Малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике любой страны. Кроме того, его интенсивное развитие влияет на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест. Поэтому в большинстве стран малый и средний бизнес пользуется поддержкой государства.
В нашей стране, например, действует Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В чем суть этого закона? Какова его эффективность? На эти и другие вопросы нам ответила Любовь Великих, юрист 1 класса, помощник прокурора Курагинского района.
— Любовь Геннадьевна, насколько нам известно, закон, о котором пойдет сейчас речь, вступил в силу давно. Насколько он действенен?
— Да, действительно, Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» был принят в нашей стране в 2008 г. и вступил в действие с 1 мая 2009 года. Прежде всего, мне бы хотелось еще раз обратить внимание на его суть, так как предпринимателей, несмотря на известные трудности, с каждым годом становится больше. Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются открытость и доступность нормативных правовых актов, проведение проверок в соответствии с полномочиями всех органов контроля (надзора), а также недопустимость проводимых в отношении одного хозяйствующего субъекта несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и, конечно, недопустимость взимания платы за проведение мероприятий по контролю. Кроме того, деятельность всех хозяйствующих субъектов, согласно вышеуказанному закону, строго регламентируется и в обязательном порядке контролируется разными государственными структурами.
— Какие органы государственного контроля (надзора) расположены на территории нашего района?
— В нашем районе таких структур шесть. Это территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Курагинском районе, ОНД по Курагинскому району ГУ МЧС, Курагинский отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ОГИБДД МО МВД России «Курагинский», инспекция Гостехнадзора, отделение УФМС России по краю в Курагинском районе.
— А что подразумевается под органами муниципального контроля?
— Если говорить коротко, то под муниципальным контролем подразумевается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения хозяйствующими субъектами требований, установленных муниципальными правовыми актами.
— Расскажите, пожалуйста, более подробно о муниципальном контроле.
— Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. На территории нашего района 23 муниципальных образования. К работе уже подключились МО Черемшанское, Артемовское, Краснокаменское.
— Каким образом осуществляется государственный и муниципальный контроль юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?
— Контроль осуществляется в форме проверок: плановых и внеплановых. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. И это нововведение является очень важным моментом. Раньше контролирующие органы могли прийти с проверкой в любой момент. Причем одна организация планировала, например, провести эту работу в июне, а другая – в октябре. И каждый раз предприниматель готовился к проверке, собирал необходимый пакет документов. Согласитесь, что это было, мягко говоря, не очень удобно.
— А сейчас?
— Сейчас все отрегулировано. Но хочу обратить внимание, что создание ежегодного плана проведения плановых проверок требует кропотливой многоэтапной работы всех контролирующих структур. Так, до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Эти проекты сотрудники прокуратуры изучают на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и до 1 октября вносят предложения руководителям контролирующих органов. Главное — определяем единую для каждого конкретного хозяйствующего субъекта дату проверки. Только после этого, с учетом наших предложений утвержденные планы проведения плановых проверок поступают в прокуратуру. Но и это еще не все. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря текущего года обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает его на официальном сайте www.genproc.gov.ru.
— На сайт? А для чего такая публичность?
— Хозяйствующий субъект может увидеть всю информацию о дате проверки, органе контроля, объекте проверки, сможет спокойно привести дела в порядок, подготовить необходимые документы. И, наконец, убедиться в законности осуществляемого контроля.
— Бывали ли случаи, когда контроль осуществлялся незаконно?
— Да. Не так давно было выявлено, что в одном из сел нашего района муниципальные инспекторы органа местного самоуправления провели проверку, не имея на то никакого права. Это хорошо, что ее результаты были положительными и не нужно было выносить предписание, составлять протокол, привлекать лицо к административной ответственности. Сами видите, какая большая работа предусмотрена законом. Но проверка не правомерна – и все усилия напрасны. А предприниматель зря беспокоился, напрасно работал орган муниципального контроля. Но в таких случаях дело не заканчивается лишней суетой. Так, в отношении и.о. главы данного муниципального образования Курагинского района нами возбуждено дело об административном нарушении по поводу нарушения прав хозяйствующего субъекта.
— Любовь Геннадьевна, понятно, что государственные структуры должны контролировать деятельность и индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц. Это происходит в ходе плановых проверок. А при каких обстоятельствах проводятся внеплановые?
— Оснований несколько. Во-первых, истечение срока исполнения предписания, выданного контролирующим органом об устранении выявленного ранее нарушения. Во-вторых, поступление в органы государственного контроля, органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации. Факты таких заявлений могут быть разными. Например, возникновение угрозы причинения и непосредственно само причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. А также нарушение прав потребителей в случае обращения граждан, права которых нарушены. Ну и конечно, приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Но даже внеплановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может быть проведена контролирующими органами только после согласования с прокуратурой, за исключением нарушений по защите прав потребителей и поручений Президента и Правительства Российской Федерации.
— То есть прокуратура может и не разрешить проводить внеплановые проверки?
— Совершенно верно. Так, из рассмотренных в 2012 году прокуратурой Курагинского района 10 заявлений о согласовании проведения внеплановых проверок субъектов предпринимательства в связи с несоответствием требованиям законодательства два было отклонено. В текущем году отклонили уже пять таких заявлений из восьми. Кроме того, мы постоянно проводим мониторинг муниципальных правовых актов органов местного самоуправления на предмет соответствия документов действующему законодательству. Уже проверено более 20 административных регламентов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей лиц, в адрес глав МО внесено четыре протеста на некоторые пункты этих регламентов. Причем был выявлен один пункт, внесенный в устав муниципального образования, где поселение предусмотрело себе муниципальный контроль, который в их полномочия не входит. Также мы внесли замечания и протесты на постановления органов местного самоуправления в части утверждения схем торговых объектов, на муниципально-правовые акты, затрагивающие торговлю предпринимателей.
Как видите, у прокуратуры достаточно полномочий по защите прав предпринимателей. Уверена, что наша работа помогает снижать уровень необоснованного административного вмешательства, исключает коррупционную составляющую проведения контрольно-надзорных мероприятий, тем самым способствуя созданию реальных условий для развития предпринимательства.
В заключение хотелось бы сказать, что мы готовы получить любую информацию о нарушениях прав предпринимателей и при наличии к тому оснований принять меры прокурорского реагирования. Сотрудниками прокуратуры прием граждан ведется ежедневно с 9 до 18 часов, в субботу с 9 до 12 часов по адресу: п. Курагино, ул. Советская, 8, тел. 2-35-06.