Сбойка свершилась, тоннель пробит!

Сбойка свершилась, тоннель пробит!
Сбойка свершилась, тоннель пробит!

5 июля прошла сбойка Манского тоннеля. Это значит, что на участке Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги завершилась проходка нового Манского тоннеля.

Тоннель расположен в нашем районе. Географически он находится на 729-м километре магистрали Междуреченск – Тайшет между станциями Лукашевич и Кравченко и проложен под Аргазинским перевалом в Саянских горах.

– Завершение проходки – это историческое событие. Позади главный этап строительства самого длинного железнодорожного тоннеля в Красноярском крае, протяженность которого – 2465 метров, – рассказал начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт на торжественном мероприятии, посвященном окончанию проходческих работ.

Сбойка не просто технический этап, знаменующий окончание проходки. Но и грандиозный праздник всех, кто был занят на строительстве подземного сооружения, их родных и близких, ветеранов.

сбойка11.jpgНа Западном портале выход из тоннеля красочно оформлен. Огромные плакаты извещают о проведении сбойки. Прилегающая площадь уставлена белоснежными палатками. Здесь желающие могут сытно пообедать, вспомнить особо примечательные моменты из жизни строителей-тоннельщиков. Перед тоннелем проложены рельсы. Из двух газовых горелок периодически вырываются языки пламени. Звучат аккорды торжественной музыки. Усиленный громкоговорителями голос диктора извещает о том, что проходческая машина преодолевает последние метры горной породы.

Напряжение растет. Кажется, вот сейчас скала не выдержит, из-под земли вырвется стальное чудовище и рухнет вместе с остатками породы на ожидавших в нетерпении людей. Медленно стихает музыка. Теперь все явственнее слышен скрип скальной породы под ножами проходческой машины. И вот свершилось! Вначале посыпались мелкие камни, потом – крупные куски породы. В проеме тоннеля показалась сама виновница торжества, управляемая умелыми руками тоннельщиков.

Машина замерла. Сбойка свершилась! Тоннель пройден!

Перед сбойкой автору этих строк удалось встретиться с заместителем главного инженера ООО «Тоннельный отряд № 18» Захаром Морозом. Вот что он коротко рассказал:

— Машина была перевезена с Дальнего Востока, в очередной раз благополучно смонтирована. З1 мая 2012 года начата проходка. 13 месяцев длились проходческие работы. Сегодня мы имеем то, что машина уже на выходе.

Проходческие работы сопровождались тем, что геология данного участка очень сложная, категория крепости пород порядка 18-20 баллов из 22 возможных. Это очень крепкая порода. Но, несмотря на это, скорости были довольно высокие. Машина успешно дошла, прошла максимальный радиус поворота 600 метров. Для данного типа машины это максимум, который она может пройти. То есть она шла на пределе своих возможностей. Здесь два километра сто метров прямого участка и в конце тоннеля порядка трехсот с лишним метров идет поворот радиусом шестьсот метров. Для нашей машины это критический поворот. Но мы прошли его очень успешно. Весь тоннель прошли качественно. Машина вышла в очень хорошем техническом состоянии и готова к дальнейшей работе.

Сейчас проходит сбойка. Затем будет, скажем так, процесс вывода машины из-под земли. После выхода на поверхность машина будет разбираться, санироваться. Проще сказать – ремонтироваться. Она полностью пройдет техническое обслуживание и в дальнейшем, когда какие-то объекты подойдут ей по диаметру проходки, девять с половиной метров, она будет готова вновь идти в бой. И еще одно условие – объект должен быть протяженностью не менее двух километров. Диктуется экономической целесообразностью. Машина в эксплуатации очень дорогостоящая. Но она оправдывает себя скоростями. Показывает очень высокую скорость проходки.

Мы сейчас говорим о проходке тоннеля, о сбойке, но на самом объекте проводились и другие работы. Пройдена штольня. По штольне постоянно шло обустройство поверхности, мы формировали все подходы, оформляли порталы, строили, отсыпали объездную дорогу. Ежемесячно здесь трудилось порядка четырехсот человек. На самой машине персонал составляет 24 человека в смену.

Довольно много рабочих было задействовано и из числа жителей Партизанского района. Многие рабочие, которые начинали на поверхности, выучивались и уходили трудиться на более ответственные участки и даже под землю.

Руководство района идет навстречу нам, тоннельщикам. Если у нас какие-то вопросы возникают, мы их положительно решаем с администрацией района.

Праздник, посвященный сбойке Манского тоннеля, продолжается. По традиции защитная каска наполняется шампанским и пускается по кругу. Из нее делают по несколько глотков руководители, рабочие тоннельщики. Высокие гости фотографируются на фоне тоннелепроходческого комплекса RME 375 SE фирмы LOVAT. Директор Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт и первый заместитель генерального директора ЗАО «Бамтоннельстрой» Валерий Туров дают интервью многочисленным журналистам. Среди них телекорреспонденты НТВ, «Россия-1», «Енисей Регион».

Перед собравшимися на празднике у микрофона выступил директор Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт:

— Уважаемые строители, ветераны, все присутствующие! Мы сегодня присутствуем при историческом событии. Произошла сбойка самого крупного на Красноярской железной дороге тоннеля, Манского. Это действительно уникальное событие. Почему? Потому что мы очень долго добивались, чтобы направление от Междуреченска до Тайшета развивалось. И сегодня на самом высоком уровне такая программа принята.

Строители раньше срока приступили к работам, и вот мы присутствуем при этом замечательном событии, когда свершилась сбойка. Дело за малым – произвести отделку и сдать тоннель в эксплуатацию.

Я поздравляю всех с этим замечательным событием. Желаю всем удачи, успехов, семейного благополучия, чтобы у нас и дальше была твердая уверенность в завтрашнем дне. У нас далеко идущие планы. Нам нужно построить еще семь тоннелей. Поэтому вы всегда останетесь с работой. Это перспектива. Это здорово! Успехов вам, удачи!

Слово предоставляется полномочному представителю губернатора Красноярского края в Восточном территориальном округе Павлу Корчашкину:

— Дорогие строители! Работа, которая была здесь проведена, сделана с большим качеством и событие сегодня незаурядное. А задача у меня перед вами одна – от имени губернатора Красноярского края Льва Владимировича Кузнецова поздравить вас с этим событием, к которому вы шли, успешно преодолевая сложности, связанные с погодными, геологическими условиями. И поблагодарить вас за серьезный и ответственный труд. Всего вам хорошего!

У микрофона глава Партизанского района Александр Земурбейс:

— Уважаемые друзья, земляки! Вы несколько лет прожили на нашей партизанской земле и сделали здесь многое. Я хочу поблагодарить всех руководителей, которые здесь стоят. Поблагодарить вас за большой личный вклад в социально-экономическое развитие Партизанского района. Огромное вам спасибо! Желаю вам здоровья, семейного счастья, и самое главное – будущих трудовых успехов! Спасибо вам!

Слово предоставляется генеральному директору ОАО «Проектноизыскательный институт «Бамтоннельпроект» Александру Яковлеву:

— Уважаемые тоннельщики! От коллектива проектировщиков института я хочу поздравить вас с очередной победой в строительстве тоннелей. Мне очень приятно видеть воплощение своего проекта вживую. Мы дождались, наконец, сбойки. Я хочу еще раз от имени института поздравить вас с победой, пожелать всем вам дальнейших успехов, здоровья, счастья, всего самого хорошего!

К микрофону подходит первый заместитель генерального директора ЗАО «Бамтоннельстрой» Валерий Туров:

— Низкий поклон вам за сделанное. Вы, как никто, знаете какие здесь геологические условия. Вы знаете, с каким трудом шла техника. Я хочу сегодня сказать спасибо администрации Красноярского края, руководству Красноярской железной дороги, за то, что у нас сегодня есть работа. У нас есть и очень большая перспектива на ближайшее время, которая проявит себя, может быть, уже с середины этого месяца.

Далее Валерий Владимирович зачитал приказ о награждении Почетным Знаком ЗАО «Бамтоннельстрой» троих работников ООО «Тоннельный отряд № 18» за большой вклад в строительство и в связи с окончанием работ на Манском тоннеле. Многие тоннельщики награждены почетными грамотами.

На празднике со словами благодарности перед собравшимися также выступили заместитель министра транспорта администрации Красноярского края Андрей Иванов, заместитель министра строительства и архитектуры администрации Красноярского края Игорь Иванов и другие.

Остается добавить, что Манский тоннель начали возводить в 2007 году. Он прокладывался параллельно старому, через который сейчас осуществляется пропуск поездов (расстояние между ними – 59 метров). Тоннель стал вторым на Красноярской железной дороге и третьим в России, проходка которого осуществлялась комплексом Lovat-375. Большая часть нового тоннеля проходит сквозь скальные грунты, имеющие высочайший коэффициент крепости (20 баллов из 22 возможных). В среднем в сутки тоннелепроходчикам удавалось пройти не более 20 метров.

Следующий этап – техническое оснащение объекта. В постоянную эксплуатацию Манский тоннель планируется ввести уже в 2014 году.

Возведение новых тоннелей на линии Междуреченск-Тайшет входит в государственную программу модернизации железнодорожной транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока.

Инвестиции ОАО «РЖД» в строительство Манского тоннеля составили 7 миллиардов рублей. Всего же за последние 10 лет в сооружение новых тоннелей на южном ходу Красноярской железной дороги компания вложила более 25 миллиардов рублей. За этот период на магистрали построено три тоннеля: в 2006 году сдан в эксплуатацию Джебский тоннель, в 2009 и 2011 годах открылись для движения поездов новые Нанхчульский и Крольский тоннели.

Инновационные технологии, применяемые при строительстве современных железнодорожных тоннелей, позволяют в разы улучшить условия их эксплуатации. Так, в старых тоннелях поезда идут со скоростью 25-40 км/ч, в новых – более 60 км/ч. Срок «безремонтной» эксплуатации тоннелей специалисты оценивают в 100-150 лет.

От Партизанского района на сбойке Манского тоннеля присутствовали и принимали участие в праздничных мероприятиях глава района Александр Земурбейс и заместитель главы района по оперативным вопросам Иван Гавриленко.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

19 апреля 2024
Красноярцам вручили знаки «Почетный донор России»
В администрации Советского района прошло мероприятие «Служение во имя жизни», на котором отметили красноярцев, которые совершили 40 и более донаций
19 апреля 2024
При посеве семян специалисты Красноярского лесничества используют автоматизированную сеялку
Специалисты Красноярского лесничества планируют к осени вырастить в двух мини-теплицах 450 тысяч саженцев сосны с закрытой корневой системой. Сейчас они
19 апреля 2024
Открылась самая северная паромная переправа через Енисей
Сегодня, 19 апреля, заработала паромная переправа Еркалово — Прибрежная. Она соединяет правобережные поселки Подтесово, Еркалово, Епишино и другие с Енисейском