Сила иконы

Сила иконы


В художественной мастерской, если это помещение можно так назвать, необыкновенно тихо и как-то совсем по-домашнему: цветы на подоконниках, аквариум, ажурные занавески. Нет ни многоцветных палитр с сочными пятнами масляных красок, ни холстов, расставленных вдоль стен или закрепленных на мольбертах. Вместо этого — всюду иконы. На стенах, на полочках, на столе…

«Как-то не очень на мастерскую похоже», — говорю. «Так икона не терпит ничего лишнего», — не отводя взгляда от проводимой тоненькой кистью линии, отвечает художник. Так и началось наше знакомство с Владимиром Викторовичем Меньшовым, мастером, который не только пишет новые иконы, но и, как говорит он сам, старые «лечит». И, как подтверждение словам, на глаза попадаются рядком разложенные скальпели и резачки. Похоже, здесь и правда лечат…

Пока я осматривалась по сторонам, Владимир Викторович, не отвлекаясь от обводки, поведал мне о своем занятии, время от времени поглядывая на работу поверх очков. «Это вот мерная икона будет, или, как ее раньше называли, ростовая. Такая на крещение ребенка пишется, а размером она точно с малыша на момент его появления на свет. Такие раньше только очень высокопоставленные люди могли себе позволить, а сейчас может заказать любой желающий», — Владимир Викторович отложил в сторону тонкую кисть: первый этап работы завершен, можно спокойно продолжить беседу.

Первая его икона была написана лет в пятнадцать, когда он еще учился в художественном училище. Тогда Владимир не знал, что это будет началом его пути и духовного, и творческого. А в то время это была просто очередная художественная работа. Это сейчас он понимает, что икона, созданная собственноручно, не отпускает потом всю жизнь. Однако к осознанному посвящению себя иконописи он пришел уже намного позже.

Господь сподобил, — говорит. – Я уже не мыслю себя и без этого ремесла, и без веры».

Церкви, храмы, монастыри… Много их повидал Владимир Викторович, много объездил. Сначала — в поисках самого себя, затем – в поисках утраченных и возрождающихся традиций русской иконописи, изучая каноны написания и знакомясь с мастерами церковной живописи. Книги, методики, пробы и… терпение, терпение, терпение. «Мы ведь как порой хотим – чтобы было все и сразу. А здесь суета не уместна, и торопливость вовсе не нужна», — говорит художник. Он и учеников своих тому же учит: видишь, что не идет дело – отложи, другим пока займись. Может, не дорос еще, позже откроется… «У нас так было, когда трудились над «Всецарицей» для отделения хирургии. Все готово было, а лик никак не давался. Не один год пробовали – не получалось. Зато в какой-то момент в один день все закончили, все получилось. Бывает, конечно, и наоборот: работа сама не отпускает, пока не завершишь ее, хоть даже и ночь глубокая на дворе будет».

А вот с реставрацией – другое дело, тут ведь и знания особые нужны, и навыки. И снова приходит на помощь огромное терпение, когда миллиметр за миллиметром кропотливо и очень осторожно восстанавливаются потемневшие от времени изображения. «Так жаль, что многое уже потеряно безвозвратно, — скорбит Владимир Викторович. – Отношение-то какое десятилетиями было? Это ведь встарь, когда люди переезжали с места на место, брали с собой только самое ценное: деньги, документы, иконы. И из дома, что случись, перво-наперво выносили то, что в красном углу стояло, — изображения святых, которые веками передавались из поколения в поколение». А позже много лет разрушалось то, что теперь так стараемся восстановить: и сами храмы, и их наполнение, и духовность русского народа. Нам ли, енисейцам, этого всего не знать… Кстати, при восстановлении Спасо-Преображенского мужского монастыря над восстановлением икон несколько лет трудился и Владимир Викторович.

Но для того чтобы возродить само ремесло, просто заниматься реставрацией старинных изображений недостаточно, считает Владимир Викторович.

Раньше детей с маленького возраста в ученики брали, передавая им знания по иконописи с малых лет. Да и духовные ценности лучше с самого детства прививать. Вот и мы решили попробовать с ребятишками занятия по иконописи проводить. Уже и первые заявки есть. Может, и оживет в Енисейске мастерство православной живописи.

Мы ведь и так уже многое растеряли от наших отцов: и манеру письма, и четкость линий, и само благоговейное отношение к работе. А, как сказал один мудрый человек, кто не бережет дела отцов своих, у того нет будущего», — продолжил Владимир Викторович, словно размышляя вслух.

…Темперная краска плотным слоем ложится на кедровую дощечку — работа над созданием иконы продолжается. Одна за другой проявляются детали на образах: складки на драпировках, светлые лики, ясные глаза. Раньше, отдавая икону в дар, говорили «в гости пошла», словно оживотворяя ее. Несколько созданных Владимиром Викторовичем и его учениками икон уже «гостят» в восстановленных храмах и монастырях края. «И дальше трудиться будем. Помнить только нужно, что восстановить золотые купола – не самое сложное. С сердцами нашими все куда труднее…» Но ведь и дорогу осилит только по ней идущий, лишь бы избранная дорога верной оказалась.


Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме