В одном из недавних опросов нашей газеты, приуроченном к открытию Года охраны окружающей среды, пировчане отмечали экологическое невежество современного общества. Настолько мы замкнулись в повседневных проблемах, окруженные технологическими достижениями – на работе и дома, от компьютера до холодильника, что перестали замечать, как проклевываются первые зеленые листочки на деревьях, как просыпаются муравейники… Даже в сельской местности, где, зеленая природа стоит у самого порога! Помнится, участники опроса предлагали ввести уроки по экологии в школах и детсадах, чтобы все-таки не отрываться от природы.
Как оказалось, такая работа в Пировском ведется, и уже не первый год. Об этом мы узнали, когда нас пригласили в детский садик «Ромашка» и ее маленькие хозяева, дошколята, с гордостью показали огород, который вырастили своими руками. «Огород», правда, свободно размещался по ширине и длине подоконника. И все же стало интересно: откуда появилась идея выращивать зелень вместе с детьми? И что это дает процессу воспитания? Свои вопросы мы задали воспитателю «Ромашки», а по совместительству – «главному агроному» В.С. Поршуковой.
— Вера Степановна, пока одни бурно обсуждают, другие тихо и скромно создают. В этом смысле Вы – человек дела. Скажите, кто придумал этот замечательный детский огород?
— Идея, конечно, была моя. Более 13 лет я работаю по программе экологического воспитания детей, разработанной, в основном, по своей методике. Огород на подоконнике – это часть данной программы или логическое ее продолжение. Принципиально считаю, что в раннем детстве необходимо формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы. Экологическое воспитание способствует познанию детьми окружающего мира, развитию мышления, эрудиции, становлению личности в целом.
— Какие же экологические знания можно дать ребенку дошкольного возраста? Что он в состоянии понять и усвоить?
— Прежде всего, для ребенка уроки экологии должны быть интересными, увлекательными. Поэтому работу в этом направлении я веду обычно на практических занятиях и, как правило, в игровой форме. К примеру, обычную прогулку во дворе можно превратить в увлекательную экскурсию от растения к растению. Вот одуванчик, я рассказываю детям, как он появляется на свет – из желтого цветка превращается в пушистый шар, какими целебными свойствами обладает. Вспоминаю словно невзначай стихотворение: «Носит одуванчик желтый сарафанчик…», дети внимательно слушают. Затем предлагаю им поиграть, представить себя «белыми парашютиками», малыши с удовольствием кружатся, смеются. Вместе подводим итог: одуванчик — лекарственное растение, пчелки собирают с него нектар, поэтому эти красивые цветочки нельзя вытаптывать, рвать… На следующей прогулке на нашем пути будут веточки тополя, березы, вербы, черемухи. Самые наблюдательные обязательно заметят, на каких деревьях первыми распустятся листочки, и остается только объяснить — почему.
Еще на территории нашего детсада есть муравейник, дети наблюдают за его обитателями и знают, что муравьи — это санитары леса, что нельзя ни в коем случае разорять их «домик». По опыту работы поняла, наиболее успешно экологические уроки проходят там, где дети имеют возможность не только наблюдать, но и участвовать в живом процессе.
— Теперь понятно, откуда появился «огород на подоконнике». Расскажите все-таки о нем подробнее.
— Начала я с того, что рассказала детям об овощах, которые традиционно выращивают в наших огородах. Предложила поиграть в игру «Свари суп»: по наблюдениям из дома, из семьи дети клали в кастрюлю те овощи, из которых их мамы готовят это блюдо. Прочла в группе сказки на овощную тему.
На следующем занятии мы внимательно рассмотрели семена каждого овоща, намочили их и стали каждый день наблюдать, как они прорастают. Соорудили на подоконнике импровизированный огород, который показали вам дети, оформили его в виде «овощной сказки», посадили лук, укроп, огурцы, капусту и помидоры. К нашим занятиям с удовольствием подключились родители, мама Андрюши Долгушина связала сказочных персонажей — кукол в виде деда с бабой, по общему замыслу, они охраняют огород, когда дети уходят домой.
Первым был урожай укропа и лука. В обед укроп добавляли детям в суп, а перышки лука давали целиком. Вы бы видели, с каким удовольствием ребятки зелень ели и убеждать никого в «полезности витаминов» не приходилось!
Затем стали подрастать огурцы. От наблюдения за их ростом у детей глаза горели, каждое утро, приходя в садик, они первым делом мчались к огороду и смотрели, насколько за ночь подросли огурчики. Амир, например, ставил стульчик и все пытался сорвать крохотный зеленый огурец, на слова «подожди немного, пусть подрастет», нетерпеливо отвечал: «Ну, сколько можно ждать!». И с таким же аппетитом дети уплетали огуречные салаты.
«Почему наши овощи такие вкусные?» — спросила я однажды детей за обедом. Ответы были разными, но вместе мы пришли к выводу: зелень вкусна потому, что вырастили мы ее сами, заботились о ней. Для детей настоящим открытием стало, что одно маленькое крохотное семечко способно вырасти и накормить целую группу!
С наступлением тепла высадим помидоры, капусту, огурцы на улицу, так что наш огородный эксперимент продолжается. Он показал, по моему мнению, главное — дети в совместной деятельности со взрослыми не являются наблюдателями, как это принято считать, а с интересом берутся за порученное дело. И нам, взрослым, следует поддерживать этот интерес, первые шаги к самостоятельности.
— Вера Степановна, безусловно, Ваша работа, накопленный опыт по экологическому воспитанию детей заслуживают уважения и применения в других детсадах, но скажите, почему приобретенные в раннем детстве знания, элементарные навыки по охране природы не развиваются, теряются с возрастом?
— Отвечу вам пословицей: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому — родители пример ему». Когда на глазах детей взрослые бросают на улице мусор, ломают в лесу деревья, с корнем рвут грибы, какой наглядный урок дети получают? Недавно, в пору сбора березового сока, мы разъясняли ребятишкам, что для деревьев это вредно, погибельно. Если даже подрубили березку, рану на ее теле надо замазать хотя бы глиной. Думаете, в каждой семье нас поддержали? По моему твердому убеждению, экологическое воспитание детей должно начинаться именно с семьи, а затем развиваться в детском саду и в школе.
КОММЕНТАРИИ:
Ярослав ДМИТРИЕВ, 3 года:
— А мы сегодня снова огурчики кушали. Они сначала маленькие были, вот такусенькие, а потом большие выросли, вот такие (широко разводит руками). Я их сам поливал водичкой из лейки. Маме с папой рассказываю, какой у нас в группе огород, сильно мне он нравится. Летом буду дома помогать родителям, чтобы много огурчиков на грядке наросло….
Алена ПОРШУКОВА, 3 года:
— Я теперь люблю лук есть. Мы его в землю сажали и смотрели, как он быстро рос. Укропчик нюхали, вкусно так пахнет! Теперь ждем, когда помидорки вырастут.
Зимой к нашему окошку птички прилетали, маленькие и большие, всякие! Пели «чик-чирик», а мы им сыпали крошки в кормушку и подсматривали в окно, как они их клюют. Я знаю, что маленькие серенькие птички — это воробушки, с красной грудкой – снегири, а большие черные-пречерные — это вороны.
Галина ТАЗОВА,
мама 3-летнего Игнатия:
— Мне иногда кажется, наш сын и по выходным ходил бы в садик. Ему там очень нравится. И во многом благодаря Вере Степановне, ее занятиям по экологии, надо же так уметь увлечь детей! Игнат каждый раз, когда приходит домой, рассказывает о переменах в сказочном огороде. Они каждый раз разные: то листочек проклюнулся, то огурчик появился… Однажды делала на ужин окрошку, а лука в доме не оказалось, так сын тут же заметил: в садике лук почему-то есть, а дома его нет!
В домашнем огороде Игнат тоже с удовольствием берется за поливку рассады, все прошлое лето с лейкой пробегал. По всему видно, что общение с природой, растениями детям доставляет огромное удовольствие.
Наталья ДОЛГУШИНА,
мама 3-летнего Андрея:
— Удивительно, но наш малыш тоже с интересом тянется к огороду на подоконнике. Наверное, мало он еще что понимает, но я всецело поддерживаю эту идею, занятия Веры Степановны. Ребятки живут в сельской местности и должны знать, что откуда берется — огурцы не растут на деревьях, помидоры сами по себе в магазине не появляются. Может быть, таким образом к ним раньше придет понимание, в чем ценность натуральных продуктов. И научатся ценить труд – как свой, так и чужой. Ведь многие из нас уже перестали понимать смысл пословицы: не потопаешь – не полопаешь…