дома тоже находилось применение его разносторонним способностям. «Варил» себе и родным отопление в квартирах, складывал печи, ремонтировал технику…
В заботах о доме и хозяйстве
Но всё же главными своими «детищами» А. И. Зелинский считает самодельные трактора, над созданием которых он трудился несколько лет (с начала девяностых). Говорит, на это занятие его подвигли мысли о домашних хлопотах.
— Если живешь в деревне, без трактора не обойтись. Особенно, если, как я, имеешь большую семью (воспитал пятерых детей!) и немалое хозяйство, — замечает мужчина. — Поэтому первое, о чем я задумался, переехав в Первоманск — это каким образом я буду выполнять сельскохозяйственные работы.
Чтобы облегчить свой труд, А.И. Зелинский решил обеспечить семью техникой. Для работы на покосе Александр Иннокентьевич собрал большой трактор, который мог косить, грести, возить сено. Его главным преимуществом перед остальными видами сельскохозяйственных машин стал «эксклюзивный» двигатель, который мужчина позаимствовал у мотоцикла «Урал». Многие, кто видел, как работает в пору уборки сенокосов эта техника, не скрывали восхищения: двигатель никогда не перегревался даже в самую большую жару!
Для огородных «подвигов» мужчина сконструировал трактор поменьше. За основу взял самоваренный металлический корпус, на переднюю часть поставил колеса от «Запорожца», назад – сборные колеса с дисками, самостоятельно вваренными «внутренностями» и «вездеходовской» резиной. Снабдил двигателем с самодельной коробкой передач и сцеплением. Использовал и дополнительные «неповторимые» детали, взятые у отслуживших свой срок других транспортных средств – бензобак с мопеда, руль со старенького автомобиля.
— Поскольку делал трактор для огорода, то и рассчитано на нем было всё для этого, — делится изобретатель. — Во-первых, это небольшие объемы и маневренность – трактор должен беспрепятственно заезжать в любую калитку, без проблем ехать по узкой меже и разворачиваться на маленьких площадях. Во-вторых – возможность прикрепления и работы всех сельскохозяйственных орудий – плугов, плоскорезов, картофелекопалки. Я оборудовал технику и съемными маленькими колесами, необходимыми для регулировки глубины плоскорезов и плугов при окучивании. Ну, а потом и вовсе механизировал его работу – прикрепил к трактору мотокультиватор.
И помощник, и гордость
Как и два десятилетия назад, сегодня для Александра Иннокентьевича его трактор (тот, который поменьше, большой он отдал старшему сыну) – самый главный помощник во всех хозяйственных делах. На нем он и в огороде работает, и снег зимой убирает, и мусор вывозит.
Трактор — одновременно и гордость первоманского изобретателя. Несмотря на невнушительный по объемам вид, эта маленькая, но проворная техника не раз выручала своего хозяина, когда на работе ему требовалась помощь в перевозке тяжеловесных электродвигателей (в таких случаях, чтобы трактор не перевернулся, приходилось лишь обеспечивать «противовес» — помещать на переднюю часть людей). А.И. Зелинский, бывает, использует своё изобретение и в качестве транспортного средства, которое, в случае чего, доставит его на работу и в дождь, и в слякоть, и в мороз.
На вопрос о том, в какую сумму он оценил бы свою технику, если бы надумал ее продать, А.И. Зелинский отвечает, что подобными мыслями он никогда даже не задавался. А потому, что всё делал только для себя и своего хозяйства. Заботой о домашних хлопотах и новыми изобретательскими идеями пронизаны и дальнейшие планы Александра Иннокентьевича. Заменить двигатель на тракторе – вот что хочет он сделать в ближайшее время, рассуждая о том, что, если менять двигатель, нужно делать и другую коробку скоростей, и сцепление по-новому собрать… В общем, опять новые задумки и новые мечты! Так, наверное, и должно быть у человека, чем-то сильно увлеченного в своей жизни.