Пути бывают разными: автомобильными, железнодорожными, водными, воздушными. Те, кто листает атлас российских дорог, часто сравнивают нашу страну с организмом, а дороги – с венами и артериями, по которым жизнь добирается до самых дальних уголков.
Зимник, соединяющий Малую Кеть с цивилизацией, действует от силы четыре месяца, поэтому главной артерией поселка остается железная дорога.
Станция Малая Кеть находится на окраине поселка, она – еще один шанс для жителей устроиться на работу. На линии работает бригада путейцев, мужчины расчищают снег. Мы поднимаемся в диспетчерскую и знакомимся с девушками, которые 24 часа находятся за пультом управления.
Лилия Алиевна Гурьева – диспетчер станции Малая Кеть. Окончила Красноярский техникум железнодорожного транспорта. В ее обязанности входит контроль за погрузкой, выгрузкой вагонов, контроль пропуска поездов, перевод стрелок. Дежурный постоянно на связи с диспетчерами других станций. У него четыре телефона и рация – прямая связь с коллегами из Ачинска, Красноярска, с машинистами локомотивов. Порой нужно одновременно ответить на несколько звонков, записать полученные данные в журнал, сделать отметку в тетради. Сутки пролетают быстро. После чего Лилия Алиевна спешит домой. Там ее ждут муж и трехлетний сынишка. Старший сын Гурьевых служит в армии, средний учится в техникуме. Лилия рада, что у нее есть работа, это постоянный доход и возможность учить детей.
Молодая симпатичная девушка, встретившая нас вместе с Лилией Алиевной, работает начальником станции Малая Кеть с 1 ноября 2013 года. Зовут ее Айдысмаа Оюн-ооловна Монгуш. В Малую Кеть приехала по распределению от Красноярской железной дороги, сразу же по приезде получила благоустроенную квартиру в двухквартирном доме, построенном РЖД. Квартира большая – 120 квадратных метров, электрическое и печное отопление, вода. Вместе с Айдыс в Малую Кеть приехал и ее супруг, работавший путейцем. Через некоторое время его забрали в ряды Российской армии. Сын супругов Монгуш живет в Кызыле с бабушкой и дедушкой, так как в поселке нет детского сада. Молодая мама очень скучает по ребенку.
– По договору я должна отработать здесь пять лет, – говорит Айдыс. – Если честно, для меня, выросшей в Кызыле, три года жившей в Красноярске, два года в Иркутске, жизнь без интернета, без связи – это что-то… Хочется цивилизации. Но нужно думать не только о себе, а и о детях. Буду надеяться, что после окончания срока договора в моей жизни что-то изменится.
Интересуюсь, нравится ли Айдыс ее работа.
– Я «заболела» железной дорогой, – говорит Айдыс. – Мне нравится, что мы, сидя в кабинете, можем управлять движением поездов, а я, такая маленькая и хрупкая, могу контролировать свою железнодорожную ветку. И когда я отправляю поезд, то чувствую причастность к огромному, единому организму железнодорожной сети.
Во время разговора с диспетчерами к нам регулярно заглядывают разные люди – связисты, электромеханики, фельдшер с ФАПа, соседка из дома напротив. Кто-то решал вопросы, связанные с работой, кто-то заходил просто поздороваться, а кто из праздного любопытства – выяснить, что за люди пожаловали в Малую Кеть. Пиликали рации, заливались на разные голоса телефоны. На станции Малая Кеть продолжался обычный рабочий день.