На табличке, что висит на дверях кабинета математики Новоселовской средней школы – надпись: «Воронцова Галина Александровна – педагог высшей квалификационной категории». Видимо, давно повесили табличку-то…Сегодня Галина Александровна плюс к тому еще и заслуженный учитель Красноярского края!
3-6 не пустует даже после уроков
Шестой час вечера. Школьные коридоры пусты, но из классов все же изредка доносятся голоса. Видимо, где-то идут консультации или дополнительные занятия… Ничего не изменилось в моей любимой школе! Ну, нет, преобразилась, конечно, похорошела, косметику навела… Но кабинеты-то все те же, все там же! И это удивительно! Галина Александровна сказала, что она ждет меня в 3-6. Это где-то на третьем этаже… ну, да, конечно, рядом с кабинетом литературы. Здесь тоже табличка. В наше время их не было. Как не было и многого другого…Дверь в кабинет математики приоткрыта, слышится голос Галины Александровны. Строгий, четкий, несмотря на поздний час, без тени усталости.
— … Найти синус угла АОВ… Думайте, мои хорошие, думайте…
Ну, вот он, его Мучительство ЕГЭ! Как там задуман мой вопрос? Что стоит за высокими баллами и блестящими результатами, которые ученики Галины Александровны из года в год выдают на едином государственном экзамене по математике? Надо ли спрашивать, если учебный год только начался, а работа уже идет полным ходом. Ежедневная, кропотливая, упорная. Сама Галина Александровна называет труд математика «каторжным». Дети все с разными способностями, но надо учить так, чтобы царица наук вошла в голову каждого. И тут, как в пословице «Вода камень точит». Нет у Галины Александровны ни волшебной палочки, ни особых педагогических секретов. «Повторение – мать учения», огромный и прочный багаж знаний, ну и неповторимая воронцовская индивидуальность, конечно. Галина Александровна – человек яркий, с харизмой, как говорят сегодня. Плюс к тому – два часа обязательной ежедневной подготовки к урокам. Два часа – это, как минимум. Жизнь педагога целиком подчинена школе и детям. Все, что касается себя, что хочется для собственной души, отходит на второй план или откладывается в долгий ящик, на завтра. «Вот уйду на отдых, буду вязать, перечитывать любимые книги, смотреть кино…», — говорит Галина Александровна. Но на пенсии она уже не первый день, а востребованность в ней, как в математике, не становится меньше. Наоборот, растет с каждым годом. Некоторые родители думают об уходе талантливого математика из школы (рано или поздно) с сожалением и тревогой. Кто будет учить их детей? Найдется ли достойная замена?
Потомственный учитель
Галина Александровна родом из учительской семьи. Мама, папа, сестра – все учителя. Разговоры в доме велись только о школе, поэтому, получив диплом о среднем образовании и серебряную медаль, Галина Александровна пошла прямиком в педагогический институт. Сегодня медалисты, как правило, выбирают высокооплачиваемые профессии, в разряд которых профессия учителя, к сожалению, не входит. Выбирают экономику, юриспруденцию, что угодно, только не педагогику. Но своих-то детей приведут в школу и будут требовать от учителей достойного обучения. А раньше, по словам Галины Александровны, в пединституты шли только лучшие ученики, медалисты.
Сегодня в новоселовской школе у Галины Александровны нет прямых последователей. Никто из ее учеников, педагогов-математиков, а они есть, пока не вернулся в родную школу. Но за спиной педагога одиннадцать школьных выпусков, возможно, все еще вернется на круги своя.
Математик с душой литератора
Так называет Галину Александровну филолог Наталья Геннадьевна Русинова, которая работает с ней бок о бок ни много ни мало – три десятилетия. То ли это дар литературный, то ли человеческий, но умеет Наталья Геннадьевна так метко и тонко сказать о знакомом человеке, что добавить после нее нечего. Приметит и большое, и малое, не упустит ни главного, ни второстепенного.
– Да, Галина Александровна — математик с душой литератора. Объясню, почему. Она с уважением относится к русского языку, ее задевает, когда она слышит речевые ошибки по телевизору или вокруг себя. Не постесняется спросить, как правильно пишется то или иное слово. Любит поэзию, цитирует Омара Хайяма, Эдуарда Асадова, Степана Щипачева. Уверена, что дома у нее есть любимые книги, знаю, что она читает Евтушенко, Вознесенского, Дементьева, моего любимого Есенина. Галина Александровна любит хорошую, проверенную временем литературу.Это любовь выливается у нее в интереснейшие интегрированные уроки, а если она готовит со своим классом школьный вечер, то он всегда творчески продуман и увлекателен. Как литератору мне всегда интересно с ней поговорить по душам, жаль, что не всегда удается. Хотя и разделяет нас всего лишь стена, но класс ее никогда не пустует, а открыт с раннего утра. Уважаю Галину Александровну за труд, честность, доброту, доброжелательность, умение анализировать свою деятельность, видеть и признавать свои ошибки. Ее любимый принцип: новое – это хорошо забытое старое. Она умеет работать по-новому, используя свой богатый учительский опыт. А, самое главное, она дает превосходные, блестящие результаты. Ее ученики — гордость школы.
В своем классе и стены помогают
Одна из любимых кинокартин Галины Александровны — фильм Сергея Герасимова «У озера». «Нельзя всю жизнь прожить у озера», — размышляет в конце картины главная героиня и уезжает подальше от родного дома.
— А каково проработать сорок лет в одной школе? Хорошо это или плохо? — поинтересовалась я.
— Я сорок лет работаю в этом классе, и в другом мне как-то даже не по себе, — смеется в ответ Галина Александровна. — В своем, видимо, и стены помогают.
Весть о том, что она удостоена звания «Заслуженный учитель Красноярского края» Галина Александровна узнала не из официальных источников, а от своих коллег-педагогов, среди которых много ее учеников. Вот только одно из высказываний:
Людмила Соколова, учитель русского языка и литературы, методист межшкольного методического центра:
– Галина Александровна, конечно, достойна этого звания. Посмотрите, сколько у нее учеников! В том числе и среди нас, учителей! У меня, например, она была классным руководителем. Благодаря своему таланту и харизме она смогла привить нам любовь и к своему предмету, и к школе. Случайных людей среди заслуженных учителей не бывает. Такую награду получают только достойные люди.