Север православный

Север православный
Север православный

Намоленные места – за этим, в общем-то, ставшим уже привычным выражением, кроется совершенно особая атмосфера, именуемая благодатью. Человек, впервые попавший сюда, поначалу может не понимать, что с ним? Светло и легко становится на душе. Непонятная радость поселяется в сердце – до чего же хорошо, Господи! К таким благодатным местам можно отнести православный север Красноярского края. Речь идет о Казачинском и Енисейске.

Когда плачет Божия Матерь

Старинное сибирское село Казачинское знаменито не только своей славной историей, но, прежде всего, тем, что в здешнем Свято-Троицком храме находится чудотворная икона плачущей Казанской Божией Матери. Церковь в селе существовала издавна. 150 лет стоял трехпрестольный каменный храм, построенный на пожертвования прихожан. Но в 1936 году приветливая нарядная церковь была разобрана по камешку, уничтожено все убранство, сожжены и поруганы святыни. В то страшное время немногие рисковали своими жизнями и жизнями родных, чтобы сохранить небольшие иконки. Тем более необыкновенно и чудесно сохранение такой большой – почти метр в высоту и ширину – храмовой иконы Казанской Божией Матери в сияющем старинном окладе. Она возвышалась в красном углу маленького домика крестьян Егора и Ефросиньи Соколовых в деревне Падерино. Семью могли арестовать как врагов народа. Но Господь и Божия Матерь сохранили людей и чудесный образ, который в 1995 году был передан в казачинский храм.

В марте 2003 года в середине Великого поста прихожане заметили на лике Богородицы слезы. В слезах было и лицо Младенца Христа. Сначала это отнесли на случайное видение, потому что слезы скоро исчезли. Но на Успение апостола и евангелиста Иоанна Богослова всем было видно, что глаза Божией Матери полны слез. Сомнений не осталось – икона Казанской Божией Матери мироточит!

Настоятель казачинского Свято-Троицкого храма иерей Виктор (Зимин) говорит, что эти слезы — «скорбь за всех нас, христиан, но в то же время и поддержка, знак Божией милости».

Сегодня в казачинский храм приезжают православные верующие не только из Красноярского края, но и других регионов нашей страны.

IMG_0751.jpgОтец Виктор рассказал журналистам пресс-тура историю о том, как жительница Москвы приезжала сюда постоянно молиться за сына-наркомана. И отмолила -таки своего мальчика. Тот встал на путь исправления, уверовал в Бога. Также в Казачинское приезжает немало людей, страдающих алкоголизмом. Не желая кодироваться (к слову сказать, церковью это не приветствуется), они просят помощи Пресвятой Богородицы в одолении греха. Живут по несколько недель, работают при храме, молятся. Немало примеров, когда людям удалось справиться с пагубной страстью.

Но все же в большей степени к чудотворной иконе обращаются люди, желающие иметь детей. Когда уже исхожены многие врачебные кабинеты и остается надежда только на чудо – приезжают в казачинский храм. Заказывают молебны, читают акафист, молятся, просят о даровании чада. Множество золотых колец, цепочек, которыми увешана чудотворная икона, – это свидетельство помощи Пресвятой Богородицы страждущим. Родители, у которых после обращения к чудотворному образу, родился ребенок, как правило, всегда возвращаются в Свято-Троицкий храм, чтобы здесь окрестить долгожданного малыша. Обращение к Божией Матери помогает исцелиться от болезни и обрести здоровье душевное и телесное.

Но отец Виктор сетует на то, что с такой чудотворной иконой, обращение к которой помогло многим и многим сотням людей, службы проходят при полупустом храме. Постоянных прихожан из местных едва наберется человек 25. В основном, приезжают паломники. Так и получается, что имеем – мало ценим. Меж тем, на православной ярмарке, которая ежегодно проходит в Красноярске, к Казачинской иконе Божией Матери, которую всегда привозят сюда, выстраиваются многочисленные очереди.

И все же надежда, что люди, наконец, поймут, что главное в земной жизни – это стремиться достичь Царствия Небесного, не угасает. Поэтому в Казачинском вместо имеющегося небольшого деревянного здания строится новый просторный красивый храм…

Восставший из руин

В 1642 году на высоком зеленом холме в полукилометре от Енисейска был основан Спасо-Преображенский мужский монастырь. Предание гласит, что еще в 1592 году здесь поселился пустынножитель, монах Тимофей Иванов, вокруг которого собралась небольшая монашеская община. Долгие годы здание монастыря было деревянным. И только в 1730-х годах здесь началось каменное строительство. Первым каменным сооружением стал нарядный и величественный Спасский собор, построенный в традициях сибирского барокко. Позднее к главному храму были пристроены Ильинский придел, теплая Покровская церковь и колокольня.

Спасский монастырь на протяжении многих лет играл роль важного миссионерского и просветительского центра. При нем существовала церковноприходская школа.

Монастырь очень сильно пострадал в советское время. Возрождение его началось в 1990 году. Об условиях, в которых возрождалась жизнь монастыря, о препонах, чинившихся насельникам и наместнику, свидетельствуют строки одного из многих документов, направленных тогда епископом Антонием в адрес светских инстанций, «контролирующих» восстановление обители: «Указанное здание, десятилетиями не привлекающее вашего внимания и фактически на ваших глазах все более и более теряющее свой архитектурный облик, получено монастырем в таком варварском изуродованном состоянии, что налагать штрафы за все это варварство просто не имеет смысла, как, тем более, не имеет смысла препятствовать монастырю мало-мальски приспособить его помещения для жизни, что и делается…». Большая заслуга в возрождении святой обители принадлежит игумену Мефодию (Есину), который, по словам людей, знавших его, обладал огромной энергией и пробивной силой, столь необходимых при возрождении мужского монастыря.

В настоящее время, по окончании восстановления главного монастырского храма, освящены три отреставрированных престола Спасо-Преображенской обители – во имя Всемилостивого Спаса, в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во имя Пророка Илии.

Многие паломники приезжают специально в Енисейск, чтобы побывать на службе и заказать требы в мужском монастыре.

Тайны женского монастыря

Женский Иверский монастырь (раньше он назывался Христорождественским) основан в 1623 году. Много событий произошло за прошедшие столетия. Время расцвета, когда монастырь был знаменит не только в Сибири, но и по всей России, сменили тяжелые времена испытаний, гонений. В 1923 году Иверский храм отдают под детскую колонию юных преступников. В 1936 в нем размещают клуб. А спустя год расстреляли последнего священника Иверского монастыря иерея Иоанна (Визингера). Было здесь также общежитие педучилища, а затем народный театр. При театре организовали хор. Рассказывают, у одной из будущих прихожанок во время репетиции резко сел, а потом и вовсе пропал голос. Ничего не понимая, она растерялась. А потом вдобавок почувствовала резкую боль в ноге, как будто кто-то сдавил ее сверху. Боль и жар в ноге были столь невыносимы, что юная артистка сняла туфель и кинула его в зал. Уже позже девушка узнала, что сцена, на которой расположился хор, – это прежний алтарь, и стояла она на престоле. Больше в хоре она не пела.

После театра здание вновь стало храмом Божиим. В 1998 году во вновь открывшийся женский монастырь приезжает настоятельница монахиня Варвара. Духовная дочь архимандрита Серафима, она помогала ему в восстановлении церквей. Три года прожила в Иерусалиме в одном из женских монастырей. В 1998 году прибыла в Енисейск и вместе с тремя сестрами приступила к ремонту и приведению в порядок Иверского храма. Передали его в начале октября в ужасном состоянии, а 26 числа – к престольному празднику — нужно было проводить первую службу. Сестры работали не покладая рук. А в назначенный день с Божией помощью и стараниями сестер прошла первая после стольких лет молчания служба в Иверском храме.

Сейчас монахиня Варвара находится на покое, а игуменьей Иверского женского монастыря назначена матушка Олимпиада. Она оставила мир и стала служить Богу практически сразу после окончания медучилища. У матушки замечательный по красоте голос. Не зря отец Серафим при пострижении нарек ее Олимпиадой, что означает «воспевающая небеса».

Еще здесь служит удивительный, совершенно особый человек – протоиерей Александр (Постанчук). Про него можно сказать, что это священник Божией милостью. За его легкую походку, доброту, мягкость, ласковую улыбку прихожане меж собой называют Порхающим Ангелом. В свое время отец Александр служил в Красноярске. И несмотря на то, что он уже много лет окормляет Иверский женский монастырь в Енисейске, его красноярские прихожане целыми автобусами частенько наведываются к «своему батюшке». Отец Александр также является духовником Енисейско-Норильской епархии. А это – особая ответственность и нелегкий труд.

Побывав однажды в Иверском монастыре, хочется туда возвращаться вновь и вновь. Что многие и делают. Не стала исключением и я. Посещение этого благодатного места укрепляет, помогает, дает силу и энергию жить дальше…


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме