Расстояние – понятие относительное. Еще несколько десятилетий назад путь к таежным населенным пунктам района по бездорожью мог занимать многие часы. Сегодня это время исчисляется минутами. Все благодаря развитой сети автомобильных дорог, которую содержат в порядке сотрудники Ирбейского филиала «КрайДЭО».
Наготове
В предыдущие годы в преддверии своего профессионального праздника дорожникам нередко приходилось приступать к зимним работам – чистить снег, посыпать проезжую часть противогололедной смесью… Накануне моей поездки по сбору материала ко Дню работников дорожного хозяйства погода тоже предвещала нечто подобное. Вечером пробросил мокрый снег, в ночь подморозило. Но вопреки ожиданиям к утру дорога была чистая, без признаков гололеда. Что не помешало водителям повысить статистику аварийности. На улице Трактовой лежала, мучительно изогнувшись, сбитая автомобилем корова, из открытого перелома верхней части ноги сочилась кровь. Хозяевам потом пришлось дорезать животное. На перекрестке у плашкоута стояли две не разъехавшиеся машины, на асфальте блестели осколки вдребезги разлетевшихся фар.
— Я и сам не понимаю, с чего они сегодня бьются, — отметил позже дорожный мастер Константин Боссердт, руководивший ремонтными работами на четвертом километре трассы Ирбей-Талое. – Во всяком случае, не по нашей вине. Дороги в полном порядке, и даже если бы был гололед, у нас КДМ-ки (комбинированные дорожные машины) стоят наготове. Поскольку они не понадобились, производим здесь ремонт.
Взламывая асфальт
Часть асфальтированной автострады отливала желтизной недавно насыпанного и утрамбованного гравия. На другой стороне проезжей части сохранялся асфальт – почему-то весь потрескавшийся, в выбоинах.
— Именно поэтому мы и затеяли ремонт дорожного полотна, — пояснил Константин Боссердт. – Здесь под низом земля, это очень ненадежный грунт, и сколько нового асфальта ни клади, через год опять потрескается. Решаем проблему радикально.
Работы еще не начались. Стояли наготове груженые щебнем КамАЗы, приехал грейдер, с оборудованной неподалеку площадки медленно приполз каток, за ним – 32-тонная махина экскаватора.
Он и дал старт делу. Мощный ковш вгрызся в твердое покрытие, выламывая куски асфальта, дальше углубился в мягкую породу. Действительно, земля с небольшими вкраплениями глины. КамАЗы свалили рядом щебень и выстроились в очередь на погрузку, чтобы вывозить в сторону отработанный материал. Один из водителей приглашающе махнул рукой. На улице дул холодный пронизывающий ветер, и я с удовольствием запрыгнул в кабину. В салоне царило приятное тепло, граничащее с жарой.
— Это еще что, я обычно даже зимой в футболке езжу, — добродушно посмеиваясь, сказал Александр Прилука. – А сейчас нужно окошко открытым держать, чтобы слышать сигналы экскаватора.
Каждый опытный водитель позаботится не только об исправности техники, но и о собственном комфорте на рабочем месте. Опыта же Александру Прилуке не занимать, за рулем почти три десятка лет. Из них 20 работал на сельскохозяйственном предприятии в Елисеевке, откуда он родом. Потом возил трубы на прокладке нефтепровода, трудился на угольном разрезе. Три года назад, переехав в Изумрудный, устроился в филиал «КрайДЭО» и решил, что от добра добра не ищут. Все его устраивает, особенно слаженный профессиональный коллектив, в который он органично влился.
— Я-то в отрасли, можно сказать, новичок, вон наши «долгожители», — рассказывал Александр Ильич, с нескрываемым уважением указывая на коллег. – Александр Слизкин и Владимир Федоров на КамАЗах, Николай Белых на УАЗике-«таблетке», Сергей Кавуненко на экскаваторе, Сергей Трусов на катке… Лет по 20 отработали в доротделе, а то и больше.
Ирбей-сити
Отвозили породу недалеко, совсем рядом располагался съезд с трассы. КамАЗы разгружались на расчищенной площадке, и грейдер сразу разравнивал земляные кучи. Здесь же стоял передвижной вагончик с крупной колоритной надписью «Ирбей-сити!». Наши дорожники проводят работы не только в родном районе, нередко помогают соседям. В позапрошлом году бригада ездила в командировку в Кодинск, в прошлом – в Богучаны, нынче – в Канск и Иланск. Чтобы в свободные минуты отдыхать и обедать с комфортом, брали с собой этот вагончик. Сразу отметили территорию, откуда данное имущество. Балагуры потом приписали для солидности английское обозначение города. Знай наших!
Как позже рассказали работники, трудились они в командировках ударно. Нередко с раннего утра и до позднего вечера, по 12 часов и больше в сутки. Никто не отказывался, надо – значит, надо. Вот только зарплата в этом году оказалась значительно меньше, чем ожидали.
— Написали апелляцию на пересмотр дела, будем на законных основаниях отстаивать права и интересы работников, — пояснил Константин Боссердт.
Нынче осенью его избрали председателем местной профсоюзной организации, и он собирается оправдать оказанное доверие.
В труде часов
не замечают
Работа шла своим чередом. Опытнейший машинист Сергей Кавуненко, в основном, управляет грейдером, но и за рычагами экскаватора дело знает отменно. Ров метровой глубины на месте проезжей части все удлинялся. Одни КамАЗы увозили породу, другие доставляли с территории предприятия щебень и сыпали его в траншею. Дмитрий Марченко грейдером разравнивал кучи. Затем в дело вступал Сергей Трусов, своим 11-тонным катком слой за слоем тщательно утрамбовывая насыпь.
— Дальше фракция будет уменьшаться, и сверху ляжет гравий, — объяснил технологию Константин Боссердт. – С такой основой этот участок трассы уже никуда не денется – надежно!
Накануне дорожники провели аналогичную работу на соседней полосе движения, по которой теперь двигался автомобильный поток. Сделано было качественно, машины практически не замечали перехода с асфальта на гравий и обратно. Зиму продержится так, а на следующий год, по словам дорожного мастера, данный участок тоже заасфальтируют.
Вообще дорожники готовы работать, выполнять большие объемы, было бы финансирование. Как говорил губернатор края Виктор Толоконский, средства на ремонты должны поступать весной, а не в середине июля.
В трудах незаметно пришло время обеда. Машинисты экскаватора, грейдера и катка скоротали его в вагончике. Водители автомобилей – дома. Работу они возобновили рейсом на территорию предприятия, где Андрей Соколов на погрузчике наполнял кузова сначала щебнем, потом – гравием. Дальше камазисты до вечера ездили по маршруту на четвертый километр трассы Ирбей-Талое и обратно, возили грунт. Работники дорожной техники неутомимо ровняли его и укатывали катком.
Проезд нормальный
Работа у дорожников разнообразная, часто не ограничивается одной поставленной задачей. Вскоре Константину Боссердту позвонил начальник филиала «КрайДЭО» Сергей Черемшанов, сообщил о жалобе населения по поводу дороги на Петропавловку и Бычковку. Водитель Николай Белых повез мастера на место. Информацию проверили и приняли к сведению – кое-где нужно в ближайшее время подсыпать гравия.
Когда они вернулись, работы подходили к завершению. Экскаватор сделал свое дело, за ним приехал К-700 с тралом. Прицеп загнали в яму, так что настил оказался вровень с агрегатом, и гусеничная махина без проблем на него заехала. Зато вытянуть разом потяжелевший более чем на 30 тонн трал могучему «Кировцу» оказалось непросто, он пробуксовал и мгновенно зарылся колесами в рыхлый гравий. Сергей Кавуненко искусно помог, отталкиваясь ковшом от земли, пока трактор не выехал на твердую поверхность. К-700 отправился на базу, машинист экскаватора остался ждать попутного КамАЗа.
— Когда «Кировец» тянет трал, его водителю по инструкции строго запрещено брать с собой пассажиров, — объяснил ситуацию оказавшийся рядом Сергей Трусов. – Дело непростое и опасное, на подъемах и спусках трактор с таким грузом может запросто потерять управление. За рулем наш опытный Анатолий Злобин, он справится. Но не хотел бы я быть на его месте.
Работник встряхнулся от холода и полез в кабину катка, я последовал за ним. В салоне было тепло и уютно. Невольно подумалось, какая незавидная доля досталась другой бригаде дорожников, которая в это время на других направлениях чистила водопропускные трубы. Полностью ручной труд, постоянно на улице. При этом ветер и без того пронизывал до костей, а уж какой сквозняк дул в трубах, даже думать не хотелось. Нелегкая у дорожников работа. Но они люди крепкие, справляются, не жалуясь. И благодаря им можно в любое время без проблем добраться до любого населенного пункта района или выехать за его пределы. Пока погода позволяет, они заканчивают ремонтные работы. Когда вступят в свои права снег и морозы, мгновенно переключатся на зимнее содержание трасс. Для этого у дорожников все готово, зима не застанет врасплох.